Пояснительная записка к программе «Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны речи»

  • docx
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пояснительная записка к программе.docx

Пояснительная записка к программе «Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны речи»

 

 

Проблема коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, является  одной из наиболее  актуальных  в специальной педагогике и  психологии.  Любые отклонения в физическом  и  психическом становлении ребенка приводят к нарушению  его общего развития.

К сожалению, в последние годы увеличилось количество семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации и  законом «Об образовании» учащиеся с отклонениями в развитии имеют равные  с другими детьми права и могут поступить в массовую школу. Дети общеобразовательных школ  не всегда готовы принять ребенка «не такого, как все».  Школьная  дезадаптация   и  психологическая  неготовность связаны   с недостаточным уровнем коммуникативной  компетенции  ребят с недостатками слуха.  Поэтому,  необходимо научить этого ребенка  слушать, то есть развить его слуховое  внимание и  сформировать у него  хорошие произносительные навыки.

Дети с нарушениями слуха обучаются в специальных (коррекционных) общеобразовательных  школах и школах – интернатах,  III вида. Обучающие представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха. Снижение или отсутствие слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формировании устной речи, негативно отражается на психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Данная программа  «По развитию слухового восприятия и обучению  произношению»  разработана  для ребят с недостатками слуха. Она предусматривает получение детьми цензового  образования соответствующей ступени, на которую претендует ученик.   

    Федеральный государственный стандарт (ФГОС) определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Настоящая программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению  составлена  в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования  на основании программы «Развитие слухового восприятия» «Обучение произношению II отделения (сборник Программы специальных коррекционных) образовательных учреждений II вида, Москва, «Просвещение»  2009 г. авторы программ: К.Г.Коровин А.Г.Зикеев, Л.И.Тигранова, И.Г.Багрова, И.М.Гилевич, Н.Ю.Донская, М.И.Никитина, Л.В.Никулина, М.Ю.Рау, В.В.Тимохин, Н.И.Шелгунова  В соответствии с учебным планом для специальных (коррекционных) школ II вида (приказ Министерства образования РФ от10 апреля 2002 г., Москва № 29/2065-п.  Актуализацией  данной  программы  является полноценное включение ребенка с нарушениями слуха в общественно -  полезную деятельность, в общество окружающих слышащих людей, предполагает наличие у него  способности свободно понимать обращенную к нему словесную речь собеседника и быть понятым.   От качества устной речи во многом зависит его социализация. Слабослышащий ребенок не может воспринимать разборчиво речь окружающих, подражать им и воспроизводить сказанное четко, внятно, с соблюдением всех норм произношения. психического развития ребенка (нарушение наглядного мышления, нарушение зрительного восприятия и др.) Необходимым условием социализации ребенка с нарушением слуха выступает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную к нему речь собеседника, говорить  внятно и понятно для окружающих.  Работа по развитию слухового внимания и формированию произношения строится с учетом психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на  12  лет обучения в соответствии с учебным планом школы. Цель данного курса – формирование у слабослышащих детей   уровня  слухо -зрительного восприятия речи и владение ее произносительной стороной,  достаточного для вступления в контакт со слышащими людьми,  что напрямую связано с социальной адаптацией  ребенка с недостатками слуха.

    Программа не противоречит общим задачам школы и направлена на решение специальных (коррекционных) задач:

-Обучение учащихся на индивидуальных занятиях восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее;

-Создание слухо-зрительной основы для восприятия слабослышащими обучающимися устной речи;

-Формирование у слабослышащих учащихся речевого  поведения на основе активного использования развивающего слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры индивидуальных слуховых аппаратов;

-Формирование фонетически внятной членораздельной, выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной устной речи  обучающихся.

Большое  внимание в программе в соответствии с введением ФГОС уделяется формированию универсально- учебных действий  у детей с недостатками слуха  с целью их социализации.  В результате  формируются коммуникативные универсально- учебные действия: уметь слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать  коммуникативное взаимодействие;

Познавательные универсально- учебные действия: обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности детей  с недостатками слуха к регуляции поведения и деятельности, познанию мира  и определению своего места в нем.

  Данная программа состоит из двух разделов:

1.Развитие слухового восприятия.

2.Обучение произношению.

             Развитие слухового восприятия – одна из сторон коррекционной направленности обучения. Это специальный учебный предмет, который  имеет свои цели, задачи и содержание. Работа по развитию слухового восприятия в 1- 5 классах заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно - воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.

      Речевой материал  составлен с учетом снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.

        Речевой материал  отвечает  задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит  осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это наиболее употребительный словарь, необходимый учащимся  для общения в   школьных и бытовых условиях. Речевой материал  носит не только познавательный характер, но и  развивающий,   формирующий жизненные компетенции ребят. Например, «Как вести себя при нападении?», «Как спастись при пожаре?», «Речевой этикет»,  «Три ступени, ведущие вниз» (о вредных привычках), формирует гражданскую позицию  «Мой  край родной», «Люди мужественных профессий»  ( о героях МЧС)   и. т. д.

       Речевой материал условно разбит на разделы:

 Речевой материал   разговорно –обиходного характера, относящийся к организации учебной деятельности;  речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов; тексты.

