ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в ред. 29.12.2014 №1644) (с изменениями);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015, от 26.11.2016 №38);
- Программы по английскому языку для 5-9 класса, М.В. Вербицкой (Английский язык: программа: 5-9 классы/ М.В. Вербицкая. – М.: Вентана-Граф, 2013. -80с.;
- Проектирование учебного курса 5 класс: пособие для учителя/ М.В. Вербицкая. – М.: Вентана-Граф, 2015. -128с.;
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ «СОШ №127», утвержденное приказом от15.02.2016 №43-а осн.
Цель:
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Задачи:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:
в области речевой компетенции:
• дальнейшее формирование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
в области языковой компетенции:
• овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для 5 класса;
• освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и английском языках;
в области социокулътурной/межкулътурной компетенции:
• приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 классов;
• формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
в области компенсаторной компетенции:
• совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
развитие учебно-познавательной компетенции, предполагающей:
• дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности;
• ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур;
развитие информационной компетенции, которое включает:
• формирование умений сокращать устную и письменную информацию, создавать второй текст по аналогии, заполнять таблицы;
• формирование умений сохранять и передавать информацию с использованием новых информационных технологий;
• развитие умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
• развитие умения работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами;
развитие общекультурной компетенции посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• воспитание качеств гражданина, патриота;
• развитие национального самосознания, лучшее осознание своей собственной культуры;
• развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
• развитие стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленной:
• на формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
• осознание необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Общая характеристика учебного предмета «Английский язык» в 5 классе
Как учебный предмет английский язык играет важную роль в дальнейшем формировании общей речевой культуры школьников, в расширении их лингвистического кругозора и лексического запаса, в систематизации знаний о языке, поскольку объединяет знания из области филологии со знаниями из других областей: истории, искусства, естественных наук, а также знаниями о социальных сферах жизни родной страны и стран изучаемого языка.
Формирование коммуникативной компетенции определяет основные содержательные линии учебного предмета «Английский язык» как части предметной области «Филология»:
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (в говорении, аудировании, чтении, письме);
2) языковые знания и навыки оперирования ими;
3) социокультурные знания и умения.
В силу специфики предмета «Иностранный язык» содержание, обеспечивающее формирование иноязычной коммуникативной компетенции, дополняется формированием умения выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовностью к гибкой регуляции собственного речевого поведения в условиях дефицита языковых средств, что составляет линию программы, обеспечивающую формирование компенсаторной компетенции.
Все основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Они отражают содержательно-деятельностную основу иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной.
Развитие учебно-познавательной и информационной компетенций обеспечивается формированием общеучебных умений и универсальных способов деятельности, а также специальных умений, направленных на достижение предметных целей обучения и выделенных в два особых раздела программы.
В рамках нового образовательного стандарта содержание языкового образования ориентировано на компетентностно-деятельностный подход, который предполагает создание условий для овладения комплексом образовательных компетенций: метапредметных, обще-предметных и предметных. В формировании готовности обучающихся использовать усвоенные знания, навыки и умения для решения практических и теоретических задач наряду с коммуникативной компетенцией важную роль играют информационная, общекультурная, учебно-познавательная компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.
Основная школа является связующим звеном между уровнями начального и среднего общего образования. На данном этапе большее значение приобретает овладение учебными действиями при изучении иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений, включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи). Овладение учебной деятельностью включает в себя обучение самостоятельному определению учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Место учебного предмета «Английский язык» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану основного общего образования общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю). Количество учебных недель-35.
Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Forward» для 5 класса под ред. М.В. Вербицкой. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
С учётом общих требований стандарта цели обучения иностранному языку реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования и подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. В силу специфики предмета «Иностранный язык», входящего в состав предметной области «Филология», многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и для формирования качеств личности, то есть становятся метапредметными и личностными. К общим результатам освоения английского языка можно отнести:
· формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
· расширение и систематизацию знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса; дальнейшее овладение общей речевой культурой;
· формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
· формирование мотивации совершенствования достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки;
· создание основы для формирования интереса к изучению второго/третьего иностранного языка;
· формирование предпосылок для использования иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Личностные результаты:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
• формирование и развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, в том числе умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам;
• развитие умения рационально планировать свой учебный труд; работать в соответствии с намеченным планом;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
Достижение предметных результатов обеспечивает успешное обучение в 5 классе.
А. В коммуникативной сфере
Речевая компетенция
(овладение видами речевой деятельности):
в области говорения:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать этикетный диалог в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
• расспрашивать собеседника и сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
• высказывать просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• сообщать информацию о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и выражать своё мнение;
• передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного с опорой на прочитанный/прослушанный текст;
• кратко излагать результаты выполненной проектной работы;
в области аудирования:
• воспринимать на слух и понимать в целом речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- текстов в рамках тем, отобранных для изучения в 5 классе;
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие несложные аутентичные прагматические сообщения, выделяя необходимую информацию;
в области чтения:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода);
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
в области письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры, сообщать о себе основные сведения (имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
• составлять план устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция
(владение языковыми средствами):
• применение правил написания слов, изученных в начальной школе и в 5 классе;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание изученных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимание явлений многозначности слов английского языка и их лексической сочетаемости; использование изученных синонимов антонимов;
• распознавание и употребление в речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• знание изученных различий систем английского и русского языков.
Социокультурная компетенция:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в англоязычных странах;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
• понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция:
• формирование умения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации использовать контекстуальную догадку, переспрос, словарные замены, жесты, мимику.
Б. В познавательной сфере
• формирование приёмов работы с текстом: умения пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• развитие умения действовать по образцу/ аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изученной тематики;
• развитие умения осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• формирование умения сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• развитие умения пользоваться справочным материалом (двуязычным словарём, грамматическим справочником учебника, мультимедийными средствами).
В. В ценностно-ориентационной сфере
• формирование представления о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
• формирование мотивации достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• формирование представления о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на английском языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках.
Г. В эстетической сфере
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами английского языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения значения живописи, музыки, литературы.
Д. В сфере физической деятельности
• формирование стремления вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание учебного предмета.
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. Карманные деньги.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8 . Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Учебно-тематический план УМК «Forward»
№ п/п |
Тема |
Всегочасов |
Проекты |
Тесты |
Контрольные работы |
|||
Чтение |
Устная речь |
Аудирование |
Письмо |
|||||
1. |
Раздел 1. «Давай сделаем журнал» |
6 |
1 |
|
|
1 |
|
|
2. |
Раздел 2. «Соревнование » |
6 |
|
|
|
|
1 |
1 |
3. |
Раздел 3. «В киностудии» |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
4. |
Раздел 4. «На нефтяной вышке» |
9 |
|
1 |
1 |
|
|
|
5. |
Раздел 5. «Путешествие в Америку» |
5 |
|
|
|
|
|
|
6. |
Раздел 6. «Мистер Биг планирует» |
4 |
|
|
|
|
|
|
7. |
Раздел 7. «Каким путем мы пойдем?» |
4 |
|
|
1 |
|
|
|
8. |
Раздел 8. «Каникулы в США» |
8 |
|
1 |
|
1 |
1 |
|
9. |
Раздел 9. «Где капсула?» |
7 |
1 |
|
|
|
|
1 |
10. |
Раздел 10. «Интересы и хобби» |
7 |
|
|
|
|
|
|
11. |
Раздел 11. «Можем ли мы поговорить с РикомМорелл?» |
7 |
|
|
|
|
|
1 |
12. |
Раздел 12. «Немного истории» |
12 |
|
1 |
1 |
|
|
|
13 |
Раздел 13. «Остров мистера Бига» |
5 |
|
|
|
|
1 |
|
14 |
Раздел 14. «Острова Южного Тихого океана» |
5 |
|
|
|
1 |
|
|
15 |
Раздел 15. «Пещера мистера Бига» |
5 |
|
|
|
|
|
|
16 |
Раздел 16. «Прощальная вечеринка» |
9 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
105 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
• «English, 5. Student'sBook». Авторы: М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд. Под ред. М.В. Вербицкой. – М. Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012;
•Английский язык. 5 класс. Проектирование учебного курса. Пособие для учителя. Авторы: М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд. Под ред. М.В. Вербицкой. – М. Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2014.
Контроль планируемых результатов
УМК «Forward» для 5 класса следует методике оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Оценка складывается из накопленных оценок и оценок за стандартизированные итоговые работы. При подведении итогов каждой четверти учитываются результаты выполнения заданий контрольной работы за четверть, результаты соответствующих тестов на самопроверку, работу учащегося в четверти, а также результаты проектной деятельности и внеурочной работы (оценка творческой части портфолио ученика).
На данном этапе обучения оценивание монологической речи может проводиться по трем критериям: выполнение коммуникативной задачи; лексико-грамматическая правильность речи; фонетическая правильность речи.
Критерии оценивания монологического высказывания
Критерии |
Оценка (максимально – 6 баллов) |
||
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
|
Выполнение коммуникативной задачи (содержание) |
Выполнена полностью ( не менее 6 развернутых предложений по указанным в задании вопросам) |
Выполнение частично (6 развернутых предложений, но не все они по указанным в задании вопросам) |
Не выполнена (менее 6 предложений либо 6 предложений, но все они не по указанным в задании вопросам) |
Лексико-грамматическая правильность речи |
Ошибки отсутствуют |
Отдельные ошибки, не препятствующие коммуникации (не более 4 ошибок в сумме) |
Более 4 ошибок – неудача коммуникации |
Фонетическая правильность речи (отсутствие фонематических ошибок; интонационная правильность речи) |
Ошибки отсутствуют |
Отдельные ошибки, не препятствующие коммуникации (не более 4 ошибок в сумме) |
Более 4 ошибок – неудача коммуникации |
Контроль умений говорения рекомендуется проводить на последних уроках. Программой предусмотрены 4 письменные контрольные работы - по одной в конце каждой четверти. За её выполнение максимум 40 баллов. Материал для уроков контроля по разделам по чтению, аудированию, лексике, грамматике, письму и говорению представлены в пособии для учителя УМК «Forward», проектирование учебного курса под редакцией М.В. Вербицкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.