Повышение познавательной активности
студентов на уроках информатики
Малышев И.А.,
преподаватель информатики
КГБПОУ «Ребрихинский лицей
профессионального образования»
В данной статье представлен практический опыт активизации учебной деятельности студентов на уроках информатики путем использования кроссвордов. В работе указаны основные методические цели и результаты использования кроссвордов на уроке. Проанализирована работа по организации составления кроссвордов студентами. Даны практические рекомендации по использованию программ и онлайн -ресурсов для создания кроссвордов.
Рассматриваемая тема будет интересна преподавателям системы СПО.
С каждым годом все труднее привлечь студентов к изучению учебного материала по каким либо предметам, будь это информатика или любой другой предмет.
На своих уроках я часто слышу фразы: "Зачем мне трактористу или повару нужна информатика?", "Мне это в жизни не пригодится", "Я в компьютерах ничего не понимаю" и т.д. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, табличный процессор и т.д.). Есть и такая категория студентов, которая самостоятельно освоила игровые программы, научилась выполнять некоторые технологические операции и считает себя "гениями" в области информатики и ничему не хочет учиться на уроках.
Исходя из этого, передо мной как перед преподавателем встала проблема: "Как организовать процесс обучения так, чтобы студент активно, с интересом и увлечением работал на уроке?"
Изучив опыт коллег, я остановился на создании и использовании кроссвордов на уроке информатики. Все знают, что из себя представляет кроссворд, но далеко не все используют его на своих занятиях.
На своих уроках я использую готовые кроссворды, в том числе составленные мной, а также организую составление кроссвордов студентами.
Кроссворды я использую:
1. для проверки,
2. для обобщения и систематизации знаний,
3. для закрепления изученного материала.
Кроссворды можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Также можно использовать в качестве своеобразного теста после прохождения темы, но для этого его необходимо снабдить количественными показателями для оценки уровня знаний.
На сегодняшний день мною разработаны и используются кроссворды по темам: «Алгоритмы», «Архитектура ЭВМ», «Единицы измерения информации», «Безопасность информации», «Microsoft Office», «Microsoft Windows», «Безопасность и гигиена ПК», «Браузеры», «Вирусы и антивирусные системы», «Защита информации», «Интернет», «Клавиши управления», «Компьютер и его составляющие», «Растровая и векторная графика», «Устройство компьютера».
Первоначально для студентов решение кроссвордов создало определенные сложности, но постепенно включившись в работу, они стали разгадывать кроссворды гораздо успешнее и быстрее, не прибегая к тетрадям, учебникам и интернету.
В сети существует ряд платных и бесплатных программ и интернет - ресурсов для создания кроссвордов. В своей работе я пользуюсь программами Homacosoft CrosswordCreator, Decalion, Microsoft Word, Microsoft Excel и онлайн –ресурсами: Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/), LearningApps (https://learningapps.org/), Фабрика кроссвордов (https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/).
У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Например, в программе Online Test Pad при создании кроссвордов можно выделить следующие плюсы:
1. Платформа бесплатная.
2. Простой и понятный интерфейс.
3. Простота в использовании.
4. Возможность получить различные статистические данные:
· количество прохождений общее и по дням,
· отдельные решения каждого студента, его результат и потраченное время на выполнение (результат можно сохранить в формате pdf),
· количество правильных/неправильных/пустых ответов на каждое слово кроссворда каждого студента.
· таблицу результатов и сводную ведомость всех участников и сохранить ее в MS Excel.
Минус данной программы в том, что в имени пользователя указывается его IP-адрес. Это не совсем удобно в идентификации студентов в отличие от других программ, например, LearningApps. В ней мы можем создать задания для каждого студента или групп студентов, но различных статистических данных, в отличие от Online Test Pad, мы не получим.
Хотелось бы выделить также свое такой интернет-ресурс, как "Фабрика кроссвордов". В нем легко создать кроссворд, который можно потом раздать студентам в различных вариантах:
1. Поделиться ссылкой на кроссворд для прохождения в информационном варианте, без использования сторонних программ.
2. Экспортировать и заполнить в электронном виде в программе Microsoft Word.
3. Распечатать бумажный вариант и заполнить его непосредственно на бумаге.
Также в интернете можно найти и скачать уже готовые кроссворды по предмету, либо решать их онлайн на следующих сайтах: https://infedu.ru/category/krossvordyi/,http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/informatika/graficheskiy-redaktor.html, https://onlinetestpad.com/, https://learningapps.org/, https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/.
Если в прошлом году я начал использовать небольшие кроссворды как элементы урока, то в этом учебном году я использую более сложные кроссворды и учу составлять их студентов.
Составление кроссвордов самими студентами конечно более сложный процесс. Ведь для этого требуется хорошее знание темы, умение четко формулировать определения понятий и составлять вопросы. При всем при этом составление кроссворда - достаточно увлекательный и полезный вид самостоятельной работы. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности студентов, позволяющим развивать в непринужденной форме познавательный интерес. Этим можно заниматься как дома, так и на уроках. Студенты составляют кроссворды индивидуально, в парах или в группе.
Простой вариант, когда дается готовый набор терминов и слов по конкретной теме. Необходимо создать сетку из подходящих по горизонтали и вертикали слов, пронумеровать, отобрать и составить вопросы к ним. Сложнее когда называется только тема курса информатики, все остальное студенты делают сами.
Пока мои студенты осваивают создание кроссвордов при помощи Microsoft Word, Microsoft Excel, тем самым убиваю двух зайцев: изучение студентами данных продукты и активизация их познавательной активности. Студенческие кроссворды также использую на своих уроках.
Перспективы работы:
1. Составление сборника тематических кроссвордов по информатике совместно со студентами. Работа в этом направлении уже начата. В этом году 3 студента выбрали в качестве темы для исследовательской работы “Создание тематических кроссвордов по информатике”.
2. Разработка методических рекомендаций по созданию кроссвордов средствами различных редакторов и онлайн-программ.
3. Разработка уроков и внеурочных мероприятий с использованием кроссвордов.
Подводя итог, можно сказать, что использование кроссвордов на уроках информатики способствует:
1. Улучшению усвоения новых терминов и понятий.
2. Развитию познавательной активности.
3. Созданию ситуации успеха.
4. Повышению качества знаний.
5. Развитию навыков и умения информационно-поисковой деятельности.
6. Организации самостоятельной работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.