Познавательное развитие Старшая группа Воспитатель: Вашикеева Е. А. Тема: Украшение праздничного стола

  • Игры
  • doc
  • 12.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Расширять представления о разнообразии скатертей и салфеток, их уместном использовании. Формировать практические умения в создании дизайна стола, изготовление именных карт с аппликацией. Материалы и оборудование: скатерти разной расцветки, формы и размера, чайные пары, чайные ложки и тканевые салфетки - на каждого ребенка. Композиция из цветов, поделки в стили оригами, сделанные детьми на занятии по ручному труду, картон..
Иконка файла материала Познавательное развитие Украшение стола.doc

Познавательное развитие

Старшая группа

Воспитатель: Вашикеева Е. А.

 

Тема:            Украшение праздничного стола

Цель: Расширять представления о разнообразии скатертей и салфеток, их уместном использовании. Формировать практические умения в создании дизайна стола, изготовление именных карт с аппликацией.                                                                       

Материалы и оборудование: скатерти разной расцветки, формы и размера, чайные пары, чайные ложки  и тканевые салфетки  - на каждого ребенка.  Композиция из цветов, поделки в стили оригами, сделанные детьми на занятии по ручному труду, картон..

                                              Ход занятия

Воспитатель: Ребята,  сегодня  мы поговорим с вами о праздниках и о том,  как сделать так, чтобы праздник принес всем радость и надолго запомнился.

Какие праздники вы знаете?  (ответы детей)  А какой праздник  самый любимый?  Почему вы любите эти праздники?  (Высказывания детей)  

     В ходе беседы подвести детей к тому, что на любой праздник накрывают красивый праздничный стол.

 Воспитатель:  «Столик, накройся! – и в одно мгновение накрыт был столик чистой скатертью, и были на нем тарелки, рядом нож и вилка, а мисок с вкусной пищей было так много, что сердце радовалось» Так говорится в одной из сказок братьев Гримм.

Собираясь пообедать или поужинать, люди всегда накрывают стол, а  еще говорят, сервируют стол – это значит, ставят на стол все необходимые предметы для принятия пищи. Что же это за предметы? (Тарелки, ложки, вилки, ножи, стеклянная посуда)

Давайте подумаем, чем же отличается праздничный стол от обычного? (ответы детей. Пояснения воспитателя по мере необходимости.)  Вам хотелось бы научиться накрывать красивый праздничный стол? Тогда вы должны догадаться, о каком празднике у нас сейчас пойдет речь.

(Звучит песня Крокодила Гены )

Воспитатель: Действительно день рождения – самый любимый праздник для  всех детей и взрослых. Его с нетерпеньем ждет каждый из нас. А если немного пофантазировать,  то можно устроить праздник по поводу дня рождения любого предмета, или игрушки. Ведь все что нас окружает, когда то впервые появилось из под руки мастера.

И сегодня как раз день рождения моего хорошего знакомого Самовара Самоварыча, он пришел к нам, чтобы отпраздновать вместе с нами дату своего появления на свет, а заодно  научить нас накрывать  праздничный стол на день рождения.

Воспитатель открывает шторы на шкафу где стоит самовар, с нарисованными на нем глазами и улыбающимся ртом. На нем надета связка баранок  и  прикреплен свиток бумаги.

Воспитатель: Что же нам принес нам наш именинник? (разворачивает свиток)

Ребята,  Самовар Самоварыч просит нас,  самим накрыть  праздничный стол по поводу его дня рождения, но чтобы мы сделали это правильно, он написал для нас правила сервировки праздничного стола!

Правило первое - Праздничный стол всегда накрывают  скатертью.

Посмотрите, какие разные бывают скатерти (воспитатель демонстрирует  различные скатерти)   Все они чистые, отглаженные. Для разных столов – разные скатерти. Как вы думаете, какая скатерть подойдет для круглого стола? (круглая), а эта белоснежная скатерть подойдет на прямоугольный стол – для большого торжества.   

Правило второе - стелить скатерть нужно очень   аккуратно, разворачивая ее на столе.  Обращаться с ней нужно бережно. 

(Дети стелют скатерть на стол)  

Воспитатель: И так, стол застелен скатертью. Как вы думаете, что теперь следует поставить на стол? (ответы детей)

Воспитатель:  Что же по этому поводу пишет Самовар Самоварыч?

Третье  правило для сервировки праздничного стола - вначале ставятся тарелки.

В наше время существует большой выбор посуды различной формы и расцветки.  В каждой семье есть посуда, которой пользуются каждый день, а для праздников на стол ставят другую – праздничную посуду.

Мы с вами  будем сервировать стол к праздничному  чаепитью, поэтому поставим на стол не просто тарелки,  а чайные пары.

Воспитатель:  Кто знает, что входит в чайную пару? (чайная чашка с блюдцем)

Воспитатель:  Правило четвертое -  на тарелку нужно положить чайную ложку. (Дети ставят на стол посуду, воспитатель помогает по мере необходимости)  

Воспитатель: Ребята, что еще необходимо иметь на  любом столе, а на праздничном особенно?  (Салфетки)   Вы правы, салфетки – обязательный элемент сервировки.

Салфетки бывают бумажные  и тканевые.

 (воспитатель демонстрирует тканевые и бумажные салфетки)

Можно сказать «родилась» салфетка очень давно, много лет назад во время еды губы утирали листом фигового дерева. Затем намного позднее появились тканевые салфетки. На них часто вышивали, какой ни будь узор и первую букву имени хозяина дома – его инициалы. Гости даже уносили с собой эти красивые салфетки на память о прекрасно проведенном времени.

Воспитатель:  Как вы думаете, какие салфетки нужны для праздничного  стола? (тканевые), а что делают с этими салфетками, когда садятся за стол? (высказывания детей)

Воспитатель:  Такие салфетки кладут на колени, чтобы не испачкать праздничной одежды, и слегка промакивают губы.

Воспитатель: У Самовара Самоварыча есть еще одно правило - пятое – помните, что для праздничного стола все салфетки должны быть сложены одинаково. У каждого гостя на тарелке – сложенная салфетка.

Воспитатель:  Ребята, способов складывания салфеток есть очень много. (Демонстрирует схемы складывания разными способами) Прежде чем сложить салфетку нужно внимательно ее рассмотреть, если на ней есть вышивка или какое либо украшение, то это украшение должно обязательно оказаться на верху.

На наших салфетках такое украшение есть, поэтому Самовар Самоварыч предлагает сложить салфетки  способом, который называется «Простой карман». (Дети выполняют задание и кладут салфетки на тарелки)

  Воспитатель:    Ребята, а мне кажется, что пока мы с вами так старательно изучали правила сервировки праздничного стола, наш дорогой именинник заскучал. Давайте поводим вокруг именинника праздничный хоровод «Каравай»

В качестве физкультминутки проводится хоровод вокруг самовара «Каравай»

Как на Самоваровы именины

                                                  Испекли мы каравай.

                                                  Вот такой вышины,

                                                  Вот такой низины,

                                                  Вот такой ужины,

                                                  Вот такой ширины.

                                                  Каравай, каравай

                                                  Скорей чаю наливай!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Воспитатель: Ну а теперь пора нашему имениннику занять свое почетное место на праздничном столе. (Ставит самовар на стол)  Как красиво! Чем же еще можно украсить наш стол? (предложения детей) Правильно, стол будет красивее, если его украсить композицией из цветов и ярких колпачков.  (Ставит на стол композицию из цветов)

Воспитатель: Ребята, стол наш почти готов, для того чтобы сесть за него и почувствовать радость праздника, но как же сесть за праздничный стол так, чтобы нечаянно не занять чье-то место? И избежать ссоры, которая может испортить любой праздник? (Высказывания детей)

Воспитатель: А вот Самовар Самоварыч предлагает поставить на стол именные карты

Именные карты указывают каждому гостю его место, на них можно прочитать свое имя и имена своих соседей.  Их можно выполнить разными способами. (Демонстрирует различные виды именных карт) – виде поделок способом оригами, с аппликацией, с рисунком, а можно сделать с сюрпризом.  Именные карты ставят справа от прибора. Мы с вами на занятии по ручному труду делали бабочек в стиле оригами,  мне кажется что они могут очень хорошо украсить именные карты для нашего праздничного стола.

Дети украшают  именные карты, используя поделки изготовленные на занятии по ручному труду. Готовые именные карты ставятся на стол, дети занимают места за столом в соответствии с именными картами.

Воспитатель: Ребята, вам приятно сидеть за таким красиво украшенным столом? (ответы детей) Сегодня мы  с вами чему научились? (как сервировать и украшать праздничный стол к праздничному чаепитию) Так можно украсить стол на любой праздник, только нужно проявить фантазию, творчество и добавить к ним душевное тепло и любовь к близким нам людям.

Я хочу вам предложить завести у нас в группе такую традицию: давайте, когда у нас кто-то будет именинником, мы будем накрывать такой красивый праздничный стол и пить чай.

А сейчас наш  Самовар Самоварыч  хочет угостить вас и всех гостей своими традиционными баранками. Но только не забудьте еще одно очень важное правило – из-за праздничного стола нужно выходить очень аккуратно, чтобы случайно что ни будь не уронить. Воспитатель угощает  детей баранками, благодарит за помощь в сервировке стола.

                          

Литература

 

1.Ребенок в детском саду № 3 2003 год «В царстве вежливых наук»

 

2.Как красиво накрыть стол Москва «АСТ – ПРЕСС» 1999 год