Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах

  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конкурсы 24.02..docx

 «Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»

1. Роль конкурсов в повышении педагогического мастерства педагога.

       Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи.
    Для педагога участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы  учащимися, в совместной работе с родителями, в педагогическом коллективе.
Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на районном уровне (мастер-классы, презентации опыта работы, открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и др.), а впоследствии на городском и других уровнях, таким образом повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство. Заявление на участие в конкурсе  требует от педагога определенной смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической поддержки как в образовательном учреждении, так и в районных методических центрах.

           Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной,  правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, учреждение ДО определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма педагога. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку. Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

          Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

          К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

1.     Развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

2.     Развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

3.     Создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

4.     Внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

5.     Повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и учреждения в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

1.     Проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

2.     Стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу.

         Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности. Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Такой опыт можно получить, выступая на городских педагогических чтениях, участвуя в конкурсах и конференциях, на мастер-классах.

        Особо хочется сказать о Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», где каждый из педагогов может разместить свои работы на сайте издательства «Первое сентября» и осуществить обмен опытом в сети педагогических работников. Все это способствует профессиональному развитию, достижению более высокого уровня значимости в педагогическом сообществе.
        Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современном дополнительном образовании, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

         Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если педагог неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.

 

 

2. Конкурс  профессионального  мастерства как средство развития творческого потенциала педагогов дополнительного образования.

 

          Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Для формирования обозначенных качеств личности нужен педагог, открытый ко всему новому, способный помочь учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Развитие профессионального мастерства педагога, проводится в разнообразных формах: курсы, практико-ориентированные семинары, методические объединения, мастер-классы, профессиональные конкурсы, консультации.

       Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса педагога в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы дополнительного образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

        Конкурсное движение решает следующие задачи:

- выявляет лучших педагогов;

- оценивает профессионализм участников;

- способствует поддержке и поощрению лучший педагогов;

- создает условия для обмена опытом и распространения идей по обновлению содержания и технологии профессиональной деятельности педагогических работников.

      Педагоги, претендующие на победу, должны обладатьт не только обширными знания, но и владеть современными методиками и способностями передавать свой опыт. Поэтому в процессе конкурсной деятельности они систематизируют материалы о собственном педагогическом опыте. Для многих педагогов это является началом в дальнейшей научной работе.

         Трансляция своего педагогического опыта в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от воспитательно-образовательного процесса, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений.