Познавательно- исследовательский, творческий проект "Ах, ты, зимушка-зима!"
Оценка 4.6

Познавательно- исследовательский, творческий проект "Ах, ты, зимушка-зима!"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
окружающий мир +1
3 кл
25.07.2024
Познавательно- исследовательский, творческий проект "Ах, ты, зимушка-зима!"
Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности. Проектная методика, деятельностный подход ставят каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой и навыки взаимодействия в классе. В сфере личностного роста происходит осмысление своих взаимодействий с миром природы, своего отношения к ней, и, кроме того, выход на новый уровень реализации своих творческих способностей.
проект зима.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов (здание 2)

 

 

 

 

Познавательно-исследовательский, творческий  проект:

«Ах, ты Зимушка - Зима».

3 класс

 

Составила: Дегтярева Валентина Яковлевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Пос. «д\о Бекасово»

2023 – 2024 учебный год.

 

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: кратко срочный (3 недели).

Аннотация проекта

Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности.

Проектная методика, деятельностный подход ставят каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества

      В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой и навыки взаимодействия в классе. В сфере личностного роста происходит осмысление своих взаимодействий с миром природы, своего отношения к ней, и, кроме того, выход на новый уровень реализации своих творческих способностей.

Цели проекта: создать условия для формирования экологической культуры личности младшего школьника, для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления; формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

Задачи реализации проекта:

Обучающая обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении темы «Зима» на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Развивающая развивать интерес к предметам, умение отбирать, сравнивать, обобщать нужный материал; развивать у детей коммуникативные способности; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления.

Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, родному краю; формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи; воспитывать чувство уверенности в себе; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

Приобщение родителей к совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей :

Познание (формирование целостной картины мира),продуктивная(конструктивная) и исследовательская деятельность, коммуникация, физическая культура, безопасность.

Интеграция видов деятельности:

Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности:

 – словесные беседы, создание ситуации поиска, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов;

 – наглядные – рассматривание иллюстраций о зиме, презентации;

 – практические – изготовление кормушки, аппликации (оригами),смешивание круп для кормления птиц, изготовление альбомов, опыты со снегом и водой, подвижные игры.

Участники: классный  руководитель; обучающиеся 3 е класса; родители учащихся.

Виды  деятельности:

*игровая; *коммуникативная; *трудовая; *познавательно-исследовательская; *продуктивная;

*музыкально-художественная; *чтение.

1) Коммуникация – развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми;

2) Чтение художественной литературы – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие восприятия и эстетического вкуса;

3) Художественное творчество, дизайн – развитие продуктивной деятельности в соответствии с возрастом;

4) Познание - развитие познавательной и продуктивной деятельности, сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;

5) Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

6) Здоровье и физическая культура – накопление и обогащение двигательного опыта детей;

7) Музыка – развитие музыкально – художественной деятельности.

Роль учителя:

 – развивать умение замечать изменения в природе;

 – знакомить с правилами о безопасном поведении зимой;

 – знакомить с особенностями поведения лесных животных и птиц зимой;

 – знакомить с зимними видами спорта;

 – формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом;

 – формировать первичные представления о местах, где всегда зима;

– воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

 – воспитывать любовь к окружающему миру.

Роль родителей:

 – поддерживать ребенка в течении реализации всего проекта, оказывать ему ненавязчивую помощь.

 – помогать в поисках ответов на вопросы проекта;

 – создавать информационные материалы для детей и родителей;

 – участвовать в организации выставок и познавательно-развлекательных программах.

         Этапы проекта:

1.Подготовительный этап,  вхождение в проект.

Донести до участников проекта важность данной темы.

Первичная диагностика детей, организация предметно-развивающей среды.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

2 этап – Основной .

Сбор и обработка информации по группам.

Интеграция темы по образовательным областям:

Чтение художественной литературы - Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица»- творческие беседы: «Мои любимые сказки о Зиме», «Дом в котором мы живем».

Коммуникация - Проговаривание чистоговорок.

Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой», «Откуда идёт снег».

Пословицы и поговорки о зиме. Составление описательного рассказа «Зимушка-зима».

Разучивание мини – сценок: «Лиса и заяц», «Три поросенка».

Литературный вечер «Зимушка-зима»: чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Социализация - Подвижные игры: «Смелее вперед», «Серенький заинька», «Ловишки», «Затейники», «Ледяные фигуры».   Игры – имитации образов персонажей сказок.  Дидактические игры: «Кто как кричит? », «Назови ласково», «Чьи детки? », «Какой, какая, какое…?».  Целевые прогулки. Зимние забавы на улице.

Здоровье и физическая культура - Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»;  Артикуляционная гимнастика: «Часы», «Лошадка», «Вкусное варенье» и т.д.  Речевые упражнения «Самолет», «Поезд», «Лошадки». Спортивные эстафеты.

Познание - Мини – этюды: «Снегурочка», «Два Мороза».       Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима». Опыты и эксперименты.  Загадки о зимних явлениях в природе

Художественное творчество - Творческая мастерская: Вырезывание снежинок, Оформление макета «Зима», Вернисаж: «Зимушка-зима», Рисование: «Деревья в инее», Рисование «Снежинки-балеринки», Аппликации «Снегирь и синичка», «Снеговик», «Дед Мороз».

Музыка -  Новогодние  хороводы, пение новогодние песен. Прослушивание аудиосказок. Игра «Узнай на слух», игры – импровизации под музыку.

Труд и безопасность: Заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. Постройка из снега. Беседы «Гололед», «Что делать, чтобы не замерзнуть»  и т.д.

3-й этап - Заключительный

Проведение праздника  (совместно с родителями). Диагностика детей.

Обработка результатов по реализации проекта.

Выставка рисунков «Зимушка-зима», аппликаций и поделок.

4 этап – Рефлексия.

Конкурс рисованных фотографий и сочинений.

Ожидаемые результаты:

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к природе, формирование здорового образа жизни.

Обучение приемам работы с разными источниками информации.

Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий.

Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.

Развитие речи и обогащение словаря.

Развитие коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Продукт проектной деятельности:

 – рисунки детей на свободную и заданную тему о зиме: «Такие разные снеговики», «Волшебница зима»;

 – поделки из природного материала сделанные руками детей совместно с родителями;

 – организация выставки детских рисунков «Зимушка-зима»;

– поделка совместно с родителями кормушек, для кормления птиц, и постройка снежных фигур.

-газета «Ах, ты Зимушка-Зима»

-творческие работы

Вывод:

Проект хорош тем, что позволяет, объединив усилия, грамотно распределить роли, проявить активность каждому и найти для себя дело и роль «по душе».

Это тренировка умения планировать, анализировать, презентовать свою работу. И, конечно, это захватывающая совместная деятельность.

Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. По окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения.

Информационные ресурсы:

 Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: Издательский дом

«Нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001.

О. Казакова, Н. Сбоева, Н. Гаврилкина. Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ВАКО. Москва. 2005.

Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Детская энциклопедия. Здоровый образ жизни. ЗАО

 «Аргументы и факты». Москва. №1. 2004.

  Журнал «Начальная школа». Москва. № 1. 2008.

 Мир вокруг нас. Учебное пособие для начальной школы. Под ред. Малышевского. Издательский пед. центр «Гриф». Калуга. 2001.

  Мультимедийный компакт-диск. Природа России.

А. Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба». Москва. Просвещение. 2007.

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.

Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном – Пресс, 1999.

Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.

Защита проекта «Зимушка зима».

Ведущий.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом  государстве,

А в Бекасово у нас

Жил обычный третий класс.

Классом тем учитель правил,

Всех учиться он заставил

И сегодня  захотел

Подвести итог всех дел.

 

1. Третий класс! Третий класс!

Очень рад всех видеть вас.

Мы верим, при нашем отчёте

Вам некогда будет скучать.

Гостям всем сегодня мы скажем:

«Разрешите проект защищать!»

 

2. Зимнюю сказку мы в «Гнёздышке» создали,

На обозренье всем показали.

А сегодня итог подведём,

Чему научились, разговор поведём.

 

3. Сегодня мы расскажем вам,

Как мы «Книгу зимы» составляли,

Сколько книг мы прочитали,

Многие картины изучили,

Нарисовать свои не забыли.

 

4.Наша «Книга зимы», как и все книги, состоит из нескольких глав.

Первая глава «Зима в народном календаре».

Вторая глава «Зима в произведениях русских поэтов и писателей».

Мы начнём со второй главы.

5. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке разных композиторов. На полотнах живописцев тоже изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящено много рассказов и стихотворений русских писателей и поэтов разных времён.

            Ведь у каждого человека есть свое любимое время года. А каждое время года по- своему прекрасно. Нет, наверное, человека, который не любит зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. А в разных произведениях зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Это говорит о том, что люди любят это время года, несмотря на суровую погоду.

                По фенологическим сезонам года зима включает 111дней с 27 ноября по 17 марта. Подсезоны зимы:

Первозимье – 25 дней – с 27 ноября;

Коренная зима – 55 дней – с 22 декабря;

Перелом зимы – 31 день – с 15 февраля

            Декабрь - самый скромный месяц года, поглощенный тьмой и морозами.

Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. На теплынь отзываются сирени, зеленея верхушками набухших почек. Но зима не отступает, и валят пушистые снега, трещат морозы.

            Наша зима у поэтов, музыкантов и  художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Первозимью посвящено много стихотворений и картин. Послушайте отрывки из некоторых стихотворений. Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная и величественная. 

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

6.А поэт И.С. Никитин радуется, что на смену дождливой угрюмой осени пришла зима и преобразила природу по- своему.

… Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит!

 

7. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

А под утро снегом

Поле забелело.

Точно пеленою

Всё его одело.

- Так просто, красиво сумел передать начало русской зимы поэт Иван Суриков.

 

8. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой! Вот цветок с шестью концами, вот цветок с шестью лепестками.

Белым снегом все покрыло:

И деревья, и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

- Здравствуй, зимушка-зима!

Вьется след замысловатый

От полянки до холма –

Это заяц напечатал:

- Здравствуй, матушка-зима!

  Написал о начале зимы  поэт Г. Ладонщиков

 

9.А У А.Фета начало зимы звучит по-другому.

Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

…Сегодня вдруг исчезло лето,

Бело, безжизненно кругом

- Земля и небо – все одето

Каким-то тусклым серебром…

 

10. И. Бунин увидел вот таким первый снег.
Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися

 Пред закатом небеса,
Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный

 Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой

Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.    

 

11. И на последок мне хотелось бы прочитать еще одно стихотворение, которое написал поэт П.Вяземский.

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Сколько ночью звезд на небе.
В ярких искорках дома.
Здравствуй, белая как лебедь
Наша русская зима!
Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа.

Белоснежная лебедка

Здравствуй, матушка – зима!

            12. Не только поэты, но и художники посвятили началу зимы свои картины. Давайте окунёмся в мир живописи. (Презентация о начале зимы).

                ( 1 слайд) Первый снег, приход зимы! Событие, знаменующее приход нового сезона, обновление природы: на смену поздней осени, серой и  промозглой, приходит зима и укрывает мир белоснежным пуховым платком. Этот рубеж символичен, это событие иной раз долгожданно, иной раз – неожиданно. Конечно же, художники и поэты не могли остаться в стороне.

(2 слайд) С. Тутунов. «Зима пришла. Детство»

Художник сквозь дымку ностальгии  вглядывается в своё прошлое: детство для него ассоциируется с радостным удивлением, со светом, заливающим комнату, с выпавшим снегом за окном. Эта картина наполнена безмятежным детским восприятием и лёгкой тоской по ушедшим годам, когда душа еще не ведала тревог, а мир был чист, радостен и светел…

(3 слайд) А. Пластов «Первый снег»

Первый снег советского художника Аркадия Пластова, наполнен несколько иным настроением. Здесь соседствуют и серые краски, и белоснежные. Тут меньше безмятежности, больше реалистичности. Дети в небогатой одежонке, вышедшие на крыльцо серой избы, с восторгом и надеждой смотрят на белый снег, скрывающий серые

краски осени, серую палитру будней.

(4 слайд) И. Попов "Первый снег"
Последняя часть осени – это всегда грустная, мокрая, сырая, неприятная пора. На улице грязь, ветер, дожди… Когда же начинает идти первый серьезный снег, всем кажется, что происходит нечто особенное, удивительное. Три девочки, раскрыв свои объятья падающим с небес снежинкам, кружатся в хороводе словно бы первобытной пляски.

Изображенный Поповым московский дворик с телефонной будкой, бесхозной собакой тонет в белой пене девственного, еще неуверенного в себе снега.

(5 слайд) И. Шишкин «Первый снег»

Первый снег Ивана Шишкина – полотно, символизирующее обновление природы с приходом зимы. Ещё не скрылись осенние приметы, снег еще не лежит сугробами, а покрывает землю и ветви тонким слоем, но уже чувствуется веяние зимы-обновительницы.
(6 слайд) Иван Вельц «Ранний снег»

Начало зимы Ивана Вельца тоже напоминает о поздней осени, только-только отдавшей бразды правления зиме. Для пейзажа характерны серые, стальные оттенки, но выпавший снег лёг на пожухлую траву, прикрыл её белым полушубком, знаменуя переход к новому сезону.

( 7 слайд) В. Поленов «Ранний снег».

Особенная чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость её состояния в переломные моменты проявились в картине «Ранний снег». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, ещё хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.

(8 слайд) Е. Волков «Ранний снег».

Ещё природа не отошла от осенних ненастий, ещё даже не успокоилась от ветров и дождей, как пришла другая напасть – первый и даже ранний снег. Он не останется здесь надолго. Но сейчас он лёг на землю и прикрыл своим пушистым и столь не долгим одеялом. 

(9 слайд) К.Крыжицкий «Ранний снег».

Природа в этой картине просто дышит каким-то неведо мощным природным духом. Ещё не зима, но уже и не осень – волшебное время золотой середины. На белом красиво смотрится огненно красная листва дуба. Трава то и дело выглядывает из-под снега. Кустарники и ели утонули в снегу, но это не значит что впали в сон.

 

            13. Январь – году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще… Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов, молчаливых снегов. Снег скрипит под ногами. Январь – вершина зимы.

Зима волшебница околдовывает всех, кто подвластен её чарам. Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкою. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.

Чародейкою зимою

 Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

 

 14. Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло в стихотворении А.С. Есенина «Разгулялась вьюга».

         ***

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.

 

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стёклам льются.

 

15. У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта А.Н. Некрасова.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои,

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...

16.   А как красива зимой березка! Послушайте стихи Афанасия Фета.

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разряжена она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

 

17. А С.А. Есенин принадлежит к тем  художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Он увидел берёзу вот такой.

 Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

18. В стихах всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе словами – невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…

Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с А.С.Пушкиным:

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

19. А другой поэт, С.А.Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу…

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стеллит шаль,

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

 

            20. Все рады проказам матушки – зимы. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой! Зимним забавам посвящены стихи А.Пушкина «Опрятней модного паркета…», А.Блока «Внукам – шалунишкам», А.И. Сурикова «Детство», Н.А.Некрасова «Саша». Послушайтенекоторые  из них.

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…

            21. А.А.Блок писал:

Внукам – шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег…

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом…

            22. А у поэта В. Беляева это звучит так.  

В теплых шубах и ушанках                         

Снежной зимнею порой   

Детвора на быстрых санках                          

Вихрем мчит с горы крутой. 

Пусть мороз сердитый злится -

На ветру ребячьи лица

Разгорелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится,                                                          

Всё ребятам нипочем!

            23. Сейчас мы снова окунёмся в мир живописи. Художники – живописцы очень ярко изобразили середину зимы на своих полотнах. (Презентация).

 

(1 слайд) «Надеюсь придёт время,  когда вся русская природа живая и одухотворённая , взглянет с холстов русских художников» И.И. Шишкин.

(2 слайд) Зима в картинах русских художников - сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом. Удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.

(3слайд) Н. П. Крымов. "Зимний вечер"

Николай Петрович Крымов - русский художник-пейзажист. Его очаровывала неброская красота родной русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется "Зимний вечер", но она очень светлая, видимо, вечер только начинается. А больше всего на картине снега. Похоже, что зима очень снежная и сугробы высокие.

(4 слайд) И. И. Левитан «Зимой в лесу. Волк»

Эта картина написана художником в возрасте 25 лет. На картине мы видим зимний лес, черный, голый, прозрачный, холодный. Белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега - все выглядит безрадостным, печальным, унылым. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И любовью - так грустят и печалятся о чем-то любимом, что не оставляет равнодушным.

(5 слайд) К.Юон."Волшебница-зима"

Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.

( 6 слайд) К. Юон «Русская зима. Лигачёво»

Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Для картины художник взял немножко другой ракурс, но тема, смысл, суть картины остались те же. Только теперь это картина зрелого мастера. И немножко другое время. Послевоенное, тяжелое, голодное. На улицу любоваться прелестями зимы вышли только дети.

( 7 слайд) И.И.Шишкин «Зима»

Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.

(8 слайд) И.Э.Грабарь «Зимнее утро»

Художник Игорь Эммануилович Грабарь очень любил зиму и снег. В их изображении он находил невероятные возможности для художника. На первый взгляд, все зимой должно быть скучно, ведь белое покрывало полностью укрыло всю землю. Но картины Грабаря доказывают обратное - нужно огромное число разных тонов, чтобы написать просто белый снег. Особенно хорош для этого синий. Вот картина "Зимнее утро". Яркий сине-голубой, лазурный здесь снег. Вся картина поражает своей чистой синевой. Такими синими кажутся снег и иней на ярком солнце в морозный день. В глазах рябит от этой безупречной синевы.

(9 слайд). И.И.Шишкин «Зима в лесу.(Иней)»

Иван Иванович Шишкин известен своими многочисленными картинами. Он пытался отразить в них широкую русскую душу, красоту природы и лесов. Картина "Зима в лесу" (Иней) является одной из самых лучших творений художника.

Иван Иванович Шишкин вложил в свою картину большой смысл. Она словно повествует нам о красотах леса, красотах жизни и красоте русского человека. Такие картины должны жить вечно, чтобы напоминать нам о важных вещах.

(10 слайд) А. М. Васнецов «Зимний сон»

В картине «Зимний сон» Васнецова А.М. изображена опушка зимнего леса. С левой стороны виднеются чёткие линии дорожки, оставшейся от саней, которые направляются в сторону слегка заметной вдали деревни. Снег мягко лежит большим пушистым покрывалом на мохнатых лапах высоких многолетних, и совсем маленьких, только что выросших елей.

 Чувствуется какая-то звенящая тишина, которую легко может нарушить любой шорох падающей ветки или хруст снега под лапами пробежавшего зайца. Глубь леса, находящаяся справой стороны, манит, и одновременно немного пугает.

(11 слайд) В.Г.Цыплаков «Мороз и солнце»

От всей картины просто веет чистотой и свежестью, даже немного сбитый и грязноватый снег на дороге не нарушает этого впечатления. На картине нет никакой обветшалости и безделья: люди куда-то едут по делам, вероятно что-то везут, дома стоят вроде бы без дела, но они построены очень хорошо, по электросети бежит ток, тропинки уже пробиты и протоптаны, хотя видно, что снег недавний, девственно чистый.

( 12 слайд) И. Левитан «Лес зимой»
Левитан вновь и вновь доказал всем как прекрасна лесная пора в любое время года. Он изображал лес весной, летом, осенью и зимой. И каждый раз его леса были разными и на удивление прекрасными. Многие скептики не верили в то, что бывает так красиво на Руси. Но так оно и есть! Красота природы всегда удивляла человека, и именно это удивление и восторг всегда мог успешно передать этот художник.

(13 слайд) И. Э. Грабарь «Роскошный  иней»

Зимний, солнечный день, красавицы березы, символ России и русской природы, высокие, с пышной кроной, посеребренные и как будто звенящие. Их ветки отбрасывают на снег синие, голубые и фиолетовые тени. Красавицы ликуют и гордятся своей красотой. В этой работе необыкновенно все, она удивляет и потрясает зрителя.

 ( 14 слайд) И.Бродский «Зима».

Картина изображает обычную русскую зиму, не совсем суровую, но и не теплую. На первом плане белоснежная гладь поля, далее дерево, возле которого стоит лошадь, пытаясь что-то найти в снегу. Судя по проталинам, наступает оттепель, потому как вдали, на заднем плане, перед небольшим селом видна серая земля.
            24.Февраль – самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Лед яной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегом нежно румянится в свете заката. Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце.
В полдень с крыши начинает капать, а к вечеру под окнами нависают длинные сосульки, значит, дело идет к весне. И Ф.И. Тютчев уже по-другому говорит о зиме.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все гонит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

 

25. ( 1 слайд) Февраль – самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегом нежно румянится в свете заката. Но художники находят прелесть и красоту этого периода. Их произведения привлекают наше внимание.

( 2 слайд) Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»

Художник передал зимние окрестности города в светлых, бело-розовых тонах, выражая свое настроение, вызванное красотой зимы в окрестностях города. На картине самый обыденный пейзаж, без великолепных картин буйства природы. Простая картина Подмосковья: еловый лес, железнодорожная насыпь, шоссе с автомобилями. Все самое обыденное, вплоть до деревянного дома и лыжников. Тем не менее, цветовая гамма картины передает нам радостное настроение, нежность и умиротворение.

( 3 слайд) И.Э. Грабарь "Февральская лазурь".

Радость приближающейся весны в картине Грабаря "Февральская лазурь". Все настроение, вся красота картины в том, как восхищенно художник передал солнечный свет, каким чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки березы, ее кору. Белизну снега Грабарь передал голубым, голубизну неба - густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на эту картину и душа радуется. Этот пейзаж сразу же стал одной из самых любимых картин в русской живописи.

( 4 слайд) К. Юон «Конец Зимы. Полдень».

Перед нами веселый деревенский пейзаж. Вся поверхность земли находится под снегом.    Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает таять. Белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.  Конечно, это полдень - именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна.

(5 – 6 слайд) Б. Кустодиев "Масленица"

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине - суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может. Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него.

(7 слайд) И. Горюшкин-Сорокопудов «Солнце на лето — зима на мороз»
Морозный солнечный день. На лазурном фоне неба чётко видны покрытые инеем ветки садовых деревьев. Всё вокруг устлано пушистым, блестящим снегом. Его так много навалило, что он так и лежит нетронутым, нигде не видно человеческих следов: не пройти пешему. Но солнце уже светит не по-зимнему, не скользящими лучами, а поднялось повыше, и тепло его лучей становится губительным для снежного величия зимы.

( 8 слайд) В. Суриков «Взятие снежного городка».

Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы.

            26.Читая пейзажную лирику, работая с репродукциями картин, мы в своём воображении рисуем картины родной природы.  И своё воображение, и фантазию  перенесли на альбомные листы.

Слово я хочу добавить,

Чтоб художников прославить!

Ведь какие мастера –

Эта наша детвора!

Всё украсят, словно в сказке,

В руки взяв мелки и краски.

Их картины хороши,

Они услада для души.

Посмотри на их работы,

Позабудешь все заботы.

Вот какие работы у нас получились (Стендовая презентация). Это была четвёртая глава нашей книги.

 

27. Мы хорошие чтецы-

Молодцы и девицы,

Все стихи мы сочиняем

И сегодня прочитаем.

Вы же строго не судите,

Аплодисментами нас поддержите.

 Наша следующая глава – творчество учащихся 3 класса. Мы его отразили в литературной газете. Но некоторые стихи послушайте.

Первый снег.

Первый снег! Первый снег!

Сколько радости у всех!

Наконец-то ты пришёл,

Край Бекасовский нашёл.

Как же стало всё бело,

Как красиво и светло!

Снег кружится и летает,

Землю пухом укрывает.

Анатолий Мельниченко.

 

Зима пришла.

Я проснулась утром рано,

Двор совсем я не узнала.

Стали белыми дома,

И сады все, и поля.

На деревьях кружева.

Здравствуй, матушка – зима!

Алёна Юдина.

 

Первый снег.

Первый снег! Первый снег!

Много радости у всех!

Ваня с Мишей на коньках,

Лёня встал на лыжи.

Дети лепят там зверят,

Снеговик уж вышел.

Санки с горки мчат ребят,

Кружатся ледянки.

Рады снегу стар и млад.

Рады все, как в сказке.

Яна Климова.

Зима.

За окном зима рядится
В голубой наряд.
Много-много веселится
У двора ребят.
Вот и я иду резвиться
За руку с сестрой.
Как бы мне вдруг не свалиться
С той горы крутой!
Но не я, сестра упала,
Говорю: «Постой!
Ты же, Юля, обещала
Поиграть со мной!»
А снежок летит, играет
Прямо надо мной,
Мое сердце замирает
От красы такой.

                        Александр Спеян.

28. Обо всём мы рассказали,

Чудеса вам показали.

Рад великий мудрый царь,

Школограда государь.

Ведь могуча та страна,

Что талантами сильна.

Вывод: каждый человек воспринимает зиму по-своему, и зависит это от настроения, и от состояния природы в момент наблюдения, и от времени суток. Сегодня мы поняли, что зима прекрасна всегда: и утром, и вечером, когда падает снег или наступает оттепель, когда лежат огромные сугробы снега или кругом видны проталины, когда деревья в инее или с крыш домов плачут сосульки.                                                                                                                         

А закончить защиту нашего проекта нам хочется песней.

На мотив песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер».

   Да, знают взрослые и знают даже дети,

   И даже дети, и даже дети:

   Науки школьные – важнейшие на свете,

   Их изучать продолжим мы с тобой!

    Знать хотим мы про славу и смелость

   Всех великих учёных мужей,

   Чтоб сердце загорелось,

   Гордиться захотелось

   Наукой Родины своей!

Припев: 2раза

Кто привык за победу бороться,

С нами вместе пускай запоёт:

Кто весел – тот смеётся,

Кто хочет – тот добьётся

Кто ищет – тот всегда найдёт!


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Участники : классный руководитель; обучающиеся 3 е класса; родители учащихся

Участники : классный руководитель; обучающиеся 3 е класса; родители учащихся

Создание необходимых условий для реализации проекта

Создание необходимых условий для реализации проекта

Музыка - Новогодние хороводы, пение новогодние песен

Музыка - Новогодние хороводы, пение новогодние песен

Расширились знания детей о природе зимой

Расширились знания детей о природе зимой

Наша «Книга зимы», как и все книги, состоит из нескольких глав

Наша «Книга зимы», как и все книги, состоит из нескольких глав

Наша русская кровь На морозе горит! 7

Наша русская кровь На морозе горит! 7

Здравствуй, в белом сарафане

Здравствуй, в белом сарафане

Е. Волков «Ранний снег». Ещё природа не отошла от осенних ненастий, ещё даже не успокоилась от ветров и дождей, как пришла другая напасть – первый…

Е. Волков «Ранний снег». Ещё природа не отошла от осенних ненастий, ещё даже не успокоилась от ветров и дождей, как пришла другая напасть – первый…

Обходит владенья свои, Глядит – хорошо ли метели

Обходит владенья свои, Глядит – хорошо ли метели

И ты печальная сидела… Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с

И ты печальная сидела… Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с

Сейчас мы снова окунёмся в мир живописи

Сейчас мы снова окунёмся в мир живописи

Иван Иванович Шишкин известен своими многочисленными картинами

Иван Иванович Шишкин известен своими многочисленными картинами

Зима еще хлопочет И на весну ворчит,

Зима еще хлопочет И на весну ворчит,

Читая пейзажную лирику, работая с репродукциями картин, мы в своём воображении рисуем картины родной природы

Читая пейзажную лирику, работая с репродукциями картин, мы в своём воображении рисуем картины родной природы

Санки с горки мчат ребят, Кружатся ледянки

Санки с горки мчат ребят, Кружатся ледянки

Кто хочет – тот добьётся Кто ищет – тот всегда найдёт!

Кто хочет – тот добьётся Кто ищет – тот всегда найдёт!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2024