Познавательно-игровая программа «Как хорошо, что есть театр!»
«Цветик – семицветик»
Цель:
· дать представление о театре, как синтетическом виде искусства, расширить знания детей о возникновении и развитии театра.
Задачи:
· воспитывать чувство прекрасного, культуру поведения в театре;
· содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;
· учить эмоционально воспринимать своеобразие театрального искусства;
· развивать образное мышление, внимание, речь учащихся, творчество детей
· воспитывать чувство взаимопонимания.
Ход игровой программы
Учитель . Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» -
«Здравствуйте и добрый
день!» -
Говорить нам всем не лень.
-Сегодня в работе нам помогут, глаза, которые не просто смотрят, но (всё видят и замечают)
Уши- которые не просто слушают ,а всё (слышат и улавливают),
Думающая голова и языки, которые говорят, но не забегают вперёд ума.
И конечно руки, не знающие скуки!
Улыбнулись мы друг другу, улыбнулись всем гостям и расселись по местам.
Учитель. -Сегодня мы отправимся в необыкновенное
место . А для того чтобы сделать первый шаг, мы открываем занавес.
Отгадайте загадку
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно... (ТЕАТР)
- И так мы отправляемся… ( в театр)
- А как вы думаете, почему мы сегодня будем говорить о театре? (СЛАЙДЫ)
(предположения детей - 2019 год объявлен в России годом театра)
- А что же такое театр? Зачем нужен театр? (ответы детей)
Театр –это зрелище, искусство, представления, произведения на сцене, которое учит добру, справедливости, взаимопомощи и многому другому.
-Какие театры вы знаете? ( детские, кукольные, драматические, оперные, балетные, театр оперетты, музыкальные., театр зверей…)
- Какие театры вы посещали в Саратове?
-О театре и его тайнах можно говорить бесконечно. А что бы вы хотели узнать о театре? (Ответы детей.)
-Речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.
Слово «театр» - греческое «театрон», означает и место, где зрелище происходит, и само зрелище.
Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. Шли годы , люди построили красивые здания , а представления по прежнему собирают много зрителей.
Одно из главных элементов театрального искусства – и г р а. Появление национального русского театра связано с народными играми и обрядами. На Руси появились скоморохи - бродячие актёры, они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках.
-Поможет раскрыть некоторые тайны театра волшебный "Цветик-семицветик".
- Кто назовёт автора произведения? Как звали главную героиню? ( Валентин Катаев)
-Какие волшебные слова говорила Женя, когда отрывала лепесток?
Лети,
лети, лепесток,
Через Запад
на Восток,
Через
север, Через Юг,
Возвращайся,
сделав круг.
Лишь
коснешься ты земли,
Быть,
по-моему, вели.
Учитель.Семь цветов у радуги,
Семь их у цветка,
Семь желаний разных
Загадать пора.
Лепесток подхватит
Ветер в небеса,
Только надо помнить
Волшебные слова.
На каждый лепесток-задание
1. Загадки о театре
2. Диктор
3. Декламация
4. Театральные кудесники (грим)
5.Театральный словарик
+ Антракт ( загадки шутки)
Конкурс «Театральные загадки».
Вед.- Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем –
Это, верно, …(РЕЖИССЁР!)
Режиссер – главное лицо в театре, он подбирает артистов, помогает им правильно образ героя, тогда сказка становится особенной, непохожей одна на другую.
ЗАДАНИЕ Каждой команде отгадать загадку. ( читает учитель поочерёдно)
1.В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – …(СЦЕНА!)
2. Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту –…(БИЛЕТ!)
3. Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, …(РЕКВИЗИТ!)
4. Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(ДЕКОРАЦИИ!)
5.Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…(АПЛОДИСМЕНТЫ!) ( Если хотят ещё раз увидеть:БИС! БРАВО!)
И Г Р А «Актёрское мастерство»
Много есть на свете театров, и конечно же, артистов
И растете вы на смену, подрастаете очень быстро.
А у нас сегодня праздник. Тихо занавес раскрылся
И на сцене второклашки – вы - наши школьные артисты.
