Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися
Оценка 4.6

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +3
doc
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
23.07.2019
Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися
В статье рассматривается построение стратегии подачи учебного материала, следуя которой учебный процесс для слепого обучающегося будет оптимальным. Преодоление трудностей в обучении слепых обучающихся связано с тем, что оно опирается на слуховое восприятие. Процесс обучения необходимо максимально "визуализировать". Предлагается структурная схема урока (по Калминой Н.И.) со встроенными НЛП (нейролингвистического программирования) приемами для повышения интереса и мотивации усвоения учебного материала.
статья в сборник.doc
Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися (из опыта работы, на примере Калминой Н.И.)                                           Чеботарева Ольга Владимировна,                                 МКОУ С(К)ОШ  учитель индивидуального обучения на дому Г.Ноябрьск 2019. I. ВВЕДЕНИЕ 2 Актуальность темы: восприятие учебного материала для слепых учащихся традиционно опирается на слуховой канал восприятия. Но опора лишь на один из каналов восприятия создает трудности в учебном процессе [3].         В «Общих положениях» Федерального государственного образовательного стандарта начального   общего   образования   говорится,   что   в   основе   Стандарта   лежит   системно­ деятельностный   подход,   который   одним   из   параметров   предполагает   «учёт индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования   и   воспитания   и   путей   их   достижения».  Этот   принцип   требует   создания каждому   ученику   таких   условий,   в   которых   он,   исходя   из   своего   опыта   и   своих способностей,   мог   бы   оптимально   продвигаться   в   общем   развитии,   т.е.   необходимо спроектировать   индивидуальную   траекторию   развития   каждого   ученика   через   учёт скорости   усвоения   разными   учениками   учебного   материала.   А   на   скорость   усвоения материала   влияют   такие   различия   детей,   как:   особенности   памяти,   внимания, предпочитаемые   каналы   восприятия   информации   и   функционального   доминирования полушарий [1].          В литературе можно встретиться с утверждениями, согласно которым слепым присущ слуховой тип восприятия. Разумеется, слуховой тип восприятия может формироваться у слепых с таким же успехом, как и у нормально видящих, поскольку это зависит не от особенностей   строения   и   функционирования   того   или   иного   органа,   а   от   характера деятельности, в которой принимает участие индивид. Но, так как слуховые ощущения и восприятия отражают материальный мир весьма односторонне и более или менее полное отражение   пространственных   и   физических   свойств   объектов   слепыми   осуществляется благодаря   информации,   получаемой   через   кожный   и   двигательный   анализаторы,   при наиболее   серьезных   дефектах   зрения,   как   правило,   формируется   осязательный   тип восприятия. Кроме того, формированию осязательного типа восприятия в высшей степени способствует   характер   учебной   и   трудовой   деятельности   слепых,   так   как   овладение навыками чтения и письма, а также всеми трудовыми двигательными навыками происходит на основе осязательного восприятия предметов и орудий деятельности [3]. Развитию этого типа   восприятия   необходимо   всячески   способствовать   в   процессе   школьного   обучения слепых, широко используя всевозможные наглядные (в данном случае воспринимаемые с помощью осязания) пособия и развивая культуру осязания. Наглядность в обучении слепых должна полностью вытеснить оставшиеся от старой школы словесные методы обучения, основывающиеся на ложном взгляде на слепого как на слуховой тип.       Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно   обладает   всеми   свойствами,   известными   в   общей   психологии:   избирательностью, 3   Разумеется, осмысленностью, проявление   и   развитие   этих   свойств   зависит   от   того,   в   каком   виде   восприятия   они   апперцепцией   и   константностью.   