Задания, мотивирующие познавательную деятельность
Подвид А. Случайная перестановка букв
1. Опознание термина облегчается обозначением первой буквы термина:
ЕДЮПОЛЬ — объезд князем земель для сбора дани.
Ответ: полюдье.
2. Более сложный тип анаграммы.
ЕДЮПОЛЬ — объезд князем земель для сбора дани.
Ответ: полюдье.
Можно усложнить - дав дополнительное задание на установление соответствия.
3. С обозначением первой буквы термина:
а) ЕДЮПОЛЬ 1) места сбора дани
б) СЫТОГОП 2) объезд князем земель
для сбора дани
Ответ: а-2, полюдье; 6-1, погосты.
4. Без обозначения первой буквы термина:
а) ЕДЮПОЛЬ 1) места сбора дани
б) СЫТОГОП 2) объезд князем земель
для сбора дани
Ответ: а-2, полюдье; 6-1, погосты.
Анаграмма может быть и без дефиниции.
5. С обозначением первой буквы термина:
а) ЕДЮПОЛЬ
б) СЫТОГОП
Ответ: а) полюдье; б) погосты.
6. Без обозначения первой буквы термина:
а) ЕДЮПОЛЬ
б) СЫТОГОП
Ответ: а) полюдье; б) погосты.
Подвид Б. Перестановка букв, вызывающая ложные ассоциации
1) министАя — амнистия (мини + стая).
2)нацистнИя — инстанция (нацистне я).
3)феМинаст — манифест (феминист).
4) одолгИе — идеолог (анаграмма еще и навязывает поиск слова во множественном числе).
5) верстаКомизн — консерватизм (верста + комизм).
6) омедНики — недоимки (о, медники!).
7) ицАпеляля — апелляция.
8) малораК — крамола (слово другого рода).
9) воРкостищ — ростовщик.
10) роШкин — шорник.
Подвид В. Циклические анаграммы
В циклических анаграммах буквы располагаются по кругу. Для решения циклической анаграммы необходимо найти методом перебора нужный размер шага (через одну, две, три и т.д. буквы). Об этом будет свидетельствовать обнаружение фрагмента знакомого термина. Например, в приведенном ниже примере это может быть «берали». Опознав по фрагменту слово «либерализм», решающий убеждается в том, что он на верном пути. Затем он проверяет, нет ли в анаграмме лишних букв, и объявляет о своем решении.
|
|
Задание.
Ответ: либерализм
Достроить кроссворд
В данном типе кроссворда требуется вписать слова по вертикали и по горизонтали, а затем найти место еще для двух слов (их толкование дано под номерами в квадратных скобках), чтобы достроить кроссворд. Решающий сам должен определить, как расположить дополнительные слова — по вертикали или по горизонтали.
Этот тип заданий позволяет в дальнейшем органично перейти к заданиям на построение учащимися собственных кроссвордов.
Задание. Решите кроссворд.
По горизонтали: 3. Тип производства, при котором товары изготавливаются небольшими партиями мелкими производителями. 5. Бедняк, живший на чужом дворе и несший сокращенные феодальные повинности. 7. Мастер по ковке металла. 8. Длинная повозка без кузова. 9. Человек, готовый пойти на риск в расчете на случайный успех. 10. Ряд воинов, шеренга. 12. Народное название ломтя, солидного куска чего-либо (обычно мяса).
По вертикали: 1. Характер собственности, полученной от предков. 2. То, что сохранилось от прошлого и не соответствует современным нормам. 4. Характер труда работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. 6. Они всю жизнь назывались «детьми» и служил за поместье. 11. Объявление чего-либо не действительным. 12. Окружение с целы поимки. [13.] Впишите в подходящее место в кроссворде слово, обозначающее предприятие, основанное на разделении труда. [14.] Впишите в подходящее мест в кроссворде слово, обозначающее вла дельца вышеупомянутого предприятия.
Цифра 13 возле клетки с цифрой 3 указывает на то, что с той же клетки начинается дополнительное слово «мануфак тура», место для которого в кроссворде дол жен найти сам решающий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Ответ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Матрица
За названием «терминологические матрицы» скрывается самый простой тип кроссворда. В сетке, заполненной буквами, необходимо найти «спрятанный» термин, представленный определением близким, но не тождественным определению, предложенному в учебнике.
Этот тип задания мобилизует зрительную память и комбинаторные способности ученика, что благотворно сказывается на усвоении термина в его правильном написании. Варьирование определения термина очень важно, поскольку это расширяет опыт работы ученика с термином, позволяет перейти от зазубривания к активному пониманию.
Составление таких заданий по силам большинству учеников, а создание таких матриц увлекает иногда даже больше, чем их решение.
Задание. Найдите и выделите в матрице следующие имена собственные:
1) воспитатель детей Алексея Михайловича, ученый из Белоруссии;
2) русский посол, составивший описание Китая;
3) первопроходец, открывший Берингов пролив;
4) дворец, украшенный в стиле «дивного узорочья»;
5) художник-иконописец XVII в.
П |
О |
Л |
С |
П |
А |
У |
Т |
О |
Ц |
К |
Ф |
Ш |
Е |
д |
И |
И |
А |
А |
Р |
Е |
Ж |
В |
Р |
К |
Е |
М |
Н |
Е |
И |
О |
В |
Н |
О |
И |
И |
Ответ:
П |
О |
Л |
С |
П |
А |
У |
Т |
О |
Ц |
К |
Ф |
Ш |
Е |
д |
И |
И |
А |
А |
Р |
Е |
Ж |
В |
Р |
К |
Е |
М |
Н |
Е |
И |
О |
В |
Н |
О |
И |
И |
«Мыши погрызли грамоту»
Обычно для этого типа заданий берется документ, отрывок из летописи, прямо связанный с темой параграфа и урока. Роль «мышей» поначалу играет учитель. Важно соблюсти чувство меры: если из текста «выгрызено» слишком мало, задание будет легким и неинтересным, если же слишком много, то документ никто не восстановит.
Восстановление дефектного документа является заданием, которое по формату напоминает задание на заполнение пустых мест в тексте словами, выбранными из числа предложенных. Однако есть и различие: наряду с ключевыми терминами и именами, которые ученик должен усвоить при изучении какой-либо темы, заполнять нужно и дополнительные позиции, которые прямо с учебным материалом не связаны. Учебный эффект от этого только возрастает.
В данном формате задания нет жесткой ориентации только на необходимые для изучения данной темы имена, даты, факты, события. Такого рода задания развивают сообразительность, комбинаторные способности, зрительную и оперативную память. Кроме того, важно, что ученики, выполняя подобные задания, работают с текстом, излагающим материал параграфа в ином ключе и другими словами. Это помогает увидеть описанные события в новом ракурсе, обратить внимание на какие-то мелкие детали, которые и создают незабываемую картину прошлого.
Задание:
1) восстановите утраченные фрагменты документа;
2) озаглавьте документ.
«И послушал дружин . . . . . . . . . . : пошел к . . . . . янам за . . . . . и прибавил к прежней . . . . . . . . . , и много зла творили . . . . . .нам мужи его. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал он своей . . . . . . . : «Идите с . . . . . домой, а я . . . . . . . . . . и похожу еще.» И вышли из города . . . . . . . . . . .
. . . . . . .е, убили . . . . . и . . . . . .у его».
Ответ: заголовок - «Смерть Игоря», «Гибель князя Игоря» и т.п.
«И послушал дружинников Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его... Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и по- хожу еще...» И вышли из города Искоростеня древляне, убили Игоря и дружину его».
Выше были рассмотрены только четыре типа заданий, которые позволяют разнообразить индивидуальную и групповую учебную работу в классе. Конечно, таких типов заданий существует великое множество. Выбор именно этих типов заданий объясняется прежде всего тем, что научиться составлять их можно довольно эффективно, так сказать, по инструкции. Такая инструкция с примерами заданий и была изложена.
К сожалению, в отличие от классических кроссвордов ни сборника анаграмм различных типов1, ни сборника матриц, ни сборника дефектных текстов, адаптированных для различных классов и соотнесенных со стандартом, Базисным учебным планом и программой, у нас нет. Будем надеяться, что эта статья послужит катализатором для творчества масс, и такие сборники в конце концов появятся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.