«Повышение познавательной активности студентов на уроках информатики»
Оценка 5

«Повышение познавательной активности студентов на уроках информатики»

Оценка 5
docx
05.04.2021
«Повышение познавательной активности студентов на уроках информатики»
«Повышение познавательной активности студентов на уроках информатики».docx

 

Повышение познавательной активности

студентов на уроках информатики

 

Малышев И.А.,

преподаватель информатики

КГБПОУ «Ребрихинский лицей

профессионального образования»

 

В данной статье представлен практический опыт  активизации учебной деятельности студентов на уроках информатики путем использования кроссвордов. В работе указаны основные методические цели и результаты использования кроссвордов на уроке. Проанализирована работа по организации составления кроссвордов студентами. Даны практические рекомендации по использованию программ и онлайн -ресурсов для создания кроссвордов.

Рассматриваемая тема будет интересна преподавателям системы СПО.

 

С каждым годом все труднее привлечь студентов к изучению учебного материала по каким либо предметам, будь это информатика или любой другой предмет.

На своих уроках я часто слышу фразы: "Зачем мне трактористу или повару нужна информатика?", "Мне это в жизни не пригодится", "Я в компьютерах ничего не понимаю" и т.д. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, табличный процессор и т.д.). Есть и такая категория студентов, которая самостоятельно  освоила игровые программы, научилась выполнять некоторые технологические операции и считает себя "гениями" в области информатики и ничему не хочет  учиться на уроках.

Исходя из этого, передо мной как перед преподавателем встала проблема: "Как организовать процесс обучения так, чтобы студент активно, с интересом и увлечением работал на уроке?"

Изучив опыт коллег, я остановился на создании и использовании кроссвордов на уроке информатики. Все знают, что из себя представляет кроссворд, но далеко не все используют его на своих занятиях.

На своих уроках я использую готовые кроссворды, в том числе составленные мной, а также организую составление кроссвордов студентами.

Кроссворды я использую:

1.       для проверки,

2.       для обобщения и систематизации знаний,

3.       для закрепления изученного материала.

Кроссворды можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Также можно использовать в качестве своеобразного теста после прохождения темы, но для этого его необходимо снабдить количественными показателями для оценки уровня знаний.

На сегодняшний день мною разработаны и используются кроссворды по темам: «Алгоритмы», «Архитектура ЭВМ», «Единицы измерения информации», «Безопасность информации», «Microsoft Office», «Microsoft Windows»,  «Безопасность и гигиена ПК», «Браузеры», «Вирусы и антивирусные системы», «Защита информации», «Интернет», «Клавиши управления», «Компьютер и его составляющие», «Растровая и векторная графика», «Устройство компьютера».

Первоначально для студентов решение кроссвордов создало определенные сложности, но постепенно включившись в работу, они стали разгадывать кроссворды гораздо успешнее и быстрее, не прибегая к тетрадям, учебникам и интернету.

В сети существует ряд платных и бесплатных программ и интернет - ресурсов для создания кроссвордов. В своей работе я пользуюсь программами Homacosoft CrosswordCreator, Decalion, Microsoft Word, Microsoft Excel и онлайн –ресурсами: Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/), LearningApps (https://learningapps.org/), Фабрика кроссвордов (https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/).

У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Например, в программе Online Test Pad при создании кроссвордов можно выделить следующие плюсы:

1.       Платформа бесплатная.

2.       Простой и понятный интерфейс.

3.       Простота в использовании.

4.       Возможность получить различные статистические данные:

·          количество прохождений общее и по дням,

·          отдельные решения каждого студента, его результат и потраченное время на выполнение (результат  можно сохранить в формате pdf),

·          количество правильных/неправильных/пустых ответов на каждое слово кроссворда каждого студента.

·          таблицу результатов и сводную ведомость всех участников и сохранить ее в MS Excel.

Минус данной программы в том, что в имени пользователя указывается его IP-адрес. Это не совсем удобно в идентификации студентов в отличие от других программ, например, LearningApps. В ней мы можем создать задания для каждого студента или групп студентов, но различных статистических данных, в отличие от Online Test Pad, мы не получим.

Хотелось бы выделить также свое такой интернет-ресурс, как "Фабрика кроссвордов". В нем легко создать кроссворд, который можно потом раздать студентам в различных вариантах:

1.   Поделиться ссылкой на кроссворд для прохождения в информационном варианте, без использования сторонних программ.

2. Экспортировать и заполнить в электронном виде в программе Microsoft Word.

3. Распечатать бумажный вариант и заполнить его непосредственно на бумаге.

Также в интернете можно найти и скачать уже готовые кроссворды  по предмету, либо решать их онлайн на следующих сайтах: https://infedu.ru/category/krossvordyi/,http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/informatika/graficheskiy-redaktor.html, https://onlinetestpad.com/, https://learningapps.org/, https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/.

Если в прошлом году я начал использовать небольшие кроссворды как элементы урока, то в этом учебном году я использую более сложные кроссворды и учу составлять их студентов.

Составление кроссвордов самими студентами конечно более сложный процесс. Ведь для этого требуется хорошее знание темы, умение четко формулировать определения понятий и составлять вопросы. При всем при этом составление кроссворда - достаточно увлекательный и полезный вид самостоятельной работы. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности студентов, позволяющим развивать в непринужденной форме познавательный интерес. Этим можно заниматься как дома, так и на уроках. Студенты составляют кроссворды индивидуально, в парах или в группе. 

Простой вариант, когда дается готовый набор терминов и слов по конкретной теме. Необходимо создать сетку из подходящих по горизонтали и вертикали слов, пронумеровать, отобрать и составить вопросы к ним. Сложнее когда называется только тема курса информатики, все остальное студенты делают сами.

Пока мои студенты осваивают создание кроссвордов при помощи Microsoft Word, Microsoft Excel, тем самым убиваю двух зайцев: изучение студентами данных продукты и активизация их познавательной активности. Студенческие кроссворды также использую на своих уроках.

Перспективы работы:

1.       Составление сборника тематических кроссвордов по информатике совместно со студентами. Работа  в этом направлении уже начата. В этом году 3 студента выбрали в качестве темы для исследовательской работы “Создание тематических кроссвордов по информатике”.

2.       Разработка методических рекомендаций по созданию кроссвордов средствами различных редакторов и онлайн-программ.

3. Разработка уроков и внеурочных мероприятий с использованием кроссвордов.

Подводя итог, можно сказать, что использование кроссвордов на уроках информатики способствует:

1. Улучшению усвоения новых терминов и понятий.

2. Развитию познавательной активности.

3. Созданию ситуации успеха.

4. Повышению качества знаний.

5. Развитию навыков и умения информационно-поисковой деятельности.

6. Организации самостоятельной работы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Повышение познавательной активности студентов на уроках информатики

Повышение познавательной активности студентов на уроках информатики

Защита информации», «Интернет», «Клавиши управления», «Компьютер и его составляющие», «Растровая и векторная графика», «Устройство компьютера»

Защита информации», «Интернет», «Клавиши управления», «Компьютер и его составляющие», «Растровая и векторная графика», «Устройство компьютера»

Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности студентов, позволяющим развивать в непринужденной форме познавательный интерес

Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности студентов, позволяющим развивать в непринужденной форме познавательный интерес
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2021