МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА «ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Позиции ног
в классическом танце
Педагог дополнительного образования
Пушкило Ольга Ивановна
Горловка-2025
Позиции ног
В классическом танце существует пять позиций ног: первая (I), вторая (II), третья (III), четвёртая (IV) и пятая (V).
Их пять, потому что при всём желании не найти шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше. Есть les fausses positions (обратные позиции), с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения — позиции ног, применяемые при изучении исторического танца. Но les bonnes positions (выворотные позиции) являются основными для классического танца.
Первая позиция
Ступни ног, соприкасаясь пятками, развёрнуты носками наружу, образуя прямую линию на полу
Мышцы ног напряжены, колени вытянуты. Корпус поставлен вертикально, желудок подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены. Центр тяжести распределяется равномерно на обеих ногах.
Первоначальное изучение происходит лицом к палке.
Вторая позиция
Сохраняется прямая линия первой позиции, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой примерно на длину стопы.
Мышцы ног напряжены, колени вытянуты, ягодичные мышцы подобраны и напряжены, корпус держится вертикально, тяжесть корпуса распределёна равномерно на обе ноги.
Первоначально изучается лицом к палке в течение примерно двух недель.
Вторая позиция
Третья позиция
В том же выворотном положении ног ступни стоят одна перед другой, пятка одной ноги плотно прилегает к середине ступни другой, закрывают друг друга наполовину
Мышцы ног напряжены, колени вытянуты. Корпус поставлен вертикально, желудок подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены. Центр тяжести распределяется равномерно на обеих ногах.
Первоначальное изучение происходит лицом к палке.
Третья позиция
Пятаяпозиция
Ступни стоят выворотно, совершенно закрывают друг друга одна перед другой, плотно прилегая друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки другой ноги.
V позиция изучается лицом к палке после усвоения III позиции.
Мышцы напряжены, колени вытянуты, ягодичные мышцы подобраны, тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги.
Пятая позиция
Четвёртаяпозиция
Сохраняется выворотность пятой позиции, но ноги не соприкасаются : ступни ног стоят параллельно одна против другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги находится против пятки другой.
Мышцы напряжены, колени вытянуты, ягодичные мышцы подобраны, тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги.
IV позиция – самая трудная, изучается в последнюю очередь, когда усвоены I, II, III и V позиции лицом к палке, и учащиеся продолжают их изучение, держась одной рукой за палку.
Четвертая позиция
Ступни ног, поставленные в позицию, не должны опираться на большой палец или мизинец.
При перемене ног и в позициях необходимо сохранять правильное положение корпуса, рук и головы. Ступню с выворотной пяткой необходимо вести, не отделяя носка от пола, при выворотном положении всей ноги.
Отводя работающую ногу в требуемое положение, пятку не следует сразу отделять от пола. Сначала скользит вся ступня, затем вытягиваются подъём и пальцы.
При возвращении работающей ноги к опорной носок скользит, не отрываясь от пола, затем мягко сгибается подъём, опускается пятка, и вся ступня, коснувшись пола, завершает скользящее движение.
Общие замечания
Сначала позиции строятся произвольно. Позднее, когда усвоены battements tendus во всех направлениях, переход из одной позиции в другую исполняется через battement tendu . Все позиции проучиваются с двух ног.
При изучении позиций ног обязательны: подобранные ягодицы и живот, предельная натянутость ног (колени подтянуты, а не «провалены», особенно на второй и четвертой позициях), предельная выворотность ног, ровное положение стопы на полу; навал на большой палец или мизинец не допустим.
Самая большая площадь опоры – во 2 и 4 позициях. Вес тела точно распределяется на обе ноги (особенно нужно за этим следить при изучении 2 и 4 позиций), центр тяжести тела проекцией – в центр площади опоры; корпус подтянут, плечи свободно раскрыты и опущены. Необходимо следить за ровностью плеч и бедер.Музыкальный размер 3/4.,4/4.
Общие замечания
Основные позиции ног в классическом танце. Сколько их?
Контрольные вопросыпо теме «Позиции ног в классическом танце»
а) выворотные
б) полувыворотные
в) с носком, обращённым внутрь
г) обратные
4. В какой последовательности следует изучать позиции ног?
а) I. II. III. IV. V
б) не имеет значения
в) V. IV. III. II. I
г) I. II. III. V. IV
Какой позиции ног подходит описание: «Ступни ног стоят параллельно одна против другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги находится против пятки другой»?
а) II
б) I
в) IV
г) V
д) III
3. Какие позиции ног являются основными для классического танца?
а) V
б) I
в) III
г) IV
д) II
Какой позиции ног подходит описание: «Ступни стоят одна перед другой, пятка одной ноги плотно прилегает к середине ступни другой»?
а) I
б) V
в) II
г) IV
д) III
6. Какой позиции ног подходит описание: «Ступни развёрнуты в стороны по прямой линии, выворотно, пятки соединены»?
а) V
б) I
в) III
г) IV
д) II
9. Какой позиции ног подходит описание: «Ступни стоят выворотно, одна перед другой, плотно примыкая друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки другой ноги»?
а) III
б) V
в) I
г) II
д) IV
8. Какой позиции ног подходит описание: «Ступни развёрнуты по одной прямой , пятки отстоят одна от другой на расстоянии длины ступни»?
Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - СПб: Планета музыки, 2010
Ваганова А. Я. Основы классического танца. - СПб: Лань, 2007
Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. - М., Искусство, 1989
Источники иллюстраций
www.demina-studio.ru
Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.