Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.
Любознательность и познавательные способности не возникают сами по себе, их надо развивать. А причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Возникает проблема: как помочь сформировать и развить у подрастающего поколения представления об окружающем мире до глубин Вселенной, воспитать у них чувство гордости и уважения к великому подвигу нашего русского героя – космонавта, который первый в мире облетел земной шар и открыл человечеству «окно» в космос. В результате возникла необходимость игровых занятий в кружке юных космонавтов «Альтаир» учащимися 4 «А» класса .
Познавательно-игровая программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов при проведении внеклассных занятий.
Цель: развитие интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы.
Задачи:
ü расширить знания детей о Солнечной системе;
ü активизировать словарный запас по теме: названия планет, звезд, созвездий, космического транспорта;
ü развивать воображение, фантазию и творческую активность;
ü создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.
Оборудование:
- шапочки – маски с изображением планет солнечной системы, набор звезд из картона, костюмы Звездочета и Лучика, сундук, конверт.
Музыкальное оформление:
1.
- «Млечный путь» (из к/ф «Большое космическое путешествие»);
- «Свет звезд» (из к/ф «Через тернии к звездам»);
- «Тема мечты» (из к/ф «Полет с космонавтом»).
2. «Марш юных космонавтов» В. Войнович.
3. Музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Предварительная работа:
Ø чтение рассказов о космосе, полетах первых космонавтов;
Ø рассматривание иллюстраций в книгах, ознакомление с картой звездного неба, просмотр мультфильмов о космосе;
Ø познавательная беседа «Планеты солнечной системы»;
Ø рисование и аппликация на тему: «Звездная фантазия»;
Ø сюжетно – ролевая игра «Космодром»;
Ø дидактические игры: «Звезды на небе», «Мое созвездие»;
Ø разучивание стихотворений и песни о космосе.
Развлечение проходит в празднично-украшенном зале.
Познавательно-игровая программа:
«Космическое путешествие
юных космонавтов отряда «Альтаир»
Ведущий. Добрый день, мои юные космонавты! Мы с вами собрались на очередное космическое путешествие. Что вы знаете о космосе? Космос – загадочный мир звезд и планет. С давних времен люди хотели побывать в космосе. И для этого ученые-конструкторы создали ракеты. Назовите первый космический корабль, который покорил Вселенную («Восток»). На экране появляется изображение космического корабля.
Ведущий. Знаете, кто первый отправился в космос? (На экране появляется изображение собаки Лайки.)
Ведущий. Первой в космос отправилась собака Лайка. А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка. (Показ изображения на экране.)
Ведущий. Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на землю. А кто был первым космонавтом? (Показ изображения на экране Юрия Гагарина.)
Ведущий. 12 апреля в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета Восток с космонавтом Ю. А Гагариным на борту. А вы хотите полететь в космос? На чем мы туда отправимся?
Игра «»Танграм»
Ребенок:
Мы построим, мы построим Быструю ракету. Все проверим, все устроим И отправимся в полет. |
Вот готов ракетодром. Раздаются гул и гром. Миг… и чудо - корабли Отделились от земли.
|
Ведущий. Действительно, что бы лететь, нам нужна ракета. Конструкторы, строя ракеты, пользуются чертежами. А мы построим свой корабль с помощью фигурок «Танграм» по предложенному чертежу, а можно сконструировать и свои ракеты.
Под фонограмму песни «Тема мечты» дети строят ракету.
Ведущий. Люди всегда мечтали о полете в космос. Но сделать это непросто. Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт. Ведь они в своём полёте опираются именно на воздух, самолёт - крыльями, вертолёт – лопастями винта. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели - реактивные. Давайте проведём опыт.
Игра «Реактивный двигатель»
На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите. Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух).
Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.
Ведущий. Молодцы, ракета у вас готова. Теперь нужны космонавты. Ребята, а какими должны быть космонавты?
Дети. Умными, смелыми, сильными, дружными, внимательными.
Ребенок:
Космонавтом что бы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким очень смелым
Ведущий. А вы такие? Для полета нам надо набрать дружную команду. Проверим дружные ли вы ребята?
Игра «Космическая команда».
Ведущий. Сейчас крепко возьмитесь за руки и образуйте круг. Запомните, кто ваши соседи. Потом под музыку гуляйте по классу, но когда прозвучит команда «В ракету», вы должны вновь собрать круг, не перепутав своих соседей.
Ведущий. Вижу, команда получилась у нас дружная, сплоченная. Вот теперь можно и лететь.
Ведущий читает стихотворение, а дети выполняют движения по тексту.
Физминутка:
По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись,
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Ребенок:
Скомандует диктор
Внимание! Взлет!
И наша ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
Ведущий. Космонавты, занять кресла, пристегнуть ремни, три, два, один – ПУСК!
Звучит фонограмма полета ракеты.