обобщенностью, проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия [4]. Так, избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи   с   недостаточным   чувственным   опытом;   осмысление   и   обобщение   образов осложняется   недостаточностью   чувственного   опыта   и   снижением   полноты   и   точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия [5]. Участие   в   процессе   восприятия   нескольких   анализаторных   систем   предполагает   их совместную   деятельность.   Поэтому   возникает   необходимость   развития   всех   каналов восприятия для повышения качества усвоения учебного материала              Цель: построение стратегии подачи учебного материала, следуя которой учебный процесс для ребенка будет вызывать только удовольствие и интерес.    Задачи:  ­объяснение учебного материала доступным и понятным для учащегося языком; ­избежание недопонимания и трудностей в усвоении учебного материала. Методы исследования:  ­ наблюдение, опрос, сравнение; ­ изучение и обобщение. Новизна:   адаптация   материалов   развития   ведущих   каналов   восприятия   к   условиям обучения незрячих учащихся. II. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Определение   ведущего   канала   восприятия   обучающегося   (методика педагогического наблюдения); 4 2.   Учет   репрезентативной   системы   при   построении   способа   подачи   учебного материала.           Индивидуальность   личности  во многом  определяется  спецификой  взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60­ е годы XX века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри. По данным исследований оказалось, что левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счётом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое   же   полушарие   обладает   музыкальным   слухом,   легко   воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизменно лучше левого, умеет опознать целое по части.            Именно специализация полушарий и позволяет ребёнку рассматривать мир с двух различных   точек   зрения,   познавать   его   объекты,   пользуясь   не   только   словесно­ грамматической  логикой,   но и  интуицией  с  её  пространственно­ образным  подходом  к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создаёт физиологическую основу для творчества. Так   же   не   последнюю   роль   в   осмыслении   и   запоминания   учебного   материала   имеет преимущественное использование одного из каналов приёма и переработки информации: визуальный,   аудиальный   или   кинестический.   В   случае   слепых   детей   визуальный   канал должен быть выключен, но это неверное представление. Визуальный канал перемещается в осязательный способ обследования окружающих предметов.            Если ведущим каналом является визуальный, то информация предоставляется в виде ярких   картин,   зрительных   образов.   У   «аудиалов»   информация   лучше   воспринимается, когда он слышит речь, слова другого или вспоминает то, что как бы наговаривает ему его внутренний голос. «Кинестетики» хорошо запоминают ощущения, движения, вспоминая, они   сначала   как   бы   воссоздают   движения   и   ощущения   тела.   Конечно,   в   реальности невозможно   встретить   «чистого»   «визуала»,   «аудиала»   или   «кинестетика».   Но,   как показывают   исследования   психофизиологов,   включение   одного   их   каналов   приёма информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный   сигнал   извне   и,   как   следствие,   достаточно   эффективно   влияет   на осмысление и запоминание предоставляемого учителем учебного материала. Диагностика   слепых   детей   с   интеллектуальными   нарушениями   опирается   на педагогическое наблюдение. 5       В   исследовании   принимали   участие   3   учащихся:   один­2   класс­   аудиальный   канал восприятия; один­ 3 класс­ кинестетический канал восприятия; один­ 5 класс­ аудиальный канал восприятия. Выявлено, что доминирует левое полушарие – у 75% уч­ся (2 чел), правое – у 25% (1). Равнополушарных детей нет.      