Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.8

Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.8
docx
18.04.2023
Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Повышение работоспособности в процессе урока у учащихся с нарушением интеллекта.docx

Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

 

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский

 

Работоспособность – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы с определенной эффективностью в течение определенного времени. Для обучающихся с ОВЗ характерно нарушение нормального развития высших психических функций: восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи. Учащиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у детей группы обнаруживается недоразвитие психических процессов.

    При снижении работоспособности теряется интерес к деятельности, появляется непреодолимое желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе. Вместе с тем в этих условиях у детей снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т. д. Одной из главных задач коррекционных школ является коррекция недостатков психофизического развития школьников, так как у учащихся с ОВЗ имеются проблемы восприятия учебного материала, внимания, памяти. Отмечают следующие особенности восприятия учебного материала, здесь отмечаются следующие нарушения:

·         Замедленность акта восприятия (лишь после длительного или многократного сосредоточения)

·         Предельная узость восприятия (кол-во предметов или объектов незначительно, либо ребенок их уже видел ранее)

·         Фрагментарность воспринимаемых предметов и объектов, явлений (не устанавливают связи между ними, каждый объект воспринимают изолированно)

Особенностями внимания школьников с нарушением интеллекта являются:

·         Рассеянность

·         Неустойчивость

·         Ошибочность действий.

Главный недостаток мышления у таких школьников – это его предельно конкретный характер.

Процесс запоминания, воспроизведения прошлого опыта у данной категории детей осуществляется особенно медленно и ненадолго в абстрактной форме, и напротив, материал, предъявленный в образной и эмоциональной форме, запоминается быстрее и дольше остается в памяти.

Особенностями нарушения памяти являются:

·         Недостаточность осознания учебного материала

·         Слабая целеустремленность к активному запоминанию

·         Нежелание вспоминать раннее усвоенное.

Зная особенности психофизического развития данной категории учащихся, необходимо организовать работу по формированию и коррекции познавательных интересов у них, что благотворно скажется на повышении работоспособности школьников. Формирование познавательных интересов невозможно без создания на уроке ситуации успеха. Известно, что успех – это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, стиль и качество его деятельности. Если же успех делается устойчивым, постоянным, то возникает реакция, несущая неисчерпаемый заряд энергии ученика, высвобождающая скрытые широкие возможности личности ребенка, повышают работоспособность учащегося.

Процесс вхождения у данной категории учащихся в учебную деятельность происходит медленно. На первых уроках восприятие учебного материала крайне неэффективно. Наибольшая производительность достигается на втором или третьем уроках. Время выполнения заданий, во многом зависит от характера выполняемых работ (на самостоятельные работы отводится 20-30 минут, чтение, решение задач и примеров, списывание текста, ручной труд и т.д. с начала урока от 5-10 минут до 25 минут, время от 25-40 минут период непродуктивности).

Для решения проблемы повышения работоспособности, необходимы правильная организация школьного режима и индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми на уроках и в процессе выполнения домашних заданий. Как известно, дети с ОВЗ быстро утомляются, появляются различные негативные поведенческие явления, которые еще больше усугубляются при относительно однообразной работе. Устранению и предупреждению подобных явлений, а также сохранению устойчивого уровня работоспособности учащихся способствует чередование различных видов деятельности на уроке (не менее 3-4 видов в течение урока).

Выполнение физических упражнений создаёт возможность кратковременного отдыха тех участков коры головного мозга, раздражение которых проходило во время учебных занятий и вызывало возбуждение в других участках. Кроме того, длительное сидение за партой в одном положении вызывает застойные явления крови в ногах, в области таза, живота; изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Время проведения динамической паузы на уроке полностью зависит от состояния учащихся и в случае необходимости может быть включено в любой момент урока. Рациональная продолжительность активного отдыха - 2-3 минуты. В своей работе я практикую проведение 2-3 пауз в течение урока: для восстановления двигательной активности и для глаз. Для этого я использую электронные физминутки для глаз, музыкальные физминутки с использованием упражнений и танцевальных элементов. Проведение физпауз вызывает у учащихся эмоциональный подъем и прилив сил, качественно повышая работоспособность. Для повышения работоспособности учащихся необходимо опираться на их жизненный опыт при объяснении учебного материала целесообразно применение наглядности, использование электронных средств: компьютера, видео материалов, различных презентаций, интерактивной доски и так далее. Правильная организация самостоятельной работы позволяет рационально использовать учебное время и повышает работоспособность школьников. Очень важно учителю видеть малейшие продвижения ученика в своем развитии, вовремя похвалить его, мотивируя на дальнейшую работу. Как показывает опыт учителей, правильная организация и применение различных форм самостоятельной работы на уроках способствует формированию навыков по предмету, умению анализировать, обобщать, мыслить самостоятельно и в конечном итоге повышает уровень их работоспособности на уроке.

На повышение работоспособности положительно влияет применение новых технологий обучения, которые способствуют повышению познавательного интереса у учащихся, мотивируют их на приобретение новых знаний и достижение цели.

Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… . Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Именно поэтому особое внимание нужно уделить применению игровых технологий, так как для большинства учащихся коррекционных школ характерны отсутствие интереса к умственной работе, неуверенность в своих силах, неумение преодолевать учебные трудности, а помощью игры их легко преодолеть. Из опыта работы наблюдается увеличение объема сделанной работы, дети значительно быстрее включаются в работу, труд их становится более сосредоточенным, внимание активизируется на протяжении всего урока. Обучение, опирающееся преимущественно на словесные средства, затрудняет использование возможностей для развития детей. Таким образом, педагог таких школ должен избегать стереотипных шаблонных форм и приемов работы, стараться разнообразить их в зависимости от содержания учебной деятельности. Интересная работа, разнообразие методов активизирует инертных детей, и мобилизуют слишком возбудимых учеников в усвоении учебного материала. С целью развития интереса к предмету, повышения познавательной активности и повышения работоспособности необходимо практиковать нетрадиционные и интегрированные уроки. Нетрадиционные уроки необычны по замыслу, организации, методике проведения, на них создаются условия для переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, развивают их интеллект, облегчает их вхождение в социум. Нетрадиционные формы обучения важно применять на уроках в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности учащихся, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается.


 

Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с

Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с

Главный недостаток мышления у таких школьников – это его предельно конкретный характер

Главный недостаток мышления у таких школьников – это его предельно конкретный характер

Выполнение физических упражнений создаёт возможность кратковременного отдыха тех участков коры головного мозга, раздражение которых проходило во время учебных занятий и вызывало возбуждение в других участках

Выполнение физических упражнений создаёт возможность кратковременного отдыха тех участков коры головного мозга, раздражение которых проходило во время учебных занятий и вызывало возбуждение в других участках

Интересная работа, разнообразие методов активизирует инертных детей, и мобилизуют слишком возбудимых учеников в усвоении учебного материала

Интересная работа, разнообразие методов активизирует инертных детей, и мобилизуют слишком возбудимых учеников в усвоении учебного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023