Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию
Оценка 4.9

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
обществознание
11 кл
15.01.2020
Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию
Конспект урока содержит перечень заданий по теме "Социальная сфера" в формате ОГЭ/ЕГЭ для 11 класса
Обобщение по теме Социальная сфера — копия.docx

 Обобщение по теме «Социальная сфера»

(Социальная стратификация и мобильность, социальные группы, молодёжь как социальная группа, этнические общности, межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения, конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ, социальный конфликт, виды социальных норм, социальный контроль, свобода и ответственность, отклоняющееся поведение и его типы, социальная роль, социализация индивида, семья и брак)

1.      Социальный статус – это

1)      положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей

2)      ожидаемое поведение индивида

3)      отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций

4)      потребности и мотивы деятельности человека

2.      Какой из перечисленных социальных статусов является достигнутым?

1)      мать   2) сын академика    3) женщина   4) коренной москвич

3.      Какой из перечисленных социальных статусов является предписанным?

1)      муж      2) писатель   3) англичанин    4) бомж

4.      В каком обществе практически полностью отсутствовала социальная мобильность?

1)      первобытнообщинном       3) феодальном

2)      рабовладельческом            4) социалистическом

5.      Примером горизонтальной социальной мобильности является

1)      женитьба на девушке из престижной социальной страты

2)      изменение места жительства в связи с женитьбой

3)      повышение в должности в связи с женитьбой

4)      женитьба на дочери миллионера

6.      Какая из потребностей с наибольшей вероятностью приводит к вертикальной социальной мобильности?

1) потребность в безопасности              3) потребность в привязанностях

2) потребность в признании                   4) потребность в заботе о других

7.      Какая из перечисленных реформ обязательно приведет к массовой групповой вертикальной социальной мобильности?

1)      реформа в образовании                    3) пенсионная реформа

2)      денежная реформа                           4) реформа экономической системы

8.      Главным признаком, по которому люди объединены  в группу управленцев среднего звена, является

1)      уровень образования                     3) уровень дохода

2)      объем власти                                  4) возраст

9.      Совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. В данном определении речь идет о

1)      социальной страте                   3) социальном классе 

2)      социальном статусе                  4) социальной группе

10.  Членами первичной группы являются

1)      три сотрудника офиса                    3) три товарища

2)      три зрителя в театре                       4) три участника спортивного соревнования

11.  Группа, характеризующаяся устойчивыми эмоциональными отношениями между ее членами, является

1)      формальной      2) первичной    3) вторичной     4) эмоциональной

12.  Членами вторичной группы являются

1)      члены семьи                                       3) члены садоводческого товарищества

2)      группа приятелей-студентов            4) старые школьные друзья

13.  Что из названного является отличительной особенностью малой группы?

1)      связи и взаимодействия в группе носят не только непосредственный, но и опосредованный характер

2)      представляет собой совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность

3)      представляет собой более или менее устойчивое и целостное социальное образование

4)      члены группы находятся в близких, прочных и интенсивных взаимодействиях

14.  Особенностью социального положения молодежи является

1)      переходность положения                         3) свобода от занятий и обязанностей

2)      физиобиологический образ жизни          4) выключенность из социальной жизни

15.  Какая из названных позиций характеризует одну из особенностей положения современной молодежи на рынке труда?

1)      высокий уровень профессионализма

2)      основной формой безработицы является фрикционная

3)      совпадение на рынке труда спроса и предложения

4)      составляет значительную часть безработных

16.  Особенностью психологии молодежи является

1)      безоговорочное принятие социальных норм и ценностей

2)      категоричность суждений, максимализм

3)      «уход» во внутренний мир

4)      умиротворенность и успокоенность

17.  Одним из признаков, характеризующих этническую общность, является

1)      проживание на территории определенного этноса

2)      осознание принадлежности к данному этносу

3)      участие в экономической жизни данного этноса

4)      знание языка данного этноса

18.  Самый ранний тип этноса

1)      народность     2) нация    3) племя     4) надэтнические общности

19.  При политико-правовом подходе под нацией понимается сообщество

1)      людей, объединенных религией

2)      граждан того или иного государства

3)      людей, говорящих на одном языке

4)      людей, объединенных общностью традиций, обычаев

20.  Представители одной этнической общности обязательно

1)      проживают в одной стране                          3) придерживаются одной идеологии

2)      имеют одинаковый цвет глаз                      4) имеют общее самосознание

21.  Межнациональные отношения – это

1)      отношения людей, складывающиеся в исторически определенных общественных формах

2)      отношения между государствами, нациями, группами, индивидами, складывающиеся в процессе осуществления власти