(и митируете все движения, которые будут называться в стихотворении)
Смотрите, лужа впереди,
Ее нам надо обойти.
А вот большущее лежит бревно,
Нам очень трудно перелезть через него.
Теперь тропинка стала так узка,
Что балансировать приходится слегка.
А вот глубокий и широкий ров,
И из него нам слышен рев.
Как через ров мы перейдем?
Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.
И вдруг мы в сказке очутились.
Взглянув вокруг, мы сильно удивились.
Бежит зайчишка озорной.
Постой, трусишка, не беги, постой!
Мы так же прыгаем, как ты,
Не веришь, ну – ка посмотри!
Умеем красться, как хитрющая лиса,
Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!
Умеем рыскать, как сердитый волк,
Которого зовут «зубами щелк».
Сумеем и, как мишка, мы пройти,
Сметая все, что попадется на пути.
Все ребята здесь прирожденные актеры!
Конкурс «Диктор»
Вед: Ну, теперь, мы готовы покорять театральные вершины!
Каждый актёр должен обладать хорошей сценической речью, дикцией.
ЗАДАНИЕ повторить скороговорки.( 2-3 раза)
❖ Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.
❖ На дворе — трава, на траве — дрова.
❖ Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
❖ От топота копыт пыль по полю летит.
❖ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
❖В грозу от груза арбузов развалился кузов
Учитель - Как называются специальные театральные краски для изменения лица? (Грим)
Конкурс «Театральные кудесники»
ЗАДАНИЕ - У каждой команды лист с названием персонажа сказок, с помощью красок вам нужно загримировать лицо 1 человека из команды. Время ограничено- пока звучит песня.5мин
Конкурс «Декламация»
Декламация - это выразительное чтение стихов.
ЗАДАНИЕ - чтение басен И.А.Крылова-
«Антракт»
Есть в театральном языке такое слово — антракт.
Оно происходит от двух французских слов, означающих в переводе «между» и «действие». Догадались, что значит "антракт"? Правильно, перерыв между действиями спектакля, отделениями концерта. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декорации.
Мы объявляем антракт и предлагаем вам вспомнить сказочных героев:
Он пиявок добывал,
Карабасy продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали. (Не Бyратино, а Дyремар.)
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дрyжил.
Простоват он был немножко,
Звали песика. (Не Тотошка, а Шарик.)
Он гyлял по лесy смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали. (Не Чебyрашка, а Колобок.)
Бедных кyкол бьет и мyчит,
Ищет он волшебный ключик.
У него yжасный вид,
Это доктор. (Не Айболит, а Карабас.)
Много дней он был в пyти,
Чтоб женy свою найти,
А помог емyклyбок,
Его звали. (Не Колобок, а Иван-Царевич.)
Все yзнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовyт ее. (Не Яга, а Шапокляк.)
И красива, и мила,
Только очень yж мала!
Стройная фигyрочка,
А зовyт. (Не Снегyрочка, а Дюймовочка.)
Жил в бyтылке сотни лет,
Наконец, yвидел свет,
Бородою он оброс,
Этот добрый. (Не Дед Мороз, а Старик Хоттабыч.)
С голyбыми волосами
И огромными глазами,
Эта кyколка - актриса,
И зовyт ее. (Не Алиса, а Мальвина.)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернyли гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грyстный. (Не Пятачок, а Ослик Иа.)
Он большой шалyн и комик,
У него на крыше домик.
Хвастyнишка и зазнайка,
А зовyт его. (Не Незнайка, а Карлсон.)
Для прохожих на дорожке
Он играет на гармошке.
Гармониста знает всяк,
Его имя (Не Шапокляк, а Гена.)
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор (Не Бармалей, а Айболит.)
Плюшек я тебе припас,
Прилети ко мне хоть раз.
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире (Не Карабас, а Карлсон.)
- Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
- Простите, я спешила,
Меня зовут (Не Страшила, а Золушка.)
Конкурс «Театральный словарик»
ЗАДАНИЕ Команды берут листки с заданием, на доске карточки – слова – ответы.
Каждая команда обсуждает задание, берёт с доски, вклеивает в свой лист.
( листы с ответами затем собрать на доску)
1.Как назывались первые актёры на Руси?
