Позитивный опыт взаимодействия школы- интерната с Литературным музеем В.П.Астафьева в части обеспечения условий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
«Родовые корни помогают окрепнуть духом, утвердиться, поверить, что ты не один на белом свете».
В.П.Астафьев.
Основная цель коррекционной школы- успешная социализация учащихся с дальнейшей интеграцией в общество. Как помочь своим выпускникам в успешной адаптации в обществе? Как организовать педагогическую деятельность, чтобы социализация наших детей происходила успешно? Я нашла для себя ответ – это проектная деятельность.
Я работаю в школе - интернате, а это значит, обучающиеся большую часть времени проводят в помещение. Согласитесь, условия для социализации тепличные. Поэтому при планировании педагогической деятельности особую роль отвожу развитию и умножению контактов своих воспитанников с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности за пределами школы. В своей работе всегда стараюсь максимально использовать то географическое, социальное пространство, которое нас окружает, те культурные, просветительские объекты, которые находятся рядом. Это традиция. Хочу поделиться историей дружбы с Литературным музеем В.П.Астафьева. Есть у нас такой музей! В этот год наш город отмечал юбилейную дату ! Мы готовились к этой дате, весь год школа работала по моей эколого - краеведческой программе «Город, который я люблю». Задачей которой были:
1.Развивать чувство личной ответственности за состояние природы, за сохранение истории родного края;
2.Формировать стремление сохранять местную природную и культурную среду.
Педагоги с детьми совершали экскурсии на природные объекты. Посещали культурно-просветительские организации, ходили в библиотеки и музеи нашего города, узнавали об истории города, о знаменитых и известных людях Чусового.
Побывали мы и в доме-музее В.П.Астафьева. Дети были удивлены, в каких скромных условиях жил и творил великий писатель!
Учащиеся узнали, что музей посещают гости нашего города. И им захотелось показать посетителям музея, что юное поколение чтит имя В.П.Астафьева. Домик - музей находится у дороги, вся дорожная грязь, пыль садится на усадебный участок и он выглядит не лучшим образом.
Стены решётчатой беседки нуждаются в покраске, бордюры в побелке. В юбилейный год Чусового наша школа решила сделать подарок жителям города, прикоснувшись кистью к истории. Человек, который ценит историю, воспитанный человек, сохранит не только имя знаменитого писателя, но и всё, что окружает это имя. Мы за всё в ответе!
Так родилась идея подарка городу на день рождение, к юбилею. Идея проекта «Прикосновение кистью». Проект был направлен на благоустройство музея В.П.Астафьева - гордости нашего города. Кстати, проект признан лучшим мероприятием Года охраны окружающей среды от Чусовского района, вошёл в Сборник лучших мероприятий Пермского края в Год охраны окружающей среды.
Вот как отозвался об этом проекте директор музея В.П.Астафьва. Маслянка В.Н.: «Проект «Прикосновение кистью» позволил в году 80-летия города Чусового благоустроить территорию у Литературного музея В.П.Астафьева…. Таким образом, получается, что именно коррекционная школа даёт «фору» обычным школам – она «словом и делом» укрепляет духовное здоровье своих учеников».
Работа над этим проектом высоко оценена Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Мы получили от Министерства Благодарственное письмо, а я, как автор проекта, была поощрена Почётной грамотой Министерства.
Участие в проекте дало возможность учащимся раскрыть свои таланты, проявить наклонности, увлечения. Мои учащиеся, за относительно короткое время, увидели положительный результат своего труда.
Работа над проектами помогла ребятам увидеть то, о чём они не подозревали. Оказывается и они способны изменить мир к лучшему. Работа для улучшения качества жизни других людей, которых они даже не знали, изменили ребят. А когда увидели в газете статью о себе: радости не было предела.
Позже были ещё социальные проекты – победители, связанные сотрудничеством с музеем:– «Дорога к Астафьеву», «Разноцветное детство». Музей стал нас приглашать на все мероприятия, проводимые выставки, встречи с писателями, интересными людьми Чусового.
Хочется рассказать об одной из таких встреч. Накануне Дня рождения В.П. Астафьева нас пригласили в музей. Встреча состоялась во дворе домика. Оказывается, электрики срубили черёмуху, посаженную писателем ( она стала представлять угрозу проводам). Директор музея решил показать ребятам урок бережного отношения к наследию. Мои ученики вместе с гостями, а это были известные писатели Чусового, распилили эту срубленную черёмуху на маленькие брусочки. Из которых, впоследствии, были изготовлены символичные подсвечники. (ничто не должно пропасть!) Я горжусь, что один из них хранится у нас в школе.
В школе мы старались узнать больше о своём великом земляке В.П.Астафьеве. Закупили книги с его детскими произведениями, узнавали о его жизни. Ребята прониклись произведениями писателя. Мои ученики стали ещё больше гордится своим земляком.
Результатами сотрудничества с музеем можно считать следующее: ученики стали больше читать, записались в библиотеки. Детские книги Астафьева о природе, о бережном отношении к ней не могли не затронуть сердце. Многие плакали над Астафьевской «Белогрудкой», а это значит: вряд ли этот ребёнок причинит вред природе.
Учащиеся стали участвовать в Астафьевских чтениях, принимать участие в конкурсах рисунков по произведениям В.П.Астафьева, организованных библиотекой города. Они стали более образованными людьми. Их познания вышли за рамки школьной программы.
Воспитанники коррекционной школы приобрели умения ухаживать, бережно относится к культурному наследию, историческим памятникам. Эта деятельность была оценена сотрудниками музея! Для меня и моих ребят было приятным событием, когда к ним на последний звонок пришел директор музея с сотрудниками и подарил книги.
Очень хочется верить, надеюсь, многолетнее сотрудничество с музеем не прошло даром. Полученный моими воспитанниками позитивный социальный опыт пригодится им при решении жизненных задач за стенами школы. А запечатленные в памяти ощущения, переживания, а также полученные знания, сформированные умения и навыки помогут им реализоваться в жизни, социально адаптироваться, а значит сделать свою жизнь более успешной.
Наша дружба с музеем продолжается…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.