лучшедома
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ

doc
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ.doc

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ.

    Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы  можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.

     Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является познавательный интерес. Поэтому, для того чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету при первой встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной, я добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, так как с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников. Ведь крайне важно развитие высокой интеллектуальной культуры – мыслей, чувств, переживаний, которые так волнуют душу человека, когда он познает окружающий мир, прошлое и настоящее человечества. Поэтому вся учебно-воспитательная работа с учащимися протекает на возбужденном и постоянно поддерживаемом определенном эмоциональном фоне.

         

     Единство физики и лирики.  Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Например, при изучении с семиклассниками понятие о теле отсчета я привожу отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Ребята очень живо реагируют на такие стихи:

«Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то не стало

Мне надо выходить

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?»

  Разбор в классе содержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив любимые с детства стихи, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова «ехала деревня мимо мужика».

     В 9 классе при изучении механического движения привлекаю отрывки из произведений Ж. Верна «Из пушки на Луну», «Вокруг Луны»,  А. Беляева «Звезда КЭЦ», «Тайна двух океанов», А. Толстого «Аэлита», эпиграмму А. С. Пушкина «Движение»:

Движенья нет, - сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить,

Сильнее бы не мог он возразить.

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господи, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей».

 и др.

           При изучении тепловых явлений и молекулярной физики в 10 классе использую отрывки из произведений Ж. Верна «20 тысяч лье под водой», «Пять недель на воздушном шаре», Г. Уэллса «Первые люди на Луне».

            В 11 классе с большим интересом воспринимается комментированное чтение отрывков из книг А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», Г. Уэллса «Человек-невидимка», Н. В. Гоголя «Повести о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  и др.

     Даже сказка П. Ершова «Конек-горбунок» помогает одиннадцатиклассникам создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу.

Огонёк горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнём.
Светит поле словно днём;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван.
«Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдётся свету,
А тепла и дыму нету;
Эко чудо-огонёк!»
Говорит ему конёк:
«Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо Жар-птицы.

 

     Часто на уроках зачитываю отрывки из сказок. Сказки представляют собой ценный материал для изучения физики, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и «работают» физические закономерности. Использование на уроках фрагментов из сказок с описание изучаемых природных явлений может создать у ребят положительный эмоциональный фон, так нужный для успеха учебной деятельности.

    Привлечение текстов из сказок на занятиях важно и для формирования мотивов изучения физики. Во-первых, сказки близки и понятны. Во-вторых, сказочные герои – хорошие наблюдатели, смекалистые и знающие законы природы, нередко торжествуют победу, а кто не обладает этими качествами, терпит поражение; это убеждает учащихся в полезности знаний

Из сказки Г.-Х. Андерсена "Гадкий утенок"

Надвигался ураган. Утенок заскочил в дверь избушки..

"В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти".

 

Вопрос: Почему кот "испускал искры", когда его гладите?

Из арабской  сказки  «О  Синдбаде-мореходе»

"И Рухх бросил в нас камень, который был у него, но капитан отвел корабль в сто­рону, и камень не попал в него, а упал в мо­ре рядом с кораблем. И корабль начал под­ниматься  и опускаться".

Вопрос. Какое движение начал совер­шать корабль после того, как камень упал в воду?

Школьники с увлечением сами ищут в сказках физические законы, явления, делают к ним иллюстрации, готовят вопросы своим одноклассникам.

Кроме сказок, для повышения познавательного интереса применяю качественные задачи, составленные на основе фрагментов текстов из научно – популярной и художественной литературы, содержащих описание физических явлений.

 

Например:

Сомненье, вера, пыл живых страстей игра воздушных мыльных  пузырей: Тот радугой блеснул, а этот – серый, и разлетятся все.

Вопрос. Почему одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие нет?

Все молчит, - лучина с треском лишь горит багровым блеском да по кровле ветр шумит.

Вопрос. Почему лучина «горит с треском»?

Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед.

Вопрос. Почему коньки режут лед?

«Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще, у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело»

Вопрос. Прав ли автор романа? Объясните.

«Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носов

«Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чайник. Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто – то выталкивал изнутри. Шпунтик поскорее заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из под крышки. Этот пузырь становился все больше, наконец оторвался от крышки и, трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху».

Вопросы. Чем объяснить происшедшее? Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

Мишкина каша. Н. Н. Носов
«…Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масло на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорей зажарились. Масло зашипело и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки, — масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас в доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались».
Правильно ли было тушить горящее масло водой, и как правильно нужно было тушить?

