Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинная средняя общеобразовательная школа »
Ключевского района
Алтайского края
Исследовательская работа
по дисциплине
«Социально – экономическое»
(психология+математика)
«Позитивное влияние вращательных головоломок
на уровень тревожности школьников»
Выполнила:
Кушнерева Дарья
ученица 7 класса
научные руководители:
педагогпсихолог Виноградова В.В.,
учитель математики Карпучева И.В.
пос.Целинный 2016
Цель работы: исследование позитивного влияния вращательных
головоломок на уровень школьной тревожности в условиях
образовательного процесса.
Задачи работы:
изучить феномен тревожности в психологии;
проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
изучить позитивное влияние вращательных головоломок на
уровень школьной тревожности у учащихся;
провести диагностику тревожности детей среднего школьного
возраста;
определить влияния вращательных головоломок на уровень
школьной тревожности учащихся;
совместно
разработать
рекомендации и советы по проведению профилактической и
коррекционной работе по преодолению школьной тревожности.
педагогомпсихологом школы
с
Гипотеза
работы:
вращательных
головоломок оказывает позитивное влияние на снижение
уровня школьной тревожности у учащихся.
использование
Методы научного исследования:
изучение, обработка и анализ научных источников по
проблеме исследования;
экспериментальное исследование тревожности у детей
среднего школьного возраста с помощью методики
определения уровня тревожности
Ю.Л.Ханин;
наблюдение;
беседа (блицопрос).
Ч.Д.Спилберг,
Позитивное влияние кубика Рубика
волнения
бесконтрольном
При занятии кубиком Рубика в
периоды
нервно
психическая моторика рук, которая
при
течении
процесса имеет хаотичные формы, в
подчиняется
момент
стройным
и
определённой
подсознательной
идее, звучащей приблизительно так:
собрать,
решение,
успокоиться.
И это действительно действует
успокаивающе, помогая человеку
собраться с мыслями.
сборки
алгоритмам
найти
Понятие «тревожность»
и причины ее возникновения
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия,
связанное с предчувствием опасности или неудачи.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма
проявления эмоционального неблагополучия ребенка.
Особенности тревожных детей в школе:
Сравнительно высокий уровень обучаемости.
Школьники не могут выделить в работе основную задачу,
сосредоточиться на ней.
Не удается сразу справиться с заданием.
Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя,
иногда еле слышно.
Теряют всякую ориентацию в ситуации, не понимают, как
можно и нужно себя вести.
Экспериментальное исследование
Первый этап
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Количество учащихся
%
Низкий
Средний
Высокий
Второй этап
Количество учащихся
%
Низкий
Средний
Высокий
60
50
40
30
20
10
0
Третий этап
Количество человек
%
Низкий
Средний
Высокий
70
60
50
40
30
20
10
0
1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал –
1997, № 2.
Литература
2. Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология. –
1998, № 1.
3. Дубровский В. Алгоритм волшебного кубика. //Квант, 1982, №7, стр. 22.
4. Дубровский В. Математика волшебного кубика. //Квант, 1982, №8, стр. 22.
5. Дубровский В.Кубик в картинках. //Квант, 1983, №9, стр. 33.
6. Евграфов М. Механика волшебного кубика. //Квант, 1982, №3, стр. 20
7. Залгаллер В. С. Залгаллер Венгерский шарнирный кубик // Квант. — 1980. — № 12. — С. 17 — 21.
8. Кубик Рубика – [Электронный ресурс]– режим доступа http://www.superloveradio.ru/new/22558
9. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации /
Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.
10. Методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. – [Электронный ресурс] – Режим доступа
http://psycabi.net/testy/179testnatrevozhnostspilbergerakhaninametodikaotsenkitrevozhnostichdspilbergeraiyul
khanina
11. Михайленко Н. Снова кубик Рубика. //Юный техник, 1983, № 2, стр. 68.
12. Мыльников М. Всем кубикам кубик // Юный техник. — 1982. — № 7.
13. Понятие и причины тревожности – [Электронный ресурс] – Режим доступа
http://revolution.allbest.ru/psychology/00369726_0.html
14. Способ сборки Кубика Рубика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://speedcubing.com.ua/howto/3x3sch.php
15. Статьи о кубике Рубика из популярных советских журналов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа
http://dedfoma.ru/kubikrubika/statji.htm
16. Степень изученности проблемы школьной тревожности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=530661
17. 20 интересных фактов о Кубике Рубика. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.infoniac.ru/news/20
interesnyhfaktovokubikeRubika.html
18. 30 лет назад в СССР появился кубик Рубика – [Электронный ресурс] – Режим доступа
http://www.3vozrast.ru/article/nostalgia/televizor/6765