Пояснительная записка по предмету окружающий мир 3 класс («Начальная школа 21 века»)
Оценка 5

Пояснительная записка по предмету окружающий мир 3 класс («Начальная школа 21 века»)

Оценка 5
docx
20.07.2020
Пояснительная записка по предмету окружающий мир 3 класс («Начальная школа 21 века»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА_Окр..docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

·Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

·Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы МОУ СШ № 111, учебного плана МОУ СШ № 111, Положения о рабочей программе, учебного курса, модуля, дисциплины МОУ СШ № 111.

·Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» и «Сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2018.

УМК «Начальная школа XXI века» (ФГОС)

1.                     Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для уч-ся общеобр. учреждений в 2-х ч./Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана – Граф, 2018.- (Начальная школа ХХ1 века).-(ФГОС).

2.                     Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2018.

Дополнительная литература.

1.                     Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-4 кл. Программа курса (+CD). – М.: Вентана-Граф, 2018.

2.                     Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 кл. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2018.

3.                     Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 3 класс. Система уроков Москва Издательский центр Вентана-Граф, 2018.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 3 классе 66 ч. (2 ч в неделю).

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля — наш общий дом (7 ч.)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (4 ч.)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царство природы (26 ч.)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Грибы

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Как человек одомашнил животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Наша Родина: от Руси до России (11 ч.)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (12 ч.)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

 

Учебно-тематический план

Содержание программного материала.

Количество часов

1

Земля — наш общий дом

7

2

Человек изучает Землю

4

3

Царство природы

26

4

Наша Родина: от Руси до России

11

5

Как трудились люди в разные времена

12

6

Контрольные и диагностические работы

6

 

Итого

66

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Метапредметные результаты передают социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:

называть (приводить примеры):

• тела живой и неживой природы;

• планеты Солнечной системы (2-3);

• свойства воздуха, воды;

• состав почвы;

• древние города и их достопримечательности;

• имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

• причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

• год, век, арабские и римские цифры;

• названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

• животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

• приспособления животных к среде обитания;

• особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

• объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

• составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

• ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

• различать географическую и историческую карты;

• анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

• проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;

• проводить классификацию животных по классам; выделять признаки  классификации;

• рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;

• ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ

Изображение Земли. Глобус — модель

Изображение Земли. Глобус — модель

Наша Родина: от Руси до России (11 ч

Наша Родина: от Руси до России (11 ч

Человек изучает Землю 4 3

Человек изучает Землю 4 3

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться: • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; • анализировать модели, изображающие

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться: • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; • анализировать модели, изображающие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2020