Повторение темы «Причастие как особая форма глагола». Практикум

  • docx
  • 22.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рус.яз. 7. Повторение и обобщение изученного по теме Причастие.docx

Русский язык

7 класс

Тема: Повторение темы «Причастие как особая форма глагола». Практикум

Цели:

1.    Диагностика усвоения темы «Причастие».

2.    Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание  бережного, внимательного отношения к родному языку.

Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

Развивающие:  развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;

развивать творческие  способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; развивать  словарный  запас учащихся.

Формирование УУД:

 Познавательные УУД:

·  формулирование познава­тельной цели, формирование  навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

·  формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.

Коммуникативные УУД:

·  формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением парт­нера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);

·  умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

·  самоопределение (мотивация учения);

·  умение  находить ответ на  вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня   учение?»

·  понимание  значения  русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД:

·  формирование  умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение  рефлексии;

·  оценка  (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня ус­воения).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

 

Ход урока

Организационный  этап

-Здравствуйте, ребята! Так уж получилось, что изучение темы «Причастие» приходится на осенние дни. Осень в России – особенная пора.  Одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть.  Да, обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Послушайте, как пишет об осени А.С. Пушкин:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Ребята, я желаю вам сегодня на уроке быть организованными и активными! И пусть осень за окном не печалит вас, а радует!

У вас на рабочем столе два осенних листочка: желтый и зеленый .Покажите листок в соответствии со своим  настроением .Желтый -радостное, зеленый-грустное.(В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.)

Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите в тетрадях число, тему урока:

«Повторение и обобщение  изученного по теме «Причастие»». Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:

Мы должны:

1.Обобщить  знания о причастии.

2.Повторить  знаки препинания  при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

4.Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.

Актуализация знаний

Задание №1.

-Итак, в путь! Начнем  урок  с  составления рассказа на лингвистическую тему «Причастие». Перед вами листы с незаконченной работой. Внесите, пожалуйста, свои дополнения.

 

ПРИЧАСТИЕ.

Причастие – это ___________часть речи____________, которая совмещает в себе признаки ________________ (____________)  и признаки ________   (_____________).

Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причастия в предложении обычно бывают_______________________________ и отвечают на вопросы : .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

При них часто находятся зависимые слова и образуют __________________________________________________________________, который может находиться как перед  определяемым______________________, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он _______________________________ запятой, если же он стоит после ________________слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и _________________________________________

Страдательные  причастия имеют полную и _______________________________________формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется _____________буква Н.

-Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга.

-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5», на «4», «на «3» ?

(Проверка работы одного из учеников учителем).

Обобщение и систематизация знаний.

Задание № 1. Устная работа со схемами.

Задание №2.

Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-м и 3-ем предложениях, объясните расстановку пропущенных знаков препинания. Выполните синтаксический разбор второго предложения, морфологический разбор выделенного в предложении слова.

1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.

2. Часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью.

3. По лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

4.Березы, растрепанные сильным ветром,  и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.

5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.

 

-Ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в СППВ и отглагольных прилагательных. (Устные ответы ребят).

Задание №3. (Объяснительный диктант. Проанализируйте слова. Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.

 Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, позолоче(н,нн)ый лес, хоже(н,нн)ые  тропинки, нежда(н,нн)ый морозец, развея(н,нн)ы по дорогам, увеша(н,нн)ые цветными листиками-фонариками, сорва(н,нн)ый лист, растрепа(н.нн)ая осина, невида(н,нн)ый багрянец,равни(н,нн)ый пейзаж,ветре(н,нна)я погода, коше(н,нн)ая  трава, обнаже(н,нн)ые степи.

 (У доски работают 2 человека, 2 других проверяют правильность выполнения заданий одноклассниками.)

-А теперь, ребята, расскажите мне о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. (Устные ответы ребят).

Задание  №4.Перед вами карточки  с заданием. Раскройте скобки, устно указывая условия слитного или раздельного написания НЕ с причастиями.

(Не)смолкающий гул, (не)уснувшая река, до сих пор (не)потерявшая иголки лиственница, порыв ветра за окном (не)смолкаем; никем (не)замечаемые ягоды, (не)сгоревшие полностью краски осени; совершенно (не)закрапле(н,нн)ая листвой гладь озера,  (не)греющие лучи солнца, (не)забываемое впечатление.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Подготовка к домашнему сочинению. Анализ текстов.    

 - Перед вами стихотворение М.Цветаевой:

Когда  гляжу на летящие

листья,

Слетающие на булыжный торец,

Сметаемые – как художника кистью,

Картину кончающего наконец,

 

Я думаю (уж  никому  не по нраву

Ни стан мой,  ни весь мой задумчивый вид),

Что явственно желтый,

 Решительно  ржавый

Один такой лист на вершине –

забыт.

- Какова в нем роль причастий?

 (Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания.)

-Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша.  Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Послушайте, как пишет о тишине осени А.К.Толстой:

Начинается осень с особенной тишины. Такой , словно природа задумалась глубоко-глубоко. Даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет ещё долго.

- Представьте, что эту осеннюю тишину пронизывает пронзительный крик журавлей.

(Стихотворение А.Жемчужникова читает ученик)

     Сквозь вечерний туман, под небом стемневший,

     Слышен крик журавлей все ясней и ясней…

     Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

     Из холодной страны, с обнаженных степей.

     Сумрак, тоска, непогода и слякоть,

     Вид угрюмых полей, вид печальной земли…

     Перестаньте рыдать надо мной, журавли!

                                                   (А.Жемчужников).

- Удивительную тишину осени можно изобразить не только словами, но и красками. Рассмотрим цветные репродукции картин

И . И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остроухова «Золотая осень».

От «Золотой осени» Поленова веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Но почему же? Ведь стройные березки, украшенные багрянцем и позолотой, будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени, скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг…Эта неравномерность движения, так ясно чувствующаяся в застывшей тишине, и рождает тревогу.

У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву.

Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.

 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Ребята, побудьте и вы теперь в роли художника. Составьте,  пожалуйста, предложение с причастиями на тему «Золотая осень».

(Дети составляют и зачитывают свои предложения).

Рефлексия

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим  настроением.

Напоминаю: желтый- радостное, зеленый-грустное.

 

Домашнее задание

Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:

1.«Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной!» (А. Фет)

2.  «И в осени своя есть прелесть…»   (П. Вяземский).                 

 

 Выставление оценок