ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ ЯКУТИИ»
Аннотация: данная статья посвящена проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста. В работе представлен проект, основная цель которого заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности через любознательность, бережное отношение к лечебным растениям, любовь к природе Якутии.
Ключевые слова: проект, природа, экологическое воспитание, лекарственные растения, исследовательский проект, здоровье ребенка, Якутия.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 2 года.
Актуальность проблемы. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГОС, предполагают перенос акцента со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
В условиях Севера, на территории нашего детского сада растет порядка 30 видов трав. В естественных условиях произрастает мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми будем изучать лекарственные растения, которые произрастают на территории ДОУ.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Главная идея проекта. В соответствии с требованиями ФГОС создать условия в ДОУ для изучения целебных растений Якутии, экологической среды детского сада и развития экологической культуры старших дошкольников.
Планирование проекта
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, через любознательность, бережное отношение к лечебным растениям, любовь к природе родного края – Якутии.
Задачи:
- привлечь внимание детей, родителей, педагогов к лекарственным травам Якутии;
- укреплять связь детского сада – родителей в дошкольном учреждении;
- обеспечить психологический комфорт, эмоциональный настрой детей на включение в исследовательскую, творческую деятельность.
Основные направления
Познавательное направление работы:
Способствовать формированию естественнонаучных представлений о природе, более глубокому расширению экологических знаний детей через познавательные мероприятия, которые включают следующие формы:
1. Дидактические игры.
2. Экскурсии.
3. Беседы.
4. Слушание музыки.
5. Чтение литературы.
6. Театральное представление.
7. Консультации для родителей.
Познавательно-развлекательное направление работы:
1. Знакомство детей с компонентами лекарственных растений Якутии, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Праздники.
3. Игры-путешествия.
4. Экологические игры.
5. Изучение лекарственных растений Якутии, связанное с практическими действиями (практическое направление работы).
6. Совместные с родителями акции по созданию ароматизированных подушек, озеленению групповых комнат, территории сада.
7. Работа на огороде.
8. Оформление цветников.
Исследовательское направление работы:
1. Опыты, способствующие развитию мышления и анализу полученных результатов.
2. Экскурсии в природу по экологической тропе.
Участники проекта:
- дети старшей (подготовительной) группы;
- администрация, педагоги и специалисты детского сада;
- родители.
Роль родителей в реализации проекта:
- совместное озеленение участка детского сада;
- организация выставки рисунков о лекарственных травах;
- участие в экологических развлечениях;
- создание мини-музея «Лекарственные растения Якутии»;
- участие в экологических экспедициях в парк; к водоему;
- создание папки «Бабушкины советы» (о рецептах лечения лекарственными травами);
- создание ароматизированных подушек.
Участие специалистов детского сада в осуществлении проекта:
- музыкальный руководитель: экологические-музыкальные развлечения, праздники;
- инструктор физической культуры: туристические походы;
- медицинская сестра: сопровождение в туристических походах, познавательные беседы с детьми о лекарственных травах.
Этапы реализации проекта:
1. Исследование проблемы.
2. Подготовительный этап.
3. Этапы работы.
4. Подведение результатов.
Прогнозируемые проблемы:
Что нужно изучить:
- лекарственные растения Якутии;
- материально-техническое оснащение для экспериментально-исследовательской работы.
Что нужно создать:
- выставку рисунков детей о лекарственных травах;
- малую экологическую тропу на территории сада;
- мини-музей «Лекарственные растения Якутии»;
- выставку ароматизированных подушек;
- мини-гербарий лекарственных растений.
Что нужно организовать:
- экскурсии в парк, к водоему;
- встречи с педагогами детского сада;
- родительское собрание.
Результат:
1. Альбом с детскими рисунками «Лекарственные травы» и сказками.
2. Мини-музей «Лекарственные растения Якутии».
3. Папка «Бабушкины секреты».
4. Обобщение положительного исследовательского опыта.
5. Диагностика уровня развития детей в рамках проекта.
При планировании исследовательской работы учитываем:
1. Общие психофизическое особенности детей.
2. Индивидуальные особенности каждого ребенка.
Предполагаемые результаты проекта:
В результате реализации мероприятий, предусмотренных проектом, можно добиться того, что у детей, принимавших участие в проекте:
- сформируются исследовательские умения, соответствующие возрасту (совместно со взрослыми смогут анализировать проблемную ситуацию, осуществлять целеполагание, выбирать пути реализации цели);
- расширятся представления о множестве лекарственных трав Якутии;
- сформируется интерес к исследованию природы Якутии, будет проявляться инициатива по наблюдению в природе, дошкольники, с помощью родителей будут находить интересную информацию о лекарственных травах в детских энциклопедиях, телепередачах, интернете;
- у детей появится желание общаться с природой и выражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- дети получат практические знания по охране лекарственных растений нашего края;
- удастся вовлечь родителей, создать на территории ДОУ экологически благоприятную среду;
- проведение диагностики уровня развития детей в рамках проекта.
Создадутся продукты проектной деятельности:
- фотоматериалы;
- видеоматериалы:
- мини-музей «Лекарственные растения Якутии»;
- папки-передвижки;
- альбомы с рисунками;
- проектная папка;
- ароматизированные подушки с травами;
стенгазеты.
Список литературы
1. 1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
2. 2. Данилова Н.С. Декоративные растения Якутии / Н.С. Данилова, Т.Ю. Рогожина. – Якутск: Бичик, 2010.
3. 3. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду / И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
4. 4. Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии и перспективы их освоения. – Новосибирск: Изд. СО РАН, 2002.
5. 5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.
6. 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
7. 7. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. – М.: Просвещение, 2002.
8. 8. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М.: Просвещение, 2001.
9. 9. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. – М.: Прометей Книголюб, 2003.
10. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.