ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА С ПОМОЩЬЮ МАСТЕР-КЛАССОВ
В современных условиях одной из характеристик профессионализма выступают рефлексивные компетенции работника, готовность к анализу и распространению своего профессионального опыта. Современный работник должен обладать исследовательскими навыками и умениями, знать особенности экспериментальной работы, уметь анализировать инновационные технологии, отбирать содержание и применять на практике, уметь прогнозировать итоги своей деятельности.
Одной из эффективных форм распространения собственного профессионального опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс [1]. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс»:
· это форма демонстрации новых возможностей профессионального развития;
· особый жанр обобщения и распространения профессионального опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру;
· одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи, авторской технологии;
· эффективная форма передачи знаний и умений, обмена профессиональным опытом, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Таким образом, обобщая представленные выше определения, можно выделить важнейшие особенности мастер-класса:
1) новый подход к процессу обучения;
2) форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями;
3) создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность;
4) постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание заданных ситуаций;
5) демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;
6) сотрудничество, сотворчество, совместный поиск решения педагогических задач.
Преподавателю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, обучающимся, профессионально, таким образом, развиваясь.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия преподавателя и обучающегося, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды обучающегося, формируется индивидуальный стиль творческой профессиональной деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Технологию подготовки мастер-класса [3] как одной из форм презентации профессиональной деятельности можно представить как систему последовательных действий, которая включает:
I. Осознание творческого задания темы мастер-класса:
а) Выделение объекта.
Например, тема мастер-класса: «Декорирование караваев». Объектом в данной теме может быть «каравай».
б) Определение продукта и критериев его оценки.
Продукт озвучен явно или косвенно в теме мастер-класса («декорирование»).
в) Разработка идеи мастер-класса.
В приведенном примере в основу идеи было положено раскрытие опыта по изготовлению элементов декора и украшению караваев, используя современные технологии приготовления и оформления.
II. Отбор содержания материала для раскрытия темы мастер-класса:
а) Предметное содержание.
Мастер-класс должен быть построен на предметном материале.
б) Культурологическое содержание.
Во-первых, нужно помнить, что зрителями мастер-класса могут быть студенты разных специальностей и преподаватели разных дисциплин.
Во-вторых, наибольший интерес представляют не предметные знания как таковые, а их культурологическая составляющая, которая в разных темах может быть более или менее выраженной.
Например, тема "Интересная задумка – симфония еды". "Интересная задумка" - скажет студент-технолог - "Это же новое блюдо!". А студент-организатор увидит здесь оригинальную подачу или необычное предприятие питания. А товаровед? Правильно, товаровед увидит здесь возможность использования новых продуктов. А преподаватель оборудования? Новые виды оборудования для приготовления блюд. А преподаватель культурологии? Так что у каждого участника найдется что сказать.
в) Методическое содержание. Мастерство заключается в особенностях организации образовательного процесса (формы, методы и приемы, используемые мастером, особенности отбора содержания или оценки, структуры занятия и т.д.).
В зависимости от преследуемой цели различают два основных вида мастер-классов:
· обучающий, где основной целью обучения является овладение обучаемым лицом изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями);
· демонстрационный, где основной целью занятия является демонстрация идей, возможностей или достижений в обозначенной сфере обучаемому лицу.
Классифицировать мастер-классы возможно по различным критериям:
1. по степени присутствия: дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, трансляция, запись на электронные носители); с личным присутствием преподавателя.
2. по составу аудитории: для преподавателей; для обучающихся; смешанная группа (преподаватели и обучающиеся).
3. по месту проведения: аудитория; технологическая лаборатория, учебная столовая; предприятие общественного питания.
4. по охвату аудитории: индивидуальные;- групповые (одновозрастные, разновозрастные)
Темы и направления мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей (например «Японские суши и роллы против русских блинов и блинчиков», «Изготовление элементов декора для новогодних (или тематических) блюд», «Декорирование караваев», «Сахарная флористика», «Оформление пряников айсингом» и т.п.)
К особенностям проведения мастер - классов при обучении в ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» на технологическом отделении можно отнести:
· привлечение для проведения мастер-классов выпускников колледжа, опытных шеф-поваров;
· участие обучающихся и преподавателей одновременно в мастер - классах;
· специальная организация учебно-образовательного пространства для более эффективного проведения мастер - классов.
Примерный план проведения мастер-класса:
· вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
· основная демонстрационная часть;
· комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
· обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
· подведение итогов руководителем мастер-класса.
При подготовке к проведению мастер-класса необходимо тщательно продумать, какие методические материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.
Если это студенты 1,2 курсов, уже имеющие опыт практики, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, новыми технологиями, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.
В случае участия в мастер-классе группы студентов 3,4 курсов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.
Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса обучающихся к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой преподаватель, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.
После проведения мастер-класса желательно преподавателю, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление видеозаписи мастер-класса. Такая запись может использоваться и как наглядное пособие для других преподавателей, желающих провести мастер-классы.
Помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует еще одну очень важную цель – интеллектуальное и эстетическое развитие преподавателя. В это понятие вкладывается развитие способности самостоятельно и нестандартно мыслить.
Основные преимущества мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, возможность приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развития гибкости мышления.
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса предлагается использовать следующие критерии – презентативность, эксклюзивность, прогрессивность, мотивированность, оптимальность, эффективность, технологичность, артистичность, общая культура.
В заключение можно отметить, что мастер-класс – это двусторонний процесс, создающий новые возможности для его участников. Для мастера – это возможность представить себя, свои достижения; узнать мнение других о своих профессиональных навыках; найти единомышленников. Для обучающихся – это возможность овладеть новыми приемами деятельности, обеспечивающими получение более высоких результатов и достижение качественно нового уровня осуществления деятельности. Для обеих сторон мастер-класс – это возможности соотнести свой опыт, свою систему деятельности с другим опытом; получить новый импульс для профессионального роста, для выработки и совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности. Именно это свойство мастер-класса открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.
3. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов образовательных учреждений сре- него профессионального образования. М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 335 с.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.