Рассмотрим структурную схему урока (по Калминой Н.И.) (таблица 1)  со встроенными НЛП  (нейролингвистического  программирования)   приемами   для  повышения  интереса  и мотивации усвоения учебного материала. Данная схема урока является оптимальной для построения большинства уроков не только слепых детей, но и зрячих. Данная организация работы позволяет реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий» ­ ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха ученика, т.к. начальная школа была и всегда остаётся тем местом и временем жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причём, не только школьной жизни.    Анализ результатов учета ведущих каналов восприятия показал, что у незрячих учащихся с множественными нарушениями сохраняется интерес к восприятию учебного материала на протяжении всего урока. Мотивация к обучению не снижается и остается на оптимальном уровне в течение учебного года. Таблица №1. Структурная схема урока (по Калминой Н.И.) со встроенными НЛП­приёмами. Структурные элементы урока 1. Начало  урока Традиционное содержание элемента 1.1.Приветствие. 1.2.Определение отсутствующих. 1.3. Проверка готовности к  уроку. 1.4.Организация внимания. Применяемый приём НЛП Обновлённое содержание элемента 1.4.1.Ритмичные   хлопки   в ладоши в заданном ритме. 1.4.2.Прослушивание   одного и   того   же   музыкального фрагмента. 1.4.3.Прослушивание метафор. 1.4.4. «Дождь» 1.4.1.1.Настрой   на   аудиальный   канал   восприятия информации. 1.4.1.2.Включение в общее действие. 1.4.1.3.Договор о сотрудничестве. 1.4.1.4.Повышение эмоционального настроя. 1.4.2.1.Настрой   на   аудиальный   канал   восприятия информации. 1.4.2.2.Естественные  и самостоятельное переключение внимания учащимися. 1.4.3.1.Настрой   на   аудиальный   канал   восприятия информации. 1.4.3.2.Активизация мышления. 1.4.3.3.Активизация глубинных структур памяти. 1.4.3.4.Установка индивидуальных связей. 1.4.3.5.Индивидуальное каждым учащимся. 1.4.4.1.Настрой восприятие информации. 1.4.4.2.Тренировка переключения внимания. 1.4.4.3.Повышение (эмоциональная «зарядка»). аудиально­кинестетическое эмоционального   восприятие   информации настроя   на 1.4.5. «Круг» 1.4.5.1.Развитие направленного внимания. 1.4.5.3.Развитие самоконтроля. 2 2.Подготовка учащихся к   изучению   нового материала. 2.1.Сообщение темы. 2.2.Мотивация. 2.3.Целевая установка. 2.3.1. «Бабочка» 2.3.2. «Белый экран»   «Корректирующая 2.3.3. проба». 2.3.1.1.Развитие памяти, внимание, концентрации. 2.3.1.2.Развитие умения внутренней визуализации. 2.3.1.3.Повышение эмоционального настроя. 2.3.2.1.Развитие умения внутренней визуализации. 2.3.2.2.Развитие образно­цветовой памяти. 2.3.3.1.Увеличение работоспособности. 2.3.3.2.Тренировка переключения внимания. 2.3.3.3.Тренировка   свойств   внимания   (возбуждения   и торможения),   влияние   на   их   силу,   уравновешенность, подвижность. 3.Сообщение учебного материала учителем. 4.Закрепление, тренировка, отработка умений. 3.1.Последовательное изучение материала. 3.2.Объяснение использованием постановкой опытов и др.     с ТСО, 3.2.1. объяснение»   «Трёхканальное 3.2.1.1.Передача   учебной   информации   в   визуальном, аудиальном и кинестетическом режиме. 3.2.1.2.Развитие репрезентативных систем. 4.1.Опрос. 4.1.1. «Игра с мячом». 4.2.Беседа. 4.3.Работа   с   карточками­ заданиями. 4.4.Решение   познавательных и практических задач 4.3.1. «Метод Цицерона». 4.4.1.   Использование   для записей   левой   и   правой страницы тетради. 4.4.2. «Воздушное письмо» 4.1.1.1.Ускорение процесса запоминания. 4.1.1.2.Влияние   на   сознательные   и   бессознательные психические процессы. 4.3.1.1.Способствование развитию визуальной памяти. 4.3.1.2.Создание ассоциативного ряда. 4.3.1.3.Развитие творческого мышления. 4.4.1.1.Разделение уже   сконструированную   и   конструируемую   в   настоящий момент. 4.4.2.1.Согласование   кинестетических репсистем. аудиально­визуально­ информации на 5.Повторение 6.Контроль. 4.4.3. «Бабочка» 4.4.2.2.Развитие сензитивного переживания. 3 5.1.Получение новых знаний  постановки и решения  проблем, основанных на  обобщении и  систематизации имеющихся  знаний. 5.2.Самостоятельная работа. 5.3.Дискуссия. 5.4.Конференция. 5.1.1. «Игра с мячом» 5.1.2.Укрепление информации. (описание см. выше). 5.1.2.1.Развитие творческого мышления. 5.1.2.2.Развитие памяти. 5.1.2.3.Повышение эмоционального настроя. 5.2.1. «Продолжи фразу» 5.2.1.1.Развитие творческого мышления. 5.2.1.2.Развитие способности моделирования. 5.2.1.3.Развитие аудиальной репсистемы. 5.2.1.4.Развитие правого полушария. 6.1.Постановка и решение  познавательных задач и  практических задач. 6.2.Выполнение практических работ. 6.3.Анализ работы и её проверка.   результатов 6.3.1.Проверка   написанного текста диктанта с конца. 6.3.2. «Сенсорный волейбол». 6.3.1.1.Развитие визуального канала восприятия. 6.3.1.2.Развитие аудиального канала восприятия. 6.3.1.3.Согласование В­ и А­каналов восприятия. 6.3.1.4.Развитие внимания. 6.3.1.5.Развитие орфографической зоркости. 6.3.2.1.Развитие   навыка   спонтанного   переключения модальностей (В­, А, К­ репсистем). 6.3.2.2.Развитие памяти. Домашнее 7. задание. 7.1.Подведение итогов  урока. 7.2.Мотивировка домашнего задания. 7.3.Инструктаж по его  выполнению. 7.1.1. «Оценка себя» 7.2.1. «Трёхканальная  информация». 7.3.1. «Подключение к  следующему уроку». 4 6.3.2.3.Развитие ассоциативной памяти. 6.3.2.4.Развитие творческого мышления. 7.1.1.1.Развитие рефлексии. 7.3.1.1. Снятие тревожности. 8.Финал урока. 8.1. «Прослушивание  метафоры». 8.1.1. Создание «эффекта края». ЗАКЛЮЧЕНИЕ    В начальной школе закладываются основы дальнейшего учебного, а, значит, в большей мере и всего социального успеха. Вариативность образовательного процесса обозначает для учителя прежде всего вариативность форм и способов обучения каждого ученика, поэтому учителю важно знать доминирование какого полушария у конкретного ученика преобладает, т.к. эта информация помогает понять в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать учебный материал для быстрого осмысления. А также, какие формы подачи будут развивать «западающее» полушарие [6].      Для учащихся с доминированием правого полушария головного мозга более предпочитаемы такие формы и приёмы работы:      выявление сходства разных объектов; сравнение фактов; выделение сути; выделение важнейших моментов в процессах; экскурсии. Для учащихся с доминированием левого полушария головного мозга более предпочитаемы такие формы и приёмы работы: 5      анализ подробностей объектов и процессов; анализ результатов; выявление различий; выявление деталей; работа по алгоритму.       Описанное разделение не статично, т.к. может расширяться и дополняться другими формами и приёмами в зависимости от учебных учреждений разного типа с разным контингентом учащихся.               Возможности уроков индивидуального обучения  создают условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разными каналами восприятия и разными доминирующими полушариями. Способствует данным условиям разноуровневое содержание материала,   позволяющее   подходить   к   его   анализу   многоаспективно.   При   этом   большое   значение   приобретает   многообразие   видов деятельности на уроках, так как это помогает каждому ученику найти свою «нишу», в которой он мог бы достичь успеха в учебной деятельности. Список используемой литературы: 1. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя (Н.Л. Галеева, Е.С.  Гостимская, Г.Ю. Евдокимова и др.). – М: 5 за знания, 2008 – 128 с. (Методическая библиотека). 2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. – М., 1991. 3. Мухина В.С. Детская психология. – М. 2000. – с. 283. 4. Еремеева В.Д. Школьные проблемы детей «правополушарного типа». Норма или патология? // Практика образования. 2009 №3 с. 14­15. 5. Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М.В. Зверевой. Самара. Издательский дом «Фёдоров». 1992. 6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М. 2006.

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с учетом восприятия информации слепыми обучающимися

Повышение качества обучения с  учетом восприятия информации слепыми обучающимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019