     Программный материал сформирован с учетом    поэтапного формирования умений. Под поэтапным формированием понимается последовательное, постепенное формирование слуховых образов, различных речевых единиц, начиная со зрительных образов, переходя  к  слухо-зрительным,  а затем к слуховым образам единиц речи. Учтен принцип  развивающих упражнений  в заданиях к текстам по темам.

Этот процесс связан с развитием психических функций личности: развития мышления, речи, памяти, внимания, развитие интеллектуальной и познавательной сфер деятельности. Такие принципы, как   использование  речи как средства развития речевого слуха и  связи развития слухового восприятия с произношением, являются основополагающими при создании  программы.

      Учебно – тематическое планирование данной программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от выполнения программного материала, что отражается в календарно- тематических планах.

       Основные требования к результатам обучения по развитию слухового внимания:

   -Уметь воспринимать на слух и слухо – зрительно речевой материал и произносить его, реализуя сформированные речевые навыки с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.

 

 

                                                

                                                   

 

Произношение

   Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи обучающихся, соблюдении ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

        Планирование работы над  произношением  осуществляется на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования. Учитываются индивидуальные особенности психофизического и слухоречевого развития учащихся.

     Обучение произношению ведется,  в первую очередь,   на основе подражания  речи педагога, воспринимаемой на  слухо- зрительной и слуховой основе.

         Особенно важно на начальном этапе работы над произношением   широко использовать стационарную звукоусиливающую аппаратуру. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами.

При использовании слуховых аппаратов  учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь. Индивидуальное занятие по произношению состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания,  слово, фраза.  Работа над словом и фразой является  важнейшим разделом  программы.

Также  построена целенаправленная работа по формированию  умений обучающихся  пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания.

         Обучение произношению проводится  на речевом материале различной степени сложности с использованием  разных видов речевой деятельности с применением различных видов работы. Обучение произношению ведется на речевом материале, который знаком обучающимся.

         Работа над словом предусматривает не только воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, но  и изображение ритмов с помощью рисунков,  схем,  а  так же  подбор слов к  соответствующим ритмам. Эти упражнения подготавливают учащихся   к восприятию во 2 классе понятие «слог», «ударный», « безударный».

        Знакомство с правилами  орфоэпии происходит по подражанию речи учителя  последующим подключением  правильного произношения  слова по надстрочному знаку. 

     Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять  ритмическую структуру  слова, фразы. А затем идет работа по воспроизведению интонационно   окрашенной  речи.

     Значительная часть звуков может усваиваться учащимися  на основе слухо- зрительного и слухового подражания речи учителя:  а, о, у, и, э, йа (я),  йэ (е),

м,  н,  п,  т.

Освоение звуков    с, ш, р, б, д, ц требует как правило  специальных индивидуальных занятий.  Целенаправленная  работа с использованием специальных приемов  необходима для правильного произнесения таких  звуков, как    ы,   з,  ж,   г, ц,  ч.

В результате,  грамотно построенные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения способствуют выработке умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы для чтения, соблюдать подвижность ударения, обнаруживать  ошибки  при произнесении тех или иных звуков и в постановке ударения  не только в своей речи, но и в речи своих

одноклассников.

Как правило,  к концу каждого класса  определены  требования к умениям и навыкам, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по развитию слухового  восприятия и формированию произносительных навыков.

      

Результатом изучения данного курса по формированию произносительной стороны речи  обучающиеся приобретают

 личностные  компетенции:

- стремиться  к  обогащению словарного запаса и речевому самоусовершенствованию, осуществлять  контроль за своей речью.

Метапредметные результаты:

Владеть всеми видами речевой деятельности.

Предметные результаты:

-говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной громкости;

- соблюдать нормальный темп речи;

- передавать эмоциональные оттенки высказывания;

- произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила;

- произносить слова слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое ударение.

- выделять в слове звуки речи ; давать им  фонетическую  характеристику;

-  различать ударные и безударные слоги;

- не смешивать звуки и буквы;

-правильно произносить звуки речи.

Коммуникативные компетенции:

- адекватно использовать неречевые коммуникации

- уметь пользоваться слухом и устной речью во всех сферах общения.

Информационные:

- уметь извлекать информацию из разных источников,  воспринимать различные звучания   со звукоусиливающей аппаратурой и без нее.

Отличительной особенностью программы считается то, что речевой материал подобран  с учетом  психофизических возможностей детей  и  с учетом  их  жизненных потребностей.  В процессе обучения  используются разные виды речевой деятельности  и  сочетание их с развитием слуха.  Обеспечивается  реализация  индивидуального подхода  к обучающимся  и интенсификация  их самостоятельной работы.

Для оценки достижений учеников используются следующие формы контроля:

- проверка произношения, проверка внятности речи (аудиторская проверка), проверка слуха речью с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, административные контрольные работы по РСВ два раза в год.

Коррекционные методики:

- Л. П. Назарова   «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» М.: «Владос» 2001 г.

     -   Л. М. Быкова, Т. С. Зыкова,  Л. П. Носкова   «Методика обучению произношению     в школе глухих»  М.:  «Владос» 2002 год

       -   Ф. Ф. Рау   «Методика обучения глухих устной речи»

        - И. Г. Багрова «Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух»