Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс , УМК "Начальная школа 21 века"

  • docx
  • 08.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Титенко_3кл_Лит_ чтение_П_З.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7 ________ / Приказ № …

от … …. .20 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

на

учебный год

 

по  литературному чтению

 

для 3 «В» класса

 

учителя  Титенко Галины Георгиевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

№ п/п

Перечень заголовков структурных элементов рабочей программы

Стр.

  1.  

Титульный лист

1

  1.  

Оглавление

2

  1.  

Пояснительная записка

3

  1.  

Общая характеристика учебного предмета

3

  1.  

Цели и задачи обучения литературному чтению

3

  1.  

Ценностные ориентиры содержания курса литературное чтение

5

  1.  

Планируемые результаты изучения учебного предмета технология

5

  1.  

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

7

  1.  

Содержание программы по литературному чтению

8

  1.  

Тематическое планирование

9

  1.  

Примерное планирование проверочных и контрольных работ

11

  1.  

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Литературное чтение»

12

  1.  

Оценочный лист рабочей программы учебного предмета

14

  1.  

Оценка предметной составляющей рабочей программы

14

  1.  

Оценка надпредметной составляющей рабочей программы

15

  1.  

Лист согласования оценки качества рабочей программы

по учебному предмету

18

  1.  

Лист ознакомления

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению обучающихся 3 класса  составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:

-        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (п. 19.5).

-        авторская программа по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова,  рекомендованная Министерством образования и науки РФ, (2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса:

 

1.      Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016;

2.      Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016;

3.      Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016.

4.      Л.Е. Журова, Л.А. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс - М.: Вентана-Граф, 2016.

5.      Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа XXI века).

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих  концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

- дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой.  А есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

 

Цели и задачи обучения литературному чтению

Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

-     обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

-     научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

-     систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, поль­зоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и про­смотровым);

-     включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

-     формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

-     расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он спосо­бен:

- воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним);

- понимать читаемое не только на уровне фак­тов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.);

- вос­создавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

- воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах. Подроб­но, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются сле­дующие:

1.       Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины по­нимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2.       Система работы над навыками чтения.

3.       Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4.       Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школь­нику для освоения литературы как искусства слова.

5.       Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соот­ветствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1.   Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательски­ми умениями.

2.   Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произве­дениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особен­ностей.

3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6.Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.

7.  Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью
учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полу­ченных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика:

-   на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рас­сказов, сказок) о героях литературных произведений;

-   на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произве­дений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным про­изведениям;

-   на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

-   на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изу­ченным произведениям или разделам);

-   на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.

В третьем классе формирование читателя продолжается на более сложных (но дос­тупных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читатель­ский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение ста­новится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются опреде­ленные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Де­ти знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), вы­деляют особенности жанров.

 

Ценностные ориентиры содержания курса литературного чтения

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, и уважительное отношение к другой культуре и мнению).

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета технология

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

 

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1)   овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

7)   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника­ционных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и по­знавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избира­тельности, этики и этикета;

9)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказы­вание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)      овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)      формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)      определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;

13)      формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)      овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес­сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)      овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)      формирование умения работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета.

 

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится формирование:

1)       понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства со­хранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)      осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми­рование потребности в систематическом чтении;

3)      понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изу­чающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содер­жание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновы­вать нравственную оценку поступков героев;

4)   достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на­учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)   способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-     читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);

-     читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

-     читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

-     отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;

-     определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

-     понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

-     находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

-     пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;

-     группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

-     понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

-     пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

-     пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;

-     читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-     различать стихотворный и прозаический  тексты;

-     определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;

-     различать пословицы и загадки по темам;

-     использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

-     осознавать нравственные и этические ценности произведения;

-     выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

-     находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научиться:

-     понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

-     инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

-     моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;

-     рассказывать сказки с присказками;

-     создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

-     делать иллюстрации к изученным произведениям;

-     иллюстрировать словестно отдельные эпизоды произведений;

-     выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

-     инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научиться:

-     находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

-     определять тему и главную мысль текста;

-     работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

-     дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

-     самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

-     находить информацию о книге в её аппарате;

-     сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

-     высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

 

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Авторская программа по курсу Литературное чтение для 3 класса рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю, 34 учебные недели. Для более глубокого формирования читательской компетентности учащихся из школьного компонента добавляется 1 час в неделю,34 часа в год. За год  170 часов (5 часов в неделю).

 

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение  письменных работ - небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ  с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Навык чтения*. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объёму (200-250 слов) текстов. Чтение вслух не менее 55-60 слов в минуту. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения са­моконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, упо­требляемых в тексте. Различие простейших случаев много­значности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Читательские умения:

-        самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);

-        умение самостоятельно прочитать фамилию автора II заглавие и правильно называть произведение, книгу (фа­милия автора, заглавие);

-        определять тему чтения и жанр книги;

-        самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.