Ведущий. Ребята, полюбуйтесь нашей планетой в иллюминатор. Как она выглядит из космоса? (Показ изображения Земли на экране.)
Ведущий. Какой формы наша земля? (Шар)
Какого цвета земля? (Голубого)
Почему? (По тому, что на земле больше воды, чем суши)
Раздается позывной (звуки азбуки Морзе) из центра управления полетом.
|
Ведущий. Ребята, мы справимся с поставленной задачей? Как вы думаете, где же нам искать карту? (Ответы детей.)
Ведущий. Ближайший к нам спутник - Луна. Давайте отправимся туда.
Звучит музыка из м/ф «Тайна третьей планеты». На экране появляется изображение луны. Прилетели на луну. Ребята вышли из ракеты. Детей встречает Звездочет.
Звездочет. Здравствуйте, ребята!
Дети. Добрый день. Помогите нам, пожалуйста, найти карту, которую украли пираты.
Звездочет. Да, ко мне попала часть карты, но я не понял что это. Оказывается, это ваше. Возьмите ее. Ребята, со мной случилась неприятность. У меня рассыпались звезды. Помогите мне собрать их в созвездия.
Игра «Рисунок из звезд».
На экране появляется изображение созвездий. Звездочет предлагает детям рассмотреть и назвать каждое созвездие. После правильного ответа, на небо прикрепляются звезды.
Когда созвездия собрались, Звездочет читает стихотворение:
Над землею ночью поздней, Если бросишь в небо взгляд, |
Ты увидишь, словно грозди, Там созвездия висят. |
Звездочет. Ребята, придумайте свое созвездие из звездочек и дайте ему название.
Дети выкладывают картонные звездочки на «звездное небо», и придумывают название получившемуся созвездию.
Звездочет. Молодцы, ребята! Вы придумали новое созвездие. Теперь оно вместе с другими будет светить на небе.
Ведущий. Ребята, займите свои места в ракете, мы отправляемся дальше. Посмотрите в иллюминатор на звездное небо. Как много в нем загадок и тайн.
Игра «Звездные загадки»
Дети отгадывают загадки, а на экране появляются изображения с отгадками.
1. Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают (звезды).
2. Пролетел по небу дом, космонавты в доме том (ракета).
3. Ни пера, ни крыла а быстрее орла, только выпустит хвост, понесется до звезд (комета).
Ведущий. Ребята, какие вы сообразительные, все загадки отгадали (Раздается звук падающего предмета.)
Ведущий. Ой, а что это попало к нам в иллюминатор с хвоста кометы? Смотрите, это конверт.
Ведущая и дети подходят и рассматривают содержимое конверта.
Ведущий. Это задание. Если мы справимся с ним, то мы получим вторую часть карты.
Игра «Дорисуй хвост».
Дети закрытыми глазами должны дорисовать хвост ракете. Ведущая с детьми рассматривает рисунки, на обратной стороне доски обнаруживает вторую часть карты.
Звучит музыка и появляется Лучик.
Лучик. Я солнечный лучик. Я увидел ваш корабль и хочу обратиться к вам с просьбой о помощи. По солнечной системе на огромной скорости пролетел пиратский корабль и сбил планеты с орбиты. Помогите планетам вернуться на свои места.
Ведущий. Мы поможем тебе, Лучик. У меня есть подсказка. Запомнить названия и очередность планет поможет «Астрономическая считалка» А.Усачева.
Ребенок читает считалку:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять - дальше всех – Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Игра «Планеты, по порядку становись».
Лучик раздает шапочки с изображением планет солнечной системы и по сигналу дети встают по порядку, как планеты на орбите.
Ведущий. Вот, Лучик, мы тебе помогли, собрали планеты по порядку. Нам пора отправляться дальше.
Лучик. А куда вы летите?
Дети. Мы ищем в космосе часть карты.
Лучик. Может это она? (Лучик показывает детям часть карты.) Возьмите ее.
Дети. Да. Спасибо (Ведущая и дети раскладывают карту и рассматривают ее.)
Ведущий. Так здесь же фото нашего кабинета. Значит, пора отправляться домой, на Землю, искать сокровища (Звучит фонограмма полета ракеты.)
Ученик:
Есть одна планета сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут |
Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету Ведь другой похожей нету. |
Ведущий. Вот мы и вернулись на нашу любимую Землю.
Ведущий. Давайте еще раз рассмотрим карту и попробуем найти сокровища.
Дети вместе с ведущей идут по карте и находят «сундук с сокровищами» на подоконнике виде коробки с тортом.
.
Ведущий. Ребята, если вам понравилось космическое путешествие, то похлопайте в ладоши. Если вам было не интересно и сложно в пути, то потопайте ногами. Раз, два, три. А теперь всех приглашаю к чаепитию с нашим сладким сюрпризом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.