(Скоморохи)
2. Кто готовит и осуществляет постановку
спектакля? (Режиссёр)
3. Как называется разговор двух актёров на сцене? (Диалог)
4.Как называются специальные театральные краски для изменения лица? (Грим)
5. Как называется явление, когда зрительный зал
переполнен, а в кассе нет билетов? (Аншлаг)
6. Как называются специальные осветительные
приборы, используемые в театре? (Софиты, прожектора)
7. Как называются одним словом поддельные
предметы, употребляемые в театре вместо настоящих вещей? (Бутафория)
8. Как называется актёр. Работающий с куклами?
(Кукловод)
9. Как называется искусство создания
сценического образа при помощи пластики, мимики, жестов? (Пантомима)
10. Как называется лист, на котором даётся информация
о предстоящем спектакле? (Афиша)
11. Как называется оформление сцены на
спектакле? (Декорация)
12. Как называется изделие из искусственных
волос, которое актёры надевают на спектакль? (Парик)
Конкурс « Знакомство с правилами поведения в театре»
ЗАДАНИЕ - Прочитайте правило, вставьте пропущенные слова
( вывесить на доске)
· Желательно приезжать самое малое за 15 минут до начала представления, чтобы можно было без спешки и без очереди сдать верхнюю одежду в гардероб, поправить прическу, купить программку и занять свои места в зале.
В гардеробе мужчина помогает женщине снять верхнюю одежду и берет номерки, которые хранит у себя до окончания спектакля.
· Проходить по ряду к своим местам следует, повернувшись лицом к сидящим и извинившись за причиняемое беспокойство.
Если ваши места в середине ряда – придите в зал немного пораньше, чтобы без лишних неудобств занять их. Женщине полагается занимать место справа от своего спутника.
Не стоит дожидаться третьего звонка. Если уж вы так нерасторопны, что опоздали, то не рвитесь к своим местам, отвлекая всех от сцены, наступая на ноги и загораживая происходящее. Или займите свободные места, или постойте у двери.
Если вы увидели в зале знакомого – поклонитесь и оставьте обсуждение новостей до антракта, негоже размахивать руками, привлекая внимание всего зала, громко переговариваться через несколько рядов.
Если мужчина пришел в театр не один, то он исполняет роль сопровождающего своей дамы, не покидая ее ни в зале, ни в гардеробе, ни в буфете.
· Не рекомендуется приносить с собой в зрительный зал шоколад, яблоки, бутерброды и т.д., чтобы перекусить, если вы не успели это сделать дома – в любом театре для этого есть буфет.
· Недопустимо во время спектакля перешептываться, шаркать ногами – этим вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
Взяв с собой бинокль, используйте его по назначению, а не занимайтесь изучением зала.
· Не срывайтесь с места за пять минут до окончания спектакля, чтобы успеть в буфет или гардероб – эти минуты вас не спасут, а настроение актерам, которые работали для вас два часа, испортят.
Дождавшись, когда занавес опустят, не торопитесь покинуть зал – нередко актеры выходят на поклон – разве не приятно еще раз увидеть людей, чья работа вам понравилась? Другое дело, если спектакль плох, тогда вы можете покинуть театр еще во время антракта (но не вовремя действия).
Учитель - Молодцы! Сегодня мы побывали в волшебной стране, имя которой –ТЕАТР. Любите театр. Он сделает вас добрее честнее, справедливее.
- Расскажите, кем вы сегодня были в нашем театре и что делали?- Что вам понравилось? –Что быдо трудно?
Театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене – что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене – это двойное чудо.
Наше игра-представление подошла к концу. С помощью волшебных лепестков цветика- семицветика мы заглянули в удивительный мир - театр, где каждый был и актером, и зрителем. Все как в жизни. И мы не будем забывать, что театр родился из жизни, а жизнь часто становится театром.
Так будьте же хорошими артистами, чтобы никто не смог сказать вам: «Не верю!»
Дети рассказавают стихи о театре
1.Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
2.Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
3.Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
4.Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
5.Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит! ( аплодисменты всем участникам!)
Звучит Песня «Театр – это радость и любовь»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.