2 слайд
Одним из компонентов функциональной грамотности является глобальная компетенция.
Глобальные компетенции были впервые включены в структуру функциональной грамотности в исследовании PISA–20182.
3 слайд
Глобальные компетенции» –
это не конкретные навыки, а сочетание знаний,
умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно
применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной
среде.
Глобальная компетентность
в исследовании PISA определяется как многомерная способность, которая включает
в себя следующие глобальные компетенции:
способность изучать глобальные и межкультурные проблемы,
понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно
взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и
устойчивого развития.
4 слайд
Глобальные компетенции нацелены на формирование универсальных навыков (soft skills).
Знания и понимание - это в первую очередь знание глобальных проблем: предотвращение войны, борьба с международным терроризмом, сохранение природы, рациональное использование ее ресурсов, противостояние болезням. Названные проблемы не существуют изолированно.
Кроме глобальных проблем в основе глобальных компетенций лежат и межкультурные знания. Получение знаний в этой области может помочь детям лучше понять свою собственную культурную самобытность, помочь им понять различия и сходства между культурами и внутри них, а также побудить их ценить важность защиты культурных различий и разнообразия
Умения. Система навыков XXI века предполагает, что обучающие будут:
- выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;
- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
- получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.
Отношения и ценности. Их формирование и совершенствование являются непреходящей задачей. Действительно, сегодня воспитание, духовнонравственное развитие, стали целевыми ориентирами современного образования.
Овладение соответствующими знаниями, умениями, отношениями и ценностями происходит на протяжении всей жизни: не существует единой точки, в которой человек становится полностью компетентным в этой области.
5 слайд
Особенности глобальной компетентности:
u Отсутствие предмета «глобальные компетенции», меж – и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык);
u В процессе формирования достигаются личностные образовательные результаты;
u Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов; на уровне социально значимых ценностей, на организационном уровне (командная работа учителей, взаимодействие всех участников образовательного процесса).
u Непосредственная ориентация на soft skills, связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием;
u Необходимость создать комплекс заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности русского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российской школе.
.
6 слайд
Роль школы в формировании у учеников глобальной компетентности - это создание условий:
для овладения знаниями в процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия;
для формирования аналитического и критического мышления школьников;
для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира.
7 слайд
Для чего обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?
- Чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах. Большое количество случаев дискриминации во имя религиозных или культурных связей ставят под сомнение идею о том, что люди разных культур могут жить рядом друг с другом в мире, принимая все различия и находя компромисс в разрешении конфликтов.
- Для развития рынка труда. Работодатели все чаще стремятся привлечь учащихся, которые легко адаптируются и могут применять и передавать свои навыки и знания в новых условиях.
- Для более эффективного и ответственного использования интернет ресурсов (медиа-платформ). За последние два десятилетия радикальные преобразования в цифровых технологиях сформировали взгляды молодежи на мир, их взаимодействие с другими людьми и их восприятие самих себя. Интернет, социальные сети и интерактивные технологии порождают новые виды обучения, где дети осуществляют больший контроль над тем, что и как они учат. Технологии помогают людям легко общаться по всему миру. Но с другой стороны, доступ к неограниченному количеству информации часто сопряжен с недостаточной «медиаграмотностью». Подрастающее поколение легко одурачить необъективными, предвзятыми или фальшивыми новостями. Именно поэтому грамотное организованное формирование глобальной компетенции может помочь им ответственно выразить свой голос в Интернете.
- Для поддержания непрерывного развития. Наконец, обучение глобальной компетенции может помочь сформировать новые поколения, которые заботятся о глобальных проблемах и участвуют в решении социальных, политических, экономических и экологических проблем.
Слайд 8
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС ООО, КОТОРЫЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
а) в предметных результатах освоения программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики содержания предметных областей (предметы «обществознание», «география», «биология», «история», «иностранный язык», «основы духовно-нравственной культуры народов России»),
б) в предметных результатах освоения программы по годам обучения, подлежащих промежуточной и итоговой аттестации (предметы «обществознание», «география», «биология», «история»),
в) в метапредметных образовательных результатах,
г) в целях воспитания, сформулированных в Программе воспитания обучающихся при получении основного общего образования.
9 слайд
Элементы учебных предметов по географии, истории и обществознанию Вы можете видеть на слайде
10 слайд
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СВЯЗАНО С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО К ПРЕДМЕТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ И В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНО ОТВЕЧАТЬ СЛЕДУЮЩИМ УСЛОВИЯМ:
1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования;
3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.
11 слайд
На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: Аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах
Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.
Способы формирования глобальных компетенций на уроках английского языка
u создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом; (слайд 12)
u затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности; (слайд 13)
u активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса; создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения; (слайд 14)
u учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса; (видео)
u предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.
15 слайд
Самым важным способом формирования глобальной компетенцией является коммуникация
К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
Всё, что связано с эффективной коммуникацией отрабатывается на уроке иностранного языка. Кроме того, мы говорим о культурах стран изучаемого языка. Есть такие темы, которые позволяют поговорить о проблемных вопросах.
Например: Экология, Переработка мусора. В этих ситуациях можно поставить проблему, распределить роли и отработать задания, можно организовать проектную деятельность, так как основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний.
16 слайд
Формирование глобальной компетенции это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.