ПОЯСНЕНИЯ к заданиям ВПР по русскому языку 6 класс
1.Повтор всех изученных орфограмм.
2. - Морфемный и словообразовательный разбор. Разобрать слово по составу с указанием основы. Потом заново написать слово, указать в нем морфему, при помощи которой оно образовано; через тире указать, от какого слова оно образовано, выделить в нем исходную основу и указать способ словообразования: прист.; суф.; прист.-суф.; бессуф.; сложение.
– Морфологический разбор слова. Делать по образцу; для сильных учеников с указанием постоянных и непостоянных признаков.
Имя существительное - сущ.; вопрос; предмет; нач. форма; нариц. или собст.; одуш. или неодуш.; число; род; склонение; падеж; какой член предложения.
Имя прилагательное - прил., вопрос; признак предмета; нач. форма в ед. числе, м.р., И.п.; разряд (кач., относит., притяж.); число; род; падеж; какой член предложения (определение).
Глагол – гл.; вопрос; действие; нач. форма (инфинитив); возврат.или невозврат.; вид; спряжение; накл.:
изъяв. накл. – время; число; лицо только в наст. и будущ. вр. и род в прош. вр.;
повелит. накл. – число;
условное (или сослаг.) (БЫ) накл. – число и род;
какой член предложения (сказуемое).
- Синтаксический разбор предложения. Делать разбор в таком порядке: повеств., побуд. или вопрос.; восклиц. или невосклиц.; простое, распр. или нераспр. Если есть осложнение, то указываем: с обращением или с однородными членами. Все члены предложения подчеркнуть и надписать над каждым словом, какая это часть речи.
3.Объяснение причины несовпадения звуков и букв в слове с указанием количества букв и звуков в слове.
- буквы ъ, ь – звуков нет
- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, если стоят после согласной:[э,о,у,а].
- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной или после Ъ,Ь: [йэ,йо,йу,йа].
- тся-ться – звуки:[ца]
- удвоенная буква -1 звук…
4.Постановка правильного ударения в слова. См. орфоэпический словник.
5. Определение частей речи: СУЩ., ПРИЛ., ГЛ., НАР., МЕСТ., ЧИСЛ. Служебные части речи: предлог, союз, частица = пр., с., ч.
6.Умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения. Задание трудное! Необходимо повторить степени сравнения прилагательных, собирательные числительные, изменение по падежам числительных, употребление местоимений. По Разумовской числительное и местоимение изучаются после деепричастия. Как это будет выглядеть в ВПР – загадка.
7-8.Проверка опознавательных умений: умения опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; с обращением; с однородными членами предложения; умение опознавать сложное предложение. Необходимо графически отметить подлежащее и сказуемое, объяснив, почему поставлено тире; подчеркнуть однородные члены предложения, выделив их знаками препинания; если при обращении две запятые, объяснить, что оно стоит в середине предложения… в сложном – обозначить основы.
9. Формулировка основной мысли текста.
10.Составление плана текста. В пунктах плана не должно быть глагола!
11. Ответ на вопрос по содержанию текста.
12.Определение другого значения многозначного слова, умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании.
13.Определение стилистической принадлежности конкретного слова (книжн., разговор.), подбор синонима или антонима к данному слову.
14.Объяснение значения фразеологизма, запись не менее двух предложений, в которых будет описана ситуация, в которой уместно употребление данного фразеологизма. См. фразеологический минимум.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.