СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 Теоретические аспекты проблемы формирования познавательного интереса к миру природы у детей дошкольного возраста |
7 |
1.1 Современные педагогические исследования проблемы формирования познавательного интереса к миру природы у детей |
7 |
1.2 Особенности формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы |
11 |
2 Эмпирическое изучение проблемы формирования познавательного интереса к миру природы у детей дошкольного возраста |
17 |
2.1 Изучение уровня сформированности познавательного интереса к миру природы у детей дошкольного возраста |
17 |
2.2 Педагогические условия формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
24 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
27 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности |
30 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Изучение познавательных интересов В.С. Юркевич |
32
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Программа НОД с детьми подготовительной группы ПРИЛОЖЕНИЕ Г – План взаимодействия педагогов с родителями |
34 |
37
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова.
Проблема формирования интереса к природе у детей дошкольного возраста относится к одной из самых важных. Необходимость воспитания экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, и важность данного процесса для развития личности ребенка была подчеркнута в исследованиях Н.Н Кондратьевой, П.Г. Саморуковой, И.А Хайдуровой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.О.Никоновой и Т.А.Ивченко и ряда других исследователей. В современных концепциях дошкольного образования признается актуальность развития у детей основ экологической культуры, формируя ценностные ориентации личности.
Исследователи Л.М. Маневцова, Н.Н. Кондратьева, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко неоднократно указывали на то, что усвоение знаний и формирование практических умений и навыков в сфере экологического образования, должны сочетаться с развитием интереса к природе.
Проблема исследования заключается в том, что несформированный познавательный интерес к миру природы, может повлечь серьезные последствия, такие как, негативное отношение к природе, окружающему миру, отсутствие желания защищать природу.
Недостаточная разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Формирование у детей подготовительной к школе группы познавательного интереса к миру природы».
Объект исследования – познавательный интерес к миру природы у дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы.
Цель исследования – определить систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования познавательных интересов к миру природы у детей подготовительной группы.
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы будет успешным, если:
- использовать комплекс мероприятий, знакомящий детей с предметами окружающего мира, в разнообразных методах и приёмах, способствующих развитию познавательного интереса к природе у детей подготовительной к школе группы;
- деятельность воспитателя направлена на создание условий, включающих в себя планирование работы по развитию познавательного интереса к природе не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни.
- сформировано понимание у родителей о необходимости формирования у детей познавательного интереса к миру природы.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- Изучить современные педагогические исследования проблемы формирования познавательного интереса к миру природы у детей.
- Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы.
- Выявить уровни сформированности познавательного интереса к миру природы у детей дошкольного возраста.
- Определить педагогические условия формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- воспитание интереса к природе (Н.Н. Кондратьева, Н.О. Никонова, М.И. Талызин и др.)
- теоретические исследования по проблеме изучения места ценностей в структуре личности (К.К. Платонов, Б.С. Братусь, В.В. Столин, В.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Г.Е. Залесский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая и др.);
- концепции становления ценностного отношения личности к миру, механизмы данного процесса (А.А. Бердяев, Н.Р. Гинзбург, Л.И. Джидарьяи, К. Левин, П.В.Симонов, B.II. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Иванчук, А. Брожик, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Э.И Шарапова, Г.И. Щукина, С.Г. Елизаров, Г.П. Савкина и др.);
- исследования особенностей познавательных интересов дошкольников (Т.А.Куликова, Е.Ф.Рыбалко), игровых интересов (О.В. Солнцева, Н.А.Бойченко), интереса к природе (Л.Ф.Захаревич, Н.К.Постникова и другие исследователи);
• теоретические исследования по проблеме формирования образа мира у дошкольников (A.M. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, Е.Ф. Купецкова, В.В. Русевич, Е.В. Субботский).
Для достижения цели и решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной, методической и учебной литературы.
- эмпирические методы - педагогический эксперимент, анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.
Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы.
Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по формированию познавательных интересов у детей подготовительной к школе группы, могут быть использованы педагогами в своей работе по формированию познавательных интересов дошкольников, а также родителями.
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад № 30, г. Волжского, Волгоградской области.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательного интереса к миру природы у детей дошкольного возраста.
1.1. Современные педагогические исследования проблемы формирования познавательного интереса к миру природы у детей.
Интерес к природе является осознанной потребностью, т.е. осознанным отношением человека к природе. Данное отношение становится одной из основных черт личности, превращается для детей в ценность [12, с. 28].
Интерес к природе детей дошкольного возраста рассматривается в настоящее время в аспекте более широкой проблемы формирования основ экологической культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к природе связан с формированием экологического сознания, которое представляет собой ядро экологической культуры личности, рассматривается в работах Н.Н. Кондратьева, Н.О. Никонова, М.И. Талызин и др. Интерес выступает в качестве одного из основных компонентов экологического сознания и отражает субъективное отношение к природе, которое основано на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях. Он служит своеобразным «компасом», который направляет деятельность детей на освоение личностно значимых для него ценностей окружающего мира [7, с. 104].
Исследователи Л.М. Маневцова, Н.Н. Кондратьева, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко неоднократно указывали на то, что усвоение знаний и формирование практических умений и навыков в сфере экологического образования, должны сочетаться с развитием интереса к природе [3, с. 192].
Интерес к природе является обязательным условием для раскрытия тайн природного мира, для выполнения экологического образования своих воспитательных, познавательных и других функций [14, с. 85].
По мнению И.С. Пологрудовой, развитие интереса к природе приводит к формированию экологической культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к природе автор называет приобретение первоначальных ценностных ориентаций и развитие эстетического отношения к миру природы.
Важные идеи при анализе понятия «интерес к природе» были высказаны Н.Н. Вересовым, проводя анализ понятия «интерес к природе», автор выявил наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В основе интереса к природе лежит знание, которое приобретается в ходе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции представляют собой побудительный мотив к определенным действиям и оказывают влияние на поведение человека в целом. О.Н. Гаврилова также отражает структуру интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Она указывает на единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Однако в то же время автор указывает, что подсознание носит подчиненный характер по отношению к эмоциям человека, но все же подчеркивает, что основой интереса к природе является познавательный элемент [14, с. 84].
В исследованиях Л.А. Колбиной, отмечается, что характерная особенность познавательного интереса состоит в том что, он носит интеллектуальный характер. Интеллектуальный момент обеспечивает понимание значения и смысла деятельности, он необходим при решении познавательных вопросов и организации успешного поиска решения познавательных задач [14, с. 84].
Познавательные интересы необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста, когда возникает и бурно развивается активное стремление ребенка познать окружающий мир.
Исследователем были определены показатели формирования познавательного интереса к природе:
- интерес самого воспитателя к природе, его стремление заразить детей пытливым отношением к природе, воспитать и поддержать интерес к ней;
- живое общение детей с природой;
- организация активной познавательной деятельности;
- обогащение и углубление знаний детей (это должны быть знания о сходстве и различии, о причинах явлений и связях между ними) [8, с. 146].
Формирование таких знаний определяет движение, глубину и устойчивость познавательных интересов.
Различные исследования показывают значительное разнообразие интересов дошкольников. Так в исследованиях рассмотрены особенности познавательных интересов дошкольников (Т.А. Куликова, Е.Ф. Рыбалко), игровых интересов (О.В. Солнцева, Н.А. Бойченко), интереса к природе (Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постникова и другие исследователи) и т.д. Исследования авторов позволяют говорить о возможности формирования интересов уже в период дошкольного детства [11, с. 826].
Уже в старшем дошкольном возрасте интерес к знаниям становится устойчивым, отмечают исследователи Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков и другие.
Исследователь Л. Бобылева говорит о том, что ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Наблюдения показывают, что у детей старшего дошкольного возраста возникает различное отношение к природе, выражаемое в разной степени увлеченности тем или иным видом деятельности, тематикой или содержанием [12, с. 29].
П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации обучения и воспитания она способна не только к достижению главной цели образования – самообразованию, но и к возникновению собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итоге формированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательной потребности [1, с. 74].
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий [4, с. 25].
Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов [6, с. 63].
Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность [17, с. 12].
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [10, с. 132].
Таким образом, интерес к природе является осознанной потребностью, т.е. осознанным отношением человека к природе. В основе интереса к природе лежит знание, которое приобретается в ходе активной мыслительной деятельности. Познавательные интересы необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста, когда возникает и бурно развивается активное стремление ребенка познать окружающий мир.
1.2. Особенности формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы.
Познавательный интерес - сложное личностное образование, представлен взаимосвязанными между собой эмоциональными, интеллектуальными, регулятивными и творческими процессами, степень проявления которых определяется особенностями информации (новизна, сложность, когнитивный конфликт) и характером деятельности (проблемность, практическая направленность) [17, с. 10].
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе [9, с. 30].
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
На отношение детей к природе влияют пол, индивидуальные особенности, место жительства, профессия и образование родителей. Так, девочки эмоциональнее воспринимают ландшафт. Мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами или заняться спортом [2, с. 120].
Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвеньевые) связи, цепочки связей: понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций [2, с.121].
Характерно, что уже в дошкольном возрасте познавательные интересы имеют развитую структуру. В работах Л.А. Блащук, Т.А. Куликовой, Н.К Постниковой и др. показано, что познавательные интересы в дошкольном возрасте имеют ту же структуру, что и в школьном, а именно:
- интеллектуальный компонент – выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность;
- эмоциональный компонент – проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту;
- волевой компонент – рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применение усилий для достижения поставленной цели [16, с. 112].
Многие исследователи (Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич и др.) доказывают, что в интересах дошкольников можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметная направленность, широта, глубина и устойчивость. Так, Н.А. Бойченко определяет следующие особенности игровых интересов детей дошкольного возраста: эпизодичность, неустойчивость, кратковременность и ситуативