Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО________
ФИО Протокол № ___ от «__»________201___г.
|
«РЕКОМЕНДОВАНО» Председатель МС_______
ФИО Протокол №______ от «___»_____201__г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор Школы________
Приказ №________ от «__ »______201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
_____ _ ____физическая культура_________________________________
(Название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
Класс (параллель) _________11 «А» ____________
Уровень образования ______________________
Уровень программы (направление) ___________________
Срок реализации программы один год
Составитель:
Кудрявцева О.Г
Год составления программы 2016 год.
Пояснительная записка.
11 класс
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012).
В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его проведение в 5 классе отводится 105 часов в год, из расчета 3 часа в неделю.
Для прохождения программы в учебном процессе использован учебник: Виленский М.Я. Физическая культура. 9-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2013.
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу, футболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе урока. В данную рабочую программу включен внутрипредметный модуль «Плавание» - 35 часов в год, из расчета 1 час в 2 недели.
Данный учебный предмет имеет своей целью формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
-содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
-обучение основам базовых видов двигательных действий;
-дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
-формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
-выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
-углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
-воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
-выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
-формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
-содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся 9—11 классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы являются: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.
Все разделы авторской программы в основном сохранены. В связи с климатическими условиями, региональными особенностями и возможностями материально-технической базы школы раздел «Лыжные гонки. Передвижения на лыжах» – заменены на «Лёгкая атлетика. Кроссовая подготовка». Упражнения из комбинации на гимнастических брусьях из раздела «Гимнастика с основами акробатики» заменены упражнениями на шведской стенке. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки) заменены на упражнения и комбинации на гимнастической скамейке.
(Краткий анализ уровня развития физических качеств, навыков и умений учащихся данного класса, наличие детей с ОвЗ)
Физические нагрузки на учащихся подготовительной группы здоровья дозируются с учётом медицинских показаний.
Общая характеристика учебного предмета «физическая культура».
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с образовательной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
«Физическая культура» изучается в 9-11 м классе из расчёта 3 ч в неделю : в 5 классе —105ч, в 6 классе — 105ч, в 7 классе— 105ч, в 8 классе— 105ч, в 9 классе-102ч., 10 класс – 105 ч., 11 класс – 102 часа.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для5-х классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
-готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения лично-стно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
-владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
-владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
-владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности,
-составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
-способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
-способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
-владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
-умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
-умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
-умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
-умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
-формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
-формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
-владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
-владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
-демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
-владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
-владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
-владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе,
правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
-овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
-понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
-понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
-бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
-проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
-добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
-приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
-знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
-понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
-восприятие спортивного соревнования как культурно- массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
-владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
-владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
-владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
-владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
-владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
-понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
-приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
-формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
-расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
-знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
-знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
-способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
-умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
-способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
-способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
-умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
-умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
-умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
-умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
-способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
-способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
-умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
-способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
-способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, -составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
-способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
-умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере усвоения умений и навыков. По окончании учебного года учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной )физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт- пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей
физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика.
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом скамейке (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Кроссовая подготовка
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при
проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Плавание (внутрипредметный модуль по отдельной программе)
Укрепление здоровья средствами физической культуры и закаливающими свойствами воды. Плавание – один из древнейших видов спорта. Основы техники плавания кролем на спине, кролем на груди. Правила поведения в бассейне.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Демонстрировать
(минимальные требования к результатам обучения)
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
|
Скоростные |
Челночный бег 4*9м |
9,2 |
9,8 |
|
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с |
8,5 |
9,4 |
||
Силовые |
Прыжок в длину с места, см |
220 |
185 |
|
Подтягивание на высокой перекладине |
14 |
- |
|
|
Наклон вперед из положения сидя |
15
|
24
|
||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) |
32 |
20 |
||
Выносливость |
Бег 2000 м, мин Бег 300 м., мин |
- 12, 20 |
10,0 - |
|
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа |
55 |
42 |
||
Координация |
|
|||
Броски малого мяча в стандартную мишень, м |
38
|
30
|
||
Прыжки на скакалке, за 30секунд |
70 |
80 |
Распределение учебного времени прохождения программного материала
по физической культуре
№ п/п |
Вид программного материала/Разделы программы |
Количество часов (уроков) |
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания. |
|
|
||
|
Базовая часть |
50 |
|
I |
Знания о физической культуре |
|
|
1 |
История физической культуры |
В процессе урока |
|
2 |
Физическая культура (основные понятия) |
В процессе урока |
|
3 |
Физическая культура человека |
В процессе урока |
|
II |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
В процессе урока и самостоятельных занятий |
|
III |
Физическое совершенствование |
|
|
1 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
В режиме учебного дня и учебной недели |
|
2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью |
В режиме учебного дня и учебной недели |
|
2.2 |
Легкая атлетика |
11 |
- Т.Б.( техника безопасности) - Низкий старт. Стартовый разгон. Бег по дистанциям - Бег с ускорением 30 м. Развитие скоростных качеств - 60 м. Эстафетный бег. - 100м. по дорожкам. Разгон , финиширование. (ГТО.) - Прыжки в длину с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. - Прыжки в длину способом «согнув ноги» 11-13 беговых шагов. Приземление(для подготовки сдачи ГТО). - Подтягивание, висы, пресс, наклоны, отжимание (для подготовки сдачи ГТО). - Бег 2000м. Специально беговые упр-я. Развитие выносливости. - Метание (для подготовки сдачи ГТО). |
2.3 |
Кроссовая подготовка |
10 |
- Инструктаж по Технике Безопасности. - Специально беговые упр-я для развития выносливости. Бег до 10 мин , чередование с ходьбой . Бег в гору. - Бег до 12 мин чередование с ходьбой. Бег до 15 мин. Бег в гору. Бег(15-20 мин) в равномерном темпе, чередование с ходьбой. - Спортивные игры. -Бег равномерном темпе 20-22 мин. Специальные беговые -Преодоление горизонтальных препятствий. Спортивные игры. -Развитие выносливости. Бег в равномерном темпе 23 мин. Специальные беговые упражнения. -ОРУ. Преодоление горизонтальных препятствий. Спортивные игры. Развитие выносливости. -Бег в равномерном темпе 23 м. Специальные беговые упражнения. -ОРУ. Преодоление горизонтальных препятствий. Спортивные игры. Развитие выносливости. -Бег на результат М: 3000 м; Д: 2000 м. Развитие выносливости(для подготовки сдачи ГТО).
|
|
Гимнастика с элементами акробатики |
21 |
- Инструктаж по Техники Безопасности. -Переход с шага на месте на ходьбу в колонне. Подтягивания в висе. Подъём переворотом силой (м). - ОРУ на месте. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие силовых способностей. -Развитие силовых способностей. - Эстафеты. - Прыжки на месте. - ОРУ с обручами. Наклоны стоя и сидя прямые ноги, упр- я для пресса - ОРУ в движение. Акробатические комбинации. - Длинный кувырок с трех шагового на месте. Равновесие на одной ноге. - Кувырок назад в полу шпагат. - Развитие координационных способностей (стойка на лопатках, мостик) -Акробатическая комбинация Длинный кувырок с разбегу, мостик, переворот. - Помощь, страховка. - Подтягивание висы, отжимание, упр- я для пресса, наклоны(для подготовки сдачи ГТО). - Прыжки на скакалке. |
2.5 |
Спортивные игры: |
|
|
2.5.1 |
Волейбол |
21 |
- Т.Б. Стойки и передвижение игрока. -Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. -Нападающий удар при встречных передачах. -Нижняя прямая подача. Учебная игра. Развитие координационных способностей. -Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах через зону. -Нападающий удар при встречных передачах. -Нижняя прямая подача. Учебная игра. Развитие координационных способностей. -Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах через зону. -Нападающий удар при встречных передачах. -Нижняя прямая подача. Учебная игра. -Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. -Нападающий удар при встречных передачах. -Нижняя прямая подача, приём мяча, отражённого сеткой. Учебная игра. Игра в нападении через третью зону. -Комбинации из передвижений игрока. Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели. -Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача Учебная игра. Игра в нападении через третью зону. Развитие координационных способностей. -Нападающий удар при встречных передачах. Приём мяча снизу в группе. Учебная игра. -Игра в нападении через четвёртую зону. Развитие координационных способностей.
|
|
Вариативная часть |
|
|
|
Баскетбол |
21 |
-Т.Б. История баскетбола, правила игры. - Сочетание приемов передвижений и остановок. Ведение и бросок. Позиционное нападение со сменой мест. - Бросок двумя руками от головы в прыжке. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра. - Сочетание приемов передач, ведение и бросков. Бросок одной рукой от плеча в прыжке.- Штрафные броски . - Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (3:3). Учебная игра. - Сочетание приемов передач, ведение, бросок. Штрафные броски. - Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (2:2), (3:3). - Броски одной рукой от плеча, штрафные броски. - Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (4:4). - Учебная игра. - Сочетание приемов передвижений и остановок, передач мяча и ведение. Позиционное нападение и личная защита (3:2, 4:3). Учебная игра. - Бросок одной рукой от плеча в прыжке с сопротивлением. Взаимодействие трех игроков в нападении. Учебная игра. -Взаимодействие трех игроков в нападении «малая восьмерка». Учебная игра. перемещения - Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведение, броски. Нападение быстрым прорывом. Учебная игра.
