Пояснительная записка к программе по технологии 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Оценка 4.9

Пояснительная записка к программе по технологии 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Оценка 4.9
docx
08.05.2020
Пояснительная записка  к программе по технологии 3 класс, УМК "Начальная школа  21 века"
Титенко_3кл_Технология_П_З.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7 ________ /

Приказ № …

от … …. .20г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

на учебный год

 

по технологии

 

для  3 «В» класса

 

учителя  ТитенкоГалины Георгиевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

 

Оглавление

 

№ п/п

Перечень заголовков структурных элементов рабочей программы

Стр.

  1.  

Титульный лист

1

  1.  

Оглавление

2

  1.  

Пояснительная записка

3

  1.  

Общая характеристика учебного предмета

3

  1.  

Цели и задачи обучения технологии

4

  1.  

Ценностные ориентиры содержания курса технология

5

  1.  

Планируемые результаты изучения учебного предмета технология

5

  1.  

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

7

  1.  

Содержание программы по технологии

7

  1.  

Тематическое планирование

9

  1.  

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Технология»

10

  1.  

Оценочный лист рабочей программы учебного предмета

11

  1.  

Оценка предметной составляющей рабочей программы

11

  1.  

Оценка надпредметной составляющей рабочей программы

12

  1.  

Лист согласования оценки качества рабочей программы

по учебному предмету

15

  1.  

Лист ознакомления

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

     Рабочая программа по технологии обучающихся 3 класса  составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:

-        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (п. 19.5).

-        авторская программа по технологии УМК «Начальная школа XXI века» Е.А. Лутцева,  рекомендованная Министерством образования и науки РФ, (2015) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса:

        1.            Лутцева, Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Е.А. Лутцева.- М.: Вентана – Граф, 2016.

        2.            Лутцева, Е.А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Е.А. Лутцева.- М.: Вентана – Граф, 2016.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

            В начальной школе закладываются основы технологического обра­зования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологи­ческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного со­держания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преоб­разования доступных материалов и использования современных инфор­мационных технологий.

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса,  продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

Обучение технологии  способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:  умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Курс краеведения «Мы - дети природы» 3 класса включает разделы: «Природа югорского края», «Подземная кладовая Югры», «Земля и люди югорского края», «Художники югорского края».

 

Цели и задачи обучения технологии

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

-        дать детям первоначальный опыт преобразовательной   художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;

-        создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов;

-        формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края  и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности;

-        развитие  личностных  качеств (активности, инициативности,  воли, любознательности и т. п.), интеллекта  (внимания, памяти, воспри­ятия, образного и образно-логического  мышления, речи) и творче­ских способностей (основ творческой деятельности в целом и эле­ментов технологического и конструкторского мышления в част­ности);

-        формирование  общих представлений о мире, созданном умом и ру­ками человека, об истории деятельностного освоения мира (от от­крытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных тех­нологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реа­лизации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

-        формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологиче­скими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслужи­вания;

-        овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобра­зования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библио­теки;

-        использование приобретённых знаний о правилах создания пред­метной и информационной среды для творческого решения неслож­ных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнер­ских) , технологических и организационных задач;

-        развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и ор­ганизации;

-        воспитание экологически разумного отношения к природным ре­сурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

 

Ценностные ориентиры содержания курса технология

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции за­ключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в тех­нологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, курса краеведения «Мы – дети природы») и позволяет реализовывать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Особенности представления материала:

-   исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с ре­альной окружающей детей средой;

-   преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;

-   показано, что технологии практических работ из века в век остают­ся почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (раз­метка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);

-   осуществляется знакомство с основными движущими силами про­гресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;

-   подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущ­ностная потребность человека в познании мира и самореализа­ции — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, био­логии, медицины).

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета технология

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

-   отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную по­мощь;

-   проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

-   испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятель­ности, простейшем техническом моделировании;

-   принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

-   делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-   совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-   совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

-    совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неиз­вестное;

-   самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оп­тимального решения проблемы (задачи);

-    коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносись коррективы в полученные результаты;

-   осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помо­щью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый кон­троль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

-   выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

-   при помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи инфор­мацию в учебнике (в текстах, иллюстрациях, схемах, чертежах (инструкционных картах), энцик­лопедиях, справочниках, сети Интернет);

-   открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

-   преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

-   учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

-   слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

-   уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

-    уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:

-    характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;

-   профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

-     узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;

-     соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильника­ми, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

-   названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материа­лов (бумага, металл, ткань);

-   последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-изме­рительных инструментов;

-   основные линии чертежа (осевую и центровую);

-   правила безопасной работы канцелярским ножом;

-   косую строчку, ее варианты, их назначение;

-   названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов пе­редачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

-  о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; традициях де­коративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

- выполнять рицовку;

- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);

- решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

- простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований кон­струкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

-    названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

-   о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.

-   Уметь при помощи учителя:

-   включать и выключать компьютер;

 

-   пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

-   выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);

-   работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на элек­тронных носителях (СО): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

 

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

Согласно программе на изучение программного материала в 3  классе отводится 1 час в неделю,  34 часа в год.

Содержание программы по технологии

Содержание курса структурировано по двум основным содержательным линиям.

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

2.      Из истории технологии.

Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духов­ной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историче­ском развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

1.        Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самооб­служивание.

2.       Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3.       Конструирование и моделирование.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего пе­риода обучения.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание (14 ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания куль­туры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. От­ражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особен­ностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Ис­пользование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения произво­дительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для реше­ния жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимо­влияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия при­родных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампоч­кой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества вы­полненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрически­ми приборами, электричеством.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, меха и др.), их получение, применение. Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии черте­жа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требова­ний конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строч­кой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесь­мой, бусинами и т.д.

 

3.  Конструирование и моделирование (5 ч)

 

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкци­ям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соеди­нения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструк­ций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видам* клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представите­лей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоратив­но-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)(5 ч)

 

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, по­лучаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используе­мые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, D\/D).

 

Тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел учебника

Учебная тема

Всего часов

Тема

Часы

Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов.

Из истории технологии. Человеческое жильё. Ос­новы обрабатывающих технологий.

15

Зеркало времени

 

1

Постройки Древней Руси

 

2

Плоские и объёмные фигуры

1

Изготовляем объёмные фигуры. Изготовление русской избы

2

Доброе мастерство

1

Разные времена - разная одежда

4

От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение)

4

Растения в твоём доме. Секреты агротехнологии.

Технико-технологические знания и умения куль­турного земледелия. Ос­новы агротехнологии.

5

Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка

1

Размножение растений делением куста и отпрысками

1

Когда растение просит о помощи

1

Цветочное убранство интерьера

2

Преобразование энергии сил природы

Технология преобразова­ния и использования энергии

6

Человек и стихии природы. Огонь работает на человека

1

Главный металл

1

Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма

1

Вода работает на человека. Водяные двигатели

1

Паровые двигатели

1

Получение и использование электричества. Электриче­ская цепь

1

Информация и её преобразование

Информационные технологии

5

Какая бывает информация?

1

Практикум овладения компьютером

2

Книга - источник информации. Изобретение бумаги

1  

Конструкции современных книг

1

Великие изобретения человека

Проектная деятельность

1

Великие изобретения человека.

Для любознательных

1

Новогодний проект

2

 

2

Итого

 

 

34

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету

 «Технология»

     Печатные средства обучения:

Для учащихся:

1.       Лутцева, Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Е.А. Лутцева.- М.: Вентана – Граф, 2016.

  2.       Лутцева, Е.А. Технология: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся             общеобразовательных учреждений/Е.А. Лутцева.- М.: Вентана – Граф, 2016.

Для учителя:

      1.            Лутцева, Е.А. Технология: программа:1-4 классы/Е.А. Лутцева.- М.:Вентана-Граф,2015.

      2.            Старикова, В.В. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1- 4классы: методическое пособие с электронным приложением /В. В. Старикова.  - М.: Глобус, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление № п/п

Оглавление № п/п

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности

Ценностные ориентиры содержания курса технология

Ценностные ориентиры содержания курса технология

Познавательные УУД - при помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи инфор­мацию в учебнике (в текстах, иллюстрациях, схемах, чертежах (инструкционных картах), энцик­…

Познавательные УУД - при помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи инфор­мацию в учебнике (в текстах, иллюстрациях, схемах, чертежах (инструкционных картах), энцик­…

Иметь представление: - о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; традициях де­ коративно-прикладного искусства в создании изделий

Иметь представление: - о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; традициях де­ коративно-прикладного искусства в создании изделий

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами: 1

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами: 1

Использование принципов действия представите­лей животного мира для решения инженерных задач (бионика)

Использование принципов действия представите­лей животного мира для решения инженерных задач (бионика)

Информация и её преобразование

Информация и её преобразование
Скачать файл