3)      взаимодействие нескольких социально-этнических общностей

4)      система хозяйственных связей между экономиками разных стран

22.  К национальной розни, вражде и подозрениям на национальной почве ведет

1)      совместное проживание в одном государстве

2)      возникновение тенденции к национальному самоопределению

3)      неравенство в уровне экономического и культурного развития

4)      развитие народной культуры

23.  Этносоциальные конфликты возникают в результате

1)      национальной консолидации        3) развития демократии

2)      экономического кризиса               4) дискриминации по национальному признаку

24.  Одним из способов разрешения этнонациональных конфликтов является политика

1)      национализма     2) мультикультурализма   3) шовинизма    4) сегрегации

25.  Одним из способов предупреждения межнациональных конфликтов является

1)      наличие демократического правового государства

2)      использование в конфликтах вооруженных сил

3)      национальное обособление

4)      абсолютизация национального суверенитета

26.  Одним из конституционных принципов национальной политики в РФ является

1)      преувеличение роста и роли национально-культурной автономии в составе единого федеративного государства

2)      создание условий для разрозненного проживания малочисленных народов в инонациональной среде

3)      равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

4)      приоритет прав человека, установление привилегий для «коренной» нации

27.  Позитивной функцией социального конфликта является

1)      формирование представления о побежденных группах как о врагах

2)      разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

3)      уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

4)      эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

28.  Причиной возникновения социального конфликта может стать

1)      ограниченность ресурсов, подлежащих распределению

2)      психологическая защита личности

3)      стабилизация личности для предохранения сферы сознания

4)      появление мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению

29.  Нормы морали – это

1)      правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения

2)      правила поведения, установленные или санкционированные  государством

3)      правила поведения, установленные различными учреждениями

4)      правила поведения, отражающие представления людей о добре и зле

30.  Нравственная свобода – это

1)      возможность поступать так, как хочется

2)      умение делать осознанный моральный выбор

3)      полный произвол по отношению к другим людям

4)      поступки, обусловленные внешней необходимостью

31.  Ролевое поведение – это

1)      своеобразное единство социальной роли и индивидуальности ее исполнителя

2)      межролевые конфликты, обусловленные противоречивыми требованиями

3)      исполнение актером роли на театральной сцене

4)      личные усилия человека, направленные на приобретение определенного статуса

32.  Одним из критериев, которому должна отвечать социальная роль, является

1)      способность к саморегуляции и самосовершенствованию

2)      свобода выбора, позволяющая действовать в соответствии со своими целями

3)      соответствие социокультурным ожиданиям людей

4)      наличие возможности удовлетворять собственные потребности и интерес

33.  Какое положение характеризует нуклеарную семью?

1)      состоит из одной брачной пары с детьми

2)      состоит из нескольких поколений членов семьи

3)      доминируют равноправные отношения супругов

4)      огромное внимание уделяется благополучию детей

34.  Верны ли следующие суждения о социальных статусах?

А) Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Б) Статусы, приобретенные родителями, не могут влиять на жизнь их детей.

1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) и А, и Б неверны

35.   Верны ли следующие суждения о социализации?

А) Любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных и тем самым ограничивает социализацию.

Б) Люди не обладают врожденными образцами поведения и медленно осваивают навыки, необходимые для выживания.

1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) и А, и Б неверны

36.  Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

Б) Порядок реализации норм морали не отличается от порядка реализации правовых норм.

            1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) и А, и Б неверны

 

37.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИД РАЗДЕЛЕНИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ)

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Демографический

подростки

…….

учителя

Ответ:

38. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Большая

Студенты университета

……

Семья

Ответ:

39. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Этническая

Англичане

……

Парижане

Ответ:

40. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

ЦЕЛЬ КОНФЛИКТА

Политический

Борьба за властные полномочия

……

Борьба за ресурсы, сферы влияния, распределение собственности

Ответ:

41. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «национальное самосознание». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) знания      2) оценки   3) культура  4) национальная общность  

5) национальный парк   6) разделение труда

42. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) противоборствующие стороны      2) парадокс         3) эскалация

4) патология     5) скрытая стадия   6) долгосрочность

43. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная мобильность». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) передвижения по вертикали            2) миграция

3) изменения в стратификационной структуре    4) экономическое сообщество

5) массовое передвижение по иерархической лестнице   6) элита

44. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними.

2. Социальной стратификацией называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.

3. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми.

4. Под стратой понимается совокупность людей, имеющих различия, порожденные происхождением.

5. Средний класс в современном обществе представляет собой малочисленную радикальную группу, поскольку она занимает промежуточное положение.

45. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.

2. В современном обществе основным каналом социальной мобильности является социальный статус семьи.

3. Под каналами социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности.

4. Под горизонтальной мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в другой с изменением социального статуса.

5. Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной и групповой.

46. Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Формальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий, она лишена официальной регламентации и юридического статуса.

2. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

3. Общество в социологии рассматривается как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга.

4. Первичной является группа, в которой взаимодействие между членами группы носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности.

5. Реальные группы – это группы, выделяемые с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения по социально значимым критериям.

47. Выберите верные суждения об этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

2. Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служит общность языка, поскольку он создает необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей..

3. Племя – тип этнической общности, присущий феодальному обществу и основанный на территориальном единстве.

4. Нация – исторически сложившийся тип этнической общности, который сформировался в период феодальной раздробленности с целью сплочения этноса для отпора врагу.

5. Интегративным показателем сформировавшейся социально-культурной общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

48. Выберите верные суждения о конституционных принципах национальной политики РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В федеративном государстве автономия субъектов с компактным проживанием лиц одной национальности и самостоятельность субъектов РФ ведут к национальному размежеванию.

2. Оптимальным способом разрешения межнационального конфликта является полная ассимиляция национальных меньшинств.

3. Конституционными принципами национальной политики РФ являются: равенство прав человека вне зависимости от его расы, нации, языка, религии; запрет любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; равноправие всех субъектов РФ и др..

4. Национальная политика в РФ – это система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства.

5. Задачами национальной политики являются обеспечение развития культурной самобытности каждого народа, сохранение исторически сложившейся целостности Российского государства.

49. Выберите верные суждения о семье и браке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Семья – союз лиц, проживающих на одной территории, связанных друг с другом материальной и моральной ответственностью.

2. Семья – это малая группа, которая полностью зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений.

3. Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества, важнейшими из них являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

4. Независимо от того, есть ли у членов семьи взаимная ответственность друг за друга, взаимные обязанности и поддержка, если брак зарегистрирован, то это семья.

5. Брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности.

50. Установите соответствие между типом стратификации и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИП СТРАТИФИКАЦИИ

А)группы различаются юридическими правами

Б)закрепляется с помощью дипломов, разрядов и т.д.

В)отличается относительной закрытостью

Г)закрепляет деление по содержанию и условиям труда

Д)передается по наследству

1) сословная

2) социально-профессиональная

51. В каких из приведенных ситуаций речь идет о вертикальной мобильности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданин К. победил на конкурсе пианистов.

2) Гражданка С. Выиграла грант на выполнение проекта.

3) Окончив институт, гражданка М. в поисках работы разослала свое резюме в несколько организаций.

4) Гражданка Д. выиграла приз в телевизионной игре.

5) Гражданка М. выиграла в лотерею путевку в Крым.

6) После аттестации гражданка Д. была переведена на другую должность с меньшим окладом.

52. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

     «Под _______________(А) группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие. Социальная группа – это своеобразный ____________(Б) между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам _________(В). В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной _____________ (Г). В зависимости от ___________(Д) выделяются большие, средние и малые социальные группы. __________(Е) социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.д.»

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)      Социальная

2)      Размер

3)      Группа

4)      Жизнь

5)      Уровень дохода

6)      Посредник

7)      Большие

8)      Малые

9)      Коллектив

 

53. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Этнические общности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1-1

2-1

3-3

4-1

5-2

6-2

7-4

8-2

9-4

10-3

11-2

12-3

13-4

14-1

15-4

16-2

17-2

18-3

19-2

20-4

21-3

22-3

23-4

24-2

25-1

26-3

27-2

28-1

29-4

30-2

31-1

32-3

33-1

34-1

35-3

36-1

37-профессиональный

38-малая

39-территориальная (поселенческая)

40-экономический

41-56

42-24

43-46

44-123

45-135

46-234

47-125

48-345

49-235

50-12121

51-136

52-163427

План по теме «Этнические общности»

1.      Понятие «этнические общности».

2.      Особенности России как многонационального государства.

3.      Основные направления демократической национальной политики РФ:

1)      Развитие федеративных отношений

2)      Развитие национальных культур

3)      Обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств

4)      Поддержание стабильности межнационального мира и согласия на Северном Кавказе

5)      Поддержка соотечественников, проживающих в других государствах.

4.      Принципы национальной демократической политики России.

5.      Реализация демократической национальной политики – условие развития и процветания России.

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера жизни общества" для 11 класса по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020