Повторы как семантико-стилистическая особенность в поэтике Р. Рождественского
Оценка 4.8

Повторы как семантико-стилистическая особенность в поэтике Р. Рождественского

Оценка 4.8
docx
13.12.2021
Повторы как семантико-стилистическая особенность в поэтике Р. Рождественского
Брылякова А. Повторы как семантико-стилистическая особенность в поэтике Р.Рождественского..docx

УДК 821.161.1

А.С.Брылякова

 Глазовский государственный

педагогический  институт им. В.Г. Короленко

 г.Глазов

Повторы как семантико-стилистическая особенность в поэтике Р.Рождественского

Аннотация: Статья посвящена исследованию повтора и его семантико-стилистическая особенности в творчестве Роберта Рождественского. Целью данного  исследования является повтор, как семантико-стилистическая особенность  в  поэтике Р. Рождественского. Об этом поэте написано не так много, если сравнивать с его современниками.

Метод исследования - анализ стихотворений, определение роли и  функции повторов. Для рассмотрения берутся известные произведения поэта, в которых мы встречаем повторы.

Ключевые слова: повтор, функции, Роберт Рождественский, стихотворения

A.S.Brylyakovа

 Glazovsky State Pedagogical Institute  Glazov

Repetitions as a semantic and stylistic feature in the poetics of R. Rozhdestvensky

Abstract: The article is devoted to the study of repetition and its semantic and stylistic features in the work of Robert Rozhdestvensky. The purpose of this study is repetition as a semantic and stylistic feature in the poetics of R. Rozhdestvensky.

Not much has been written about this poet when compared with his contemporaries. The research method is the analysis of poems, the definition of the role and function of repetitions in them. For consideration, the famous works of the poetess are taken, in which we find repetitions.

Keywords: repetition, functions, Robert Rozhdestvensky, poems


Повтор как яркое художественное средство мы находим в произведении всех эпох, жанров и видов  искусства. Во время Античности повтор был  риторическим средством, затем с выделением стилистики, он стал рассматриваться как стилистическое явление. В ХХ веке, повтор стали рассматривать как средство связи в предложении с литературоведческой позиции, для которой характерно отношение к лексическому повтору как экспрессивному средству украшения речи. При таком подходе его роль в организации текста в целом не рассматривалась. С лингвистической позиции  повтор начинает исследоваться с начала 50-ых годов.[1] Начнем с того, что дадим определение повтора. Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы. Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя. С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста. Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.[2]

Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:

-фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);

-морфемный (повтор морфем и частей слова);

-лексический (повтор слова);

-синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).

Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.

Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:

1.Для обозначения большого количества предметов

2. для усиления признака, степени качества или действия

3. для указания на длительность действия

4. Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.

5. Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.

6. С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.

7.Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.[3]

В поэтическом творчестве Роберт Рождественский, наряду с Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной, проявил себя как один из представителей поэзии 1950-1960-х годов, которая отличалась не только искренностью и свежестью поэтического языка, но и ярко выраженной гражданственностью, патетикой, масштабностью и контрастностью изображения. Рождественский выступил продолжателем традиций Владимира Маяковского, широко используя «разговорные» ритмы стиха, ораторские приемы, ассонансы.[3] В творчестве он обращался к актуальным темам – памяти, урокам Второй мировой войны, любви и многих других. В своих произведениях он описывал также красоту человеческих отношений, трудности и радости повседневной жизни, зарубежные впечатления.[9]

В творчестве этого писателя достаточно часто встречается повтор. Например, таких стихотворениях, как «Будь, пожалуйста, послабее», «Эхо любви», «Человеку надо мало», «Помните (отрывок из поэмы «Реквием»)» и во многих других произведениях, где повтор выполняет многие функции. 

В стихотворении «Мгновение» (1973) можно увидеть использование  анадиплосиса. Этому редкому явлению дадим определение. Анадиплосис (греч. «удвоение» - это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста.

«Придет оно, большое, как глоток,

Глоток воды во время зноя летнего.»

Можно  предположить,  что  позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.[3]

Поэма «Реквием» (1960) - произведение о тех, кто отдал жизнь за мирное небо над головой потомков, кто уже никогда не сможет пройти по родной земле, не почувствует аромат цветущей черешни, не услышит веселое щебетание птах. Поэт в строках своей поэмы поднимает проблему памяти, призывает быть достойными подвига солдат той страшной войны, закончившейся в сорок пятом. [5] В стихотворении «Помните» (отрывок из поэмы «Реквием») слово «Помните» является повтором. 

«Помните!

Через века, через года,

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!».[4]

Повторы придают тексту произведения торжественности, стремительного движения вперед. Они являются не только словами автора, которые как будто  вешаются с трибуны, но и для подчеркивания значимости для смысла. Оно заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении.

Рассмотрим стихотворение с повтором из другой важной темы творчества - темы  любви. Тонкой лиричностью и нежностью пропитаны стихи Рождественского о любви, значительная часть которых посвящена его музе и верному единомышленнику – жене Алле Киреевой. В мелодичных строках ощущаются искренность чувств и удивительное понимание женского бытия. Многие произведения легли на музыку и стали популярными песнями: «Только тебе», «Позвони мне, позвони», «Эхо любви», «Любовь настала».[8] Исследовать повтор мы будем в стихотворении «Все начинается с любви» (1974). В своем произведении поэт рассуждает о важности любви как чувства. Любовь – это первоначало всего, что окружает человека. Без этого светлого чувства человек не может созидать, не может быть счастливым, не может реализоваться в плане моральных качеств. "Все вы заметили "кольцевое" построение стихотворения, когда фразой "Все начинается с любви" начинается и заканчивается, а также проходит рефреном через каждую строчку.[7]

«Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале

Было

слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..

Все начинается с любви:

и озаренье,

 и работа,

 глаза цветов,

 глаза ребенка –

 все начинается с любви.» [4]

Строка «Все начинается с любви» - главная мысль автора, то, что он хотел нам объяснить, и доказал на примерах.

Исследование повтора с точки зрения его роли в творчестве Роберта Рождественского показывает, что он (повтор) является важной особенностью текстов. Роль его в смысловой  организации, которая рассматривает  повтор как средство, обеспечивающее семантическую и логическую связность произведений, наполняет и усиливает смысловую значимость.

Список литературы:

1. Семантико-стилистические особенности создания художественного  образа в поэзии Роберта Рождественского// Вестник Чувашского университета. 2011. №4 стр.249-255. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskiy-povtor-kak-sredstvo-smyslovoy-organizatsii-hudozhestvennogo-teksta/viewer (Дата обращения: 5.12.2021)

2. Повтор как одного из выразительных средств языка: [Электронный ресурс]//https://infourok.ru/povtor-kak-odno-iz-virazitelnih-sredstv-yazika-930807.html (Дата обращения: 5.12.2021)

3. Лексический повтор: [Электронный ресурс]// https://russkiiyazyk.ru/leksika/leksicheskiy-povtor.html (Дата обращения: 5.12.2021)

4. Рождественский, Р.И. Собрание стихотворений, песен и поэм в одном томе / Роберт Рождественский. – М.: Издательство «Э», 2016. – 1088 с. – (Полное собрание сочинений)

5. Анализ поэмы Рождественского «Реквием: [Электронный ресурс] //https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-poemy-rojdestvenskogo-rekviem.html (Дата обращения: 5.12.2021)

6. Анализ стихотворения «Все начинается с любви» Роберта Рождественского: [Электронный ресурс]//http://litcult.ru/lyrics.analiz/983 ( Дата обращения: 5.12.2021)

7. Художественный текст в иностранной аудитории (на материале стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви»): [Электронный ресурс]//https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-tek.. (Дата обращения: 7.12.2021)

8. О любви [Электронный ресурс]//https://istihi.ru/rozhdestvenskij/o_lubvi  (Дата обращения: 7.12.2021)

9. Роберт Рождественский: [Электронный ресурс] //https://fam-person.ru/robert-rozhdestvenskij/ (Дата обращения: 7.12.2021)


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 821.161.1 А.С.Брылякова

УДК 821.161.1 А.С.Брылякова

Keywords: repetition, functions,

Keywords: repetition, functions,

Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности…

Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности…

Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста

Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста

Многие произведения легли на музыку и стали популярными песнями: «Только тебе», «Позвони мне, позвони», «Эхо любви», «Любовь настала»

Многие произведения легли на музыку и стали популярными песнями: «Только тебе», «Позвони мне, позвони», «Эхо любви», «Любовь настала»

Список литературы: 1. Семантико-стилистические особенности создания художественного образа в поэзии

Список литературы: 1. Семантико-стилистические особенности создания художественного образа в поэзии

Роберт Рождественский: [Электронный ресурс] // https :// fam - person

Роберт Рождественский: [Электронный ресурс] // https :// fam - person
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021