 

Содержание курса литературного чтения

Круг чтения. Произведения фольклора русского наро­да и народов других стран: пословица, скороговорка, загад­ка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фолькло­ра народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Эмоциональная   реакция   и   понимание   авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведе­ний (сказок разных народов, героев народных сказок, выяв­ление их сходств и различий). Оценка эмоционального со­стояния героев, их нравственных позиций. Понимание от­ношения автора к героям произведения, выражение свое­го отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

Творческая деятельность. Проявление интереса к сло­весному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведе­ния (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание ра­бот «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных ска­зок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и про­ведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

 

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Устное народное творчество

23

2

Басни

8

3

Произведения А.С. Пушкина

12

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

14

6

Произведения Н.А. Некрасова

9

7

Произведения А.П.Чехова

7

8

Сказки зарубежных писателей

8

9

Стихи русских поэтов

7

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

8

11

Произведения А.И. Куприна

8

12

Стихи С.А.Есенина

8

13

Произведения К.Г. Паустовского

14

14

Произведения С.Я. Маршака

5

15

Произведения Л. Пантелеева

8

16

Произведения в. .Ю. Драгунского

2

17

Произведения А.П. Гайдара

5

18

Произведения М.М. Пришвина

8

19

Произведения зарубежных писателей

11

 

 

Итого:

170 ч

 

I четверть

36 ч

 

II четверть

28 ч

 

III четверть

40 ч

 

IV четверть

32 ч

 

ИТОГО

170ч.

 

Устное народное творчество. (23 часа)

Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик» Малые формы фольклора: пословицы. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова) Малые формы фольклора: скороговорки, потешки Былины. «Добрыня и змей» Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

Басни. (8 часов)

Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград» И. Крылов «Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и лисица» Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник»

Произведения А. С. Пушкина. (12часов)

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»«Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский.,  А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А. С. Пушкин. Стихи

Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (5 часов)

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» А. Майков «Осень» А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

Произведения Л. Толстого (14 часов)

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк» Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» Л. Толстой. рассказы «Зайцы», «Лебеди».

«Лев и собачка» Л. Толстой «Прыжок» Былина «Как боролся русский богатырь» Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

Произведения Н. Некрасова. (9 часов)

Н. Некрасов «Крестьянские дети». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст) Н. Некрасов «Славная осень» «Зеленый шум».

К. И. Чуковский «Зеленый шум» Стихи о природе. Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Произведения А. П. Чехова. (7 часов)

А. П. Чехов «Степь» А. Чехов «Ванька».Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

Сказки зарубежных писателей. (8 часов)

Ш. Перро «Подарки феи» И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

Стихи русских поэтов.(7 часов)

И. Никитин «Русь» И. Никитин «Утро» И. Суриков «Детство» С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» Стихи о Родине. Ф. Н. Глинка «Москва»

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.(8 часов)

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» Рассказы о животных.

Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Произведение А. Куприна. (8 часов)

А. И. Куприн «Синяя звезда» А. Куприн «Барбос и Жулька» А. Куприн «Ю-ю»

Стихи С. Есенина. (8 часов)

Есенин. Стихи о Родине С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи

о природе С. Есенин «Береза». Стихи о березе С. Есенин «Бабушкины сказки» Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина» Стихи русских поэтов

Произведения К. Г. Паустовского.(14 часов)

К. Паустовский «Стальное колечко» К. Паустовский «Заячьи лапы».  К. Паустовский «Кот-ворюга».  К. Паустовский «Кот-ворюга».  К. Г. Паустовский «Теплый хлеб».  Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.). В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Произведения  С. Маршака. (5 часов)

С. Маршак «Урок родного языка» С. Маршак «Ландыш».В. Субботин «С Маршаком» С. Маршак «Кошкин дом»

Рассказы Л. Пантелеева.(8 часов)

Л. Пантелеев «Честное слово» Л. Пантелеев «Камилл и учитель» Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

Рассказы В. Ю. Драгунского. (2 часа)

В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

Произведения А. Гайдара. (5 часов)

А. Гайдар «Горячий камень» А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре». «С. В. Михалков «Ошибка»

Произведения М. Пришвина.(8 часов)

М. Пришвин «Моя Родина» М. Пришвин «Выскочка» «Жаркий час». Детские книги о природе.  В. Бианки «По следам»

Произведения зарубежных писателей.(11 часов)

Дж. Лондон «Волк» Э. Сетон-Томпсон «Чинк» Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик», «Об удивительных птицах», Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди»

Примерное планирование проверочных и контрольных работ

№ п/п

Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

Первое полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Сентябрь

2

Навык чтения молча. Текущая проверка

Октябрь

3

Выразительность чтения. Текущая проверка

Сентябрь - октябрь

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Октябрь - ноябрь

5

Тест (вид текущей проверки)

Сентябрь - октябрь

6

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

7

Сформированность учебной и читательской деятельности -диагно­стические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

8

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Ноябрь

9

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Ноябрь - декабрь

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Декабрь

11

Тест (вид итоговой проверки)

Декабрь

12

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности -диагно­стические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце полугодия

Второе полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Январь - февраль

2

Навык чтения молча. Текущая проверка

Февраль

3

Выразительность чтения изученных произведений. Текущая проверка

Один раз в четверть

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Март

5

Тест (вид текущей проверки)

Март

6

Сформированность учебной и читательской деятельности -диагно­стические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

7

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель

8

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Май

9

Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка

Апрель - май

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Май

11

Тест (вид итоговой проверки)

Май

12

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагно­стические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце года

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Литературное чтение»

 

Печатные средства обучения:

1.    Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016;

2.    Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016;

3.    Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016.

4.    Л.Е. Журова, Л.А. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс - М.: Вентана-Граф, 2016.

5.    Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа XXI века).

Методические материалы для учителя:

1.      Литературное чтение. Программа. 1-4 классы (авторы Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова);

2.      Методическое пособие «Литературное чтение. 3 класс» (автор Л. А. Ефросинина).

Электронные образовательные ресурсы:

Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина).