Познавательные задания на уроках истории
Оценка 4.6

Познавательные задания на уроках истории

Оценка 4.6
doc
02.11.2022
Познавательные задания на уроках истории
познавательные задания.doc

Задания, мотивирующие познавательную деятельность

Подвид А. Случайная перестановка букв

1. Опоз­нание термина облегчается обозначением первой бук­вы термина:

 

ЕДЮПОЛЬ — объезд князем земель для сбора дани.

Ответ: полюдье.

2. Более сложный тип анаграммы.

ЕДЮПОЛЬ — объезд князем земель для сбора дани.

Ответ: полюдье.

Можно усложнить - дав дополнительное задание на установление соответствия.

3. С обозначением первой буквы тер­мина:

а)   ЕДЮПОЛЬ     1) места сбора дани

б)   СЫТОГОП      2) объезд князем земель

для сбора дани

 

Ответ: а-2, полюдье; 6-1, погосты.

4. Без обозначения первой буквы термина:

а)   ЕДЮПОЛЬ     1) места сбора дани

б)   СЫТОГОП      2) объезд князем земель

для сбора дани

 

Ответ: а-2, полюдье; 6-1, погосты.

Анаграмма может быть и без дефи­ниции.

5.   С обозначением первой буквы тер­мина:

а)  ЕДЮПОЛЬ

б)   СЫТОГОП

Ответ: а) полюдье; б) погосты.

6. Без обозначения первой буквы термина:

а)   ЕДЮПОЛЬ

б)   СЫТОГОП

Ответ: а) полюдье; б) погосты.

Подвид Б. Перестановка букв, вызывающая ложные ассоциации

1) министАя — амнистия (мини + стая).

2)нацистнИя — инстанция (нацистне я).

3)феМинаст — манифест (феминист).

4)  одолгИе — идеолог (анаграмма еще и навязывает поиск слова во множественном числе).

5)  верстаКомизн — консерватизм (верста + комизм).

6) омедНики — недоимки (о, медники!).

7) ицАпеляля — апелляция.

8) малораК — крамола (слово друго­го рода).

9) воРкостищ — ростовщик.

10)          роШкин — шорник.

 

 

Подвид В. Циклические анаграммы

В циклических анаграммах буквы располагаются по кругу. Для решения циклической анаграммы необходимо найти методом перебора нужный раз­мер шага (через одну, две, три и т.д. бу­квы). Об этом будет свидетельствовать обнаружение фрагмента знакомого тер­мина. Например, в приведенном ниже примере это может быть «берали». Опознав по фрагменту слово «либера­лизм», решающий убеждается в том, что он на верном пути. Затем он прове­ряет, нет ли в анаграмме лишних букв, и объявляет о своем решении.

 


 


Задание.

Ответ: либерализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достроить кроссворд

В данном типе кроссворда требуется вписать слова по вертикали и по гори­зонтали, а затем найти место еще для двух слов (их толкование дано под номе­рами в квадратных скобках), чтобы достроить кроссворд. Решающий сам должен определить, как расположить дополнительные слова — по вертикали или по горизонтали.

Этот тип заданий позволяет в даль­нейшем органично перейти к заданиям на построение учащимися собственных кроссвордов.

Задание. Решите кроссворд.

По горизонтали: 3. Тип произ­водства, при котором товары изготавли­ваются небольшими партиями мелкими производителями. 5. Бедняк, живший на чужом дворе и несший сокращенные феодальные повинности. 7. Мастер по ковке металла. 8. Длинная повозка без кузова. 9. Человек, готовый пойти на риск в расчете на случайный успех. 10. Ряд воинов, шеренга. 12. Народное на­звание ломтя, солидного куска чего-ли­бо (обычно мяса).

По вертикали: 1. Характер соб­ственности, полученной от предков. 2. То, что сохранилось от прошлого и не соот­ветствует современным нормам. 4. Ха­рактер труда работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. 6. Они всю жизнь назывались «детьми» и служил за поместье. 11. Объявление чего-либо не действительным. 12. Окружение с целы поимки. [13.] Впишите в подходящее место в кроссворде слово, обозначающее предприятие, основанное на разделении труда. [14.] Впишите в подходящее мест в кроссворде слово, обозначающее вла дельца вышеупомянутого предприятия.

Цифра 13 возле клетки с цифрой 3 указывает на то, что с той же клетки начинается дополнительное слово «мануфак тура», место для которого в кроссворде дол жен найти сам решающий.

1

 

2

 
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 
    13

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответ:

 

 

2п

 
 

 


е

 

о

 

н

 

р

 

а

 

в

 

о

 

т

 

о

 

к

 

л

 

е

 

 
    13

 

с

 

р

 

е

 

о

 

е

 

ж

 

м

 

я

 

т

 

с

 

т

 

о

 

т

 

е

 

м

 

н

 

е

 

а

 

н

 

н

 

в

 

а

 

а

 

а

 

я

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Матрица

За названием «терминоло­гические матрицы» скрывается самый простой тип кроссворда. В сетке, заполненной буквами, необходи­мо найти «спрятанный» термин, пред­ставленный определением близким, но не тождественным определению, пред­ложенному в учебнике.

Этот тип задания мобилизует зри­тельную память и комбинаторные спо­собности ученика, что благотворно сказывается на усвоении термина в его правильном написании. Варьиро­вание определения термина очень важно, поскольку это расширяет опыт работы ученика с термином, позволя­ет перейти от зазубривания к актив­ному пониманию.

Составление таких заданий по силам большинству учеников, а создание та­ких матриц увлекает иногда даже боль­ше, чем их решение.

Задание. Найдите и выделите в мат­рице следующие имена собственные:

1)  воспитатель детей Алексея Ми­хайловича, ученый из Белоруссии;

2)  русский посол, составивший опи­сание Китая;

3) первопроходец, открывший Бе­рингов пролив;

4)  дворец, украшенный в стиле «див­ного узорочья»;

5)  художник-иконописец XVII в.

 

П

О

Л

С

П

А

У

Т

О

Ц

К

Ф

Ш

Е

д

И

И

А

А

Р

Е

Ж

В

Р

К

Е

М

Н

Е

И

О

В

Н

О

И

И

 

Ответ:

П

О

Л

С

П

А

У

Т

О

Ц

К

Ф

Ш

Е

д

И

И

А

А

Р

Е

Ж

В

Р

К

Е

М

Н

Е

И

О

В

Н

О

И

И

 

 

 

 

«Мыши погрызли грамоту»

Обычно для этого типа заданий бе­рется документ, отрывок из летописи, прямо связанный с темой параграфа и урока. Роль «мышей» поначалу играет учитель. Важно соблюсти чувство меры: если из текста «выгрызено» слишком мало, задание будет легким и неинте­ресным, если же слишком много, то до­кумент никто не восстановит.

Восстановление дефектного доку­мента является заданием, которое по формату напоминает задание на запол­нение пустых мест в тексте словами, вы­бранными из числа предложенных. Од­нако есть и различие: наряду с ключе­выми терминами и именами, которые ученик должен усвоить при изучении какой-либо темы, заполнять нужно и до­полнительные позиции, которые прямо с учебным материалом не связаны. Учеб­ный эффект от этого только возрастает.

В данном формате задания нет жест­кой ориентации только на необходимые для изучения данной темы имена, даты, факты, события. Такого рода задания развивают сообразительность, комби­наторные способности, зрительную и оперативную память. Кроме того, важ­но, что ученики, выполняя подобные за­дания, работают с текстом, излагающим материал параграфа в ином ключе и другими словами. Это помогает увидеть описанные события в новом ракурсе, обратить внимание на какие-то мелкие детали, которые и создают незабывае­мую картину прошлого.

Задание:

1) восстановите утраченные фрагменты документа;

2) озаглавьте документ.

«И      послушал      дружин . . . . .       . . . . . :  пошел   к   . . . . . янам   за   . . . . .     и прибавил к прежней      . . . .     . . . . . ,     и     много     зла     творили    . . . . . .нам мужи его.  Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал он своей     . . . . . . .  : «Идите с      . . . . .     домой, а я  . . . . . . . . . .    и   похожу еще.»    И вышли из    города     . . . . . . . . . . .     

 . . . . . . .е,      убили      . . . . .       и      . . . . . .у      его».

 

Ответ: заголовок - «Смерть Игоря», «Гибель князя Игоря» и т.п.

 

«И послушал дружинников Игорь: по­шел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его... Когда же шел он на­зад, поразмыслив, сказал он своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и по- хожу еще...» И вышли из города Искоростеня древляне, убили Игоря и дружину его».

Выше были рассмотрены только че­тыре типа заданий, которые позволяют разнообразить индивидуальную и груп­повую учебную работу в классе. Конеч­но, таких типов заданий существует ве­ликое множество. Выбор именно этих типов заданий объясняется прежде все­го тем, что научиться составлять их можно довольно эффективно, так ска­зать, по инструкции. Такая инструкция с примерами заданий и была изложена.

К сожалению, в отличие от классиче­ских кроссвордов ни сборника анаграмм различных типов1, ни сборника матриц, ни сборника дефектных текстов, адап­тированных для различных классов и соотнесенных со стандартом, Базисным учебным планом и программой, у нас нет. Будем надеяться, что эта статья по­служит катализатором для творчества масс, и такие сборники в конце концов появятся.


Задания, мотивирующие познавательную деятельность

Задания, мотивирующие познавательную деятельность

ЕДЮ П ОЛЬ б) СЫТОГО П Ответ: а) полюдье; б) погосты

ЕДЮ П ОЛЬ б) СЫТОГО П Ответ: а) полюдье; б) погосты

Задание. Ответ: либерализм

Задание. Ответ: либерализм

Достроить кроссворд В данном типе кроссворда требуется вписать слова по вертикали и по гори­ зонтали, а затем найти место еще для двух слов (их толкование…

Достроить кроссворд В данном типе кроссворда требуется вписать слова по вертикали и по гори­ зонтали, а затем найти место еще для двух слов (их толкование…

Цифра 13 возле клетки с ци фрой 3 указывает на то, что с той же клетки начинается дополнительное слово «мануфак тура», место для которого в…

Цифра 13 возле клетки с ци фрой 3 указывает на то, что с той же клетки начинается дополнительное слово «мануфак тура», место для которого в…

Ответ: 1н 2п е о н р а в о т о к л е 3м 13 4н с р е о е ж м…

Ответ: 1н 2п е о н р а в о т о к л е 3м 13 4н с р е о е ж м…

Матрица За названием «терминоло­ гические матрицы» скрывается самый простой тип кроссворда

Матрица За названием «терминоло­ гические матрицы» скрывается самый простой тип кроссворда

Варьиро­ вание определения термина очень важно, поскольку это расширяет опыт работы ученика с термином, позволя­ ет перейти от зазубривания к актив­ ному пониманию

Варьиро­ вание определения термина очень важно, поскольку это расширяет опыт работы ученика с термином, позволя­ ет перейти от зазубривания к актив­ ному пониманию

Мыши погрызли грамоту» Обычно для этого типа заданий бе­ рется документ, отрывок из летописи, прямо связанный с темой параграфа и урока

Мыши погрызли грамоту» Обычно для этого типа заданий бе­ рется документ, отрывок из летописи, прямо связанный с темой параграфа и урока

И послушал дружин

И послушал дружин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022