Причуды природы. И. И. Акимушкин
«…Живущие в быстрых горных ручьях личинки подёнок плоские снизу, выпуклые сверху. Прилепятся плотно ко дну или камням, и омывающая их вода по известным в гидродинамике законам прижимает личинку ко дну или камню, и не сносит».
О каких законах гидродинамики идёт здесь речь? Поясните.

Ребята получают задания составить свои вопросы одноклассникам, вспомнить пословицы, поговорки, загадки.

Дети с удовольствием решают кроссворды, ребусы. Их я составляю сама, или ребята получают домашнее задание составить кроссворд (ребус), посвященный конкретным разделам и темам физики для своего соседа по парте. При этом каждый ученик получает 2 отметки: за кроссворд и за отгадывания предложенного кроссворда.

   Например, после изучения темы «Барометр-Анероид», в начале урока ученикам можно предложить ребус, в котором зашифровано понятие барометр. После его разгадывания далее задается вопрос: «Что измеряет барометр?». И предлагается учащимся рассказать все, что они о нем знают. (продемонстрировать)

  Ребусы и кроссворды можно решать на факультативных занятиях, а также на уроке при объяснении нового материала, при повторении и работе со слабыми учащимися, в конце занятия, чтобы снять усталость.

          При решении задач применяю следующие приемы, развивающие интерес к решению задач:

  1. Задача без вопроса
  2. Сочини сам.
  3. Задачи в виде таблицы.
  4. Прочти пословицу.

           

     Одним из мощных источников пробуждения  и формирования  интереса к учению, развития инициативы ученика в познании является проблемное обучение. Оно способствует пониманию внутренней сущности явлений и процессов, формирует умение видеть проблему и т.д.

    Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Следовательно важнейшими понятиями в проблемном обучении являются проблемная ситуация и учебная проблема.

   Сущность проблемной ситуации заключается в противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

    Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

-анализ проблемной ситуации;

-формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;

-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);

-проверка правильности решения.

    Проблемные вопросы: они должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Например, при изучении темы: «Световые явления» можно предложить вопрос: «При каком условии плоское зеркало может дать действительное изображение?» Учащиеся знают, что изображение в плоском зеркале всегда мнимое, возникает противоречие. Начинается поиск решения. Учащиеся должны догадаться, что если на зеркало направить сходящийся пучок света, то получится действительное изображение.

   Большую проблемность содержат в себе задачи на доказательство. Например, докажите, что изображение в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от него, на каком перед ним находится источник света. Или доказать закон отражения света.

   Предъявление учащимся проблемных заданий практического характера своим содержанием уже вызывает интерес учащихся, вовлекает в активную познавательную деятельность, т.е. создает проблемную ситуацию. Например, можно предложить такое задание. Имеются собирающая и рассеивающая линзы. Каким образом, не измеряя фокусных расстояний, можно сравнить оптические силы линз? Сравните. Учащиеся на данном этапе знают, какие бывают линзы, что такое фокус, фокусное расстояние. Они также знают, что оптическая сила линзы обратно пропорциональна её фокусному расстоянию. Поэтому возникает затруднение: как же сравнить оптические силы линз, не измеряя фокусного расстояния. Ребята должны глубже разобраться в величине оптическая сила. Понять, что она характеризует преломляющую способность линзы и догадаться сложить эти две линзы так, чтобы совпадали их главные оптические оси. Затем попытаться получить изображение от удаленного источника. Если изображение получается, то оптическая сила собирающей линзы больше. Если оптическая сила рассеивающей линзы больше, то изображение не получится.

   Следующее средство - наглядность, в частности, использование физических экспериментов. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления.

    Эксперимент можно использовать и перед изучением нового материала и для изучения нового материала. Например, при изучении темы <Недостатки зрения> можно рассмотреть ход лучей в нормальном глазу человека. Затем привлечь учащихся к выполнению опытов по устранению близорукости и дальнозоркости.

   И, наконец, эксперимент можно использовать при закреплении изученного материала.

   Проблемные домашние задания открывают более широкие возможности развития одаренных и интересующихся физикой учеников. Этим ребятам наряду с общими заданиями дают ещё индивидуальные. Но проблемные задания полезны не только для «сильных» и «средних» учеников. Почти в любом классе имеются учащиеся, не проявляющие интереса к физике. Для этих учеников могут быть также очень полезны несложные индивидуальные проблемные задания.

  Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель. Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.

          Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

          Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

          Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)