Информатика относится к высоко социализированным дисциплинам, она кардинально реагирует на изменение экономических установок в общественном устройстве.
На современном уровне информатизации нашего общества основной целью общеобразовательного курса информатики становится обеспечение информационной культуры выпускников школы.
Задачи современного курса информатики
я определяю так:
подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в условиях высокоразвитого информационного общества, в условиях неограниченного доступа к информации;
формирование у учащихся готовности к принятию информационно обоснованных решений на основе ресурсов, предоставляемых окружающей информационной средой;
развитие умений эффективно использовать возможности информационной среды и защищаться от ее негативных воздействий;
формирование у учащихся понимания единства информационных процессов, протекающих в различных по природе системах: живых, технических, социальных;
формирование понятия информации как основы грамотной организации процессов управления, необходимого практически каждому взрослому гражданину общества;
достижения каждым учащимся ясного понимания цели изучения школьной информатики и мотивации каждого на такое изучение.
Проблема: недостаточный уровень мотивации к учению у большинства учащихся
Цель: создание условий для повышения мотивации к учению посредством современных образовательных технологий.
Задачи:
провести теоретический анализ понятия о мотивах;
изучить мотивационную сферу учащихся;
найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации;
апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации;
организовать учебную деятельность, максимально способствующую раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика;
проанализировать достигнутые результаты;
наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.
Для себя я выбрала следующие основополагающие
принципы в работе:
учитель - не над учеником, а - с учеником;
в работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональные сферы ребенка;
всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта;
отсутствуют: оценка, соревнование, соперничество; их заменяют: самооценка, самовоспитание;
учитель не формулирует тему урока, а создает мотивационный фон, вызывает у учащихся информационный запрос.
Нетрадиционные уроки – это одно из важных средств обучения, формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, свойственные многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственной учебной деятельности.
Трудоёмкая и длительная подготовительная работа не позволяет часто прибегать к нетрадиционным формам обучения. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся традиционный урок, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.
«На свете есть только один способ побудить людей что-то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать».
Д. Карнеги.
Нетрадиционные уроки
дополняют традиционные уроки;
расширяют кругозор учащихся;
знакомят учащихся работе с различными источниками знаний;
способствуют формированию мотивации учения и развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки.
Цели нетрадиционных уроков:
отработка новых методов, способов, форм, приёмов и средств обучения;
усвоение программного материала более качественно и в полном объёме;
разнообразие учебной деятельности;
выход за рамки учебника, обогащение новыми знаниями и возможностями.
Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
обучающая – формирование специальных умений и общенаучных знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения;
развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь;
воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических отношений;
творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей на разных этапах урока, в разных сферах деятельности, выражение своего эмоционального отношения.
Задачи нетрадиционных уроков:
№п/п | Нетрадиционные формы уроков | Вид нетрадиционного урока |
1. | Уроки в форме соревнования и игр | Конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. |
2. | Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике | Исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж |
3. | Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала | Урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать». |
4. | Уроки, напоминающие публичные формы общения | Пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал |
5. | Уроки, опирающиеся на фантазию | Урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект |
6. | Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций | Суд, следствие, трибунал, патентное бюро, конструкторское бюро, ученый Совет |
7. | Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: | КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков» |
8. | Интегрированные уроки | Информатика-математика, информатика-география, информатика - ИЗО, информатика-история и т.д. |
9. | Трансформация традиционных способов организации урока: | Лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок |
выбор темы (часто тематика урока может выходить за рамки учебника, но быть приближена к изучаемой теме);
новая форма подачи материала (изучение материала, его усвоение, обсуждение, закрепление проходят в разных вариантах, отличных от традиционного урока). Это позволяет сделать урок насыщенным, информационно полезным, раскрепощенным;
тщательный подбор форм деятельности ученика и учителя. Разграничения в деятельности ученика и учителя необходимы. На обычном уроке учитель играет центральную, ведущую роль. На нетрадиционном уроке учитель может занимать позицию слушателя, ненавязчиво руководя уроком и регулируя отведенное для урока время. Это приводит к тому, что тема, рассматриваемая на данном уроке, изучается шире и глубже. Каждый ученик может проявлять себя в нескольких вопросах и иметь 2-3 позиции. Форма проведения нетрадиционного урока в разных классах будет меняться, так как уровень обучения и активность классов разная. Нетрадиционный урок гораздо глубже и сложнее по своей сути, нежели обычный. Это связано с его подготовкой и проведением.
Структура нетрадиционного урока:
Результативность
Активное участие обучающихся в рамках Всероссийского мероприятия «Час Кода», «Урок цифры», что даёт возможность повысить интерес школьников к информатике с помощью применения современных игровых и интерактивных технологий в обучении. Все участники урока были награждены сертификатами.
Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме
Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.
Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание с классом.
Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, чётко спланированная подготовка, продумывание форм и методов его проведения.
Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока, общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом.
Заключение
Учебная мотивация современного школьника и процесс её развития неразрывно связан с факторами успешности учения. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.