|
|
Кроссовая подготовка |
8 |
- Т.Б. -Бег в равномерном темпе. Специальные беговые упр-я. Преодоление горизонтальных препятствий. - Бег до 10 мин. Развитие выносливости. - Бег 15 мин. Развитие выносливости. - Бег до 17 мин. - Упр-я на развитие скоростных качеств. - Спортивные игры - Развитие выносливости бег на 1000 м. (для подготовки сдачи ГТО). - 2000 м. - 3000 м. - Спортивные игры.
|
|
Легкая атлетика |
10 |
- Т.Б. Бег М: 2000 м, Д: 1500 м. (для подготовки сдачи ГТО). -ОРУ. Специальные беговые упражнения. Спортивные игры. Развитие выносливости. -Низкий старт (до 30 м). Стартовый разгон. Финиширование. -Бег по дистанции (70-80). Эстафетный бег (передача палочки). Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. -Инструктаж по ТБ. Низкий старт (до 30 м). Стартовый разгон. - Бег по дистанции (70-80). Эстафетный бег (передача палочки). Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Бег по дистанции 100 м. (для подготовки сдачи ГТО).Финиширование. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Основы обучения двигательным действиям. -Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. -Метание мяча на дальность в коридоре 10 м с разбега(для подготовки сдачи ГТО). Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. -Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов (для подготовки сдачи ГТО). -Метание мяча на дальность в коридоре 10 м с разбега. - Подтягивание, виссы, упр-я для пресса, наклоны. Отжимание(для подготовки сдачи ГТО). -Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. - Прыжки с места и с разбегу. Метание мяча на дальность в коридоре 10 м с разбега. - 2000 м. - Спортивные игры.
|
Всего: |
102 |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В процессе реализации данной программы используется следующее оборудование, инвентарь, методические и дидактические материалы:
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Количество |
Примечание |
||||||
1 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||||||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
1 |
|
||||||
1.2 |
Учебники для учащихся: М.Я. Виленский. Физическая культура. 5—7 классы. – М.: Просвещение, 2012г. |
|
|
||||||
|
В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы. – М.: Просвещение, 2012г. |
1
1 |
|
||||||
Пособия для учителя: А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков,В.А.Тишков.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.:Просвещение,2009г. М.Я.Виленский,В.Т.Чичикин,Т.Ю.Торочкова.Физическая Культура.Методические рекомендации.5-7 классы. – М.: Просвещение, 2013г. |
|||||||||
2 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
|||||||
|
Стенка гимнастическая |
7 |
|
||||||
|
Козёл гимнастический |
1 |
|
||||||
|
Конь гимнастический |
1 |
|
||||||
|
Перекладина гимнастическая |
1 |
|
||||||
|
Канат для лазанья |
1 |
|
||||||
|
Мост гимнастический подкидной |
2 |
|
||||||
|
Стойка для прыжков в высоту |
1 |
|
||||||
|
Скамейка гимнастическая жёсткая |
4 |
|
||||||
|
Маты гимнастические |
6 |
|
||||||
|
Мяч малый (теннисный) |
10 |
|
||||||
|
Скакалка гимнастическая |
5 |
|
||||||
|
Обруч гимнастический |
5 |
|
||||||
Подвижные и спортивные игры |
|||||||||
|
Щит баскетбольный игровой из оргстекла |
2 |
|
||||||
|
Кольцо баскетбольное |
2 |
|
||||||
|
Кольцо баскетбольное антивандальное |
1 |
|
||||||
|
Щит баскетбольный тренировочный из оргстекла |
2 |
|
||||||
|
Мячи баскетбольные |
22 |
|
||||||
|
Жилетки игровые с номерами |
10 |
|
||||||
|
Волейбольный комплекс |
1 |
|
||||||
|
Мячи волейбольные |
13 |
|
||||||
|
Мячи футбольные |
6 |
|
||||||
|
Стол для настольного тенниса |
2 |
|
||||||
Туризм |
|||||||||
|
Палатки туристские |
3 |
|
||||||
Средства первой помощи |
|||||||||
|
Аптечка медицинская |
1 |
|
||||||
|
Спортивный зал (кабинет) |
||||||||
|
Спортивный зал игровой |
1 |
|
||||||
|
Раздевалки |
2 |
|
||||||
|
Кабинет учителя |
1 |
|
||||||
|
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
1 |
|
||||||
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Рабочая программа составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление
Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ
от 19.05.1998 г. № 1236;
- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30-51-197/20;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р.
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от -7.02.2;
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от17.12.2010 г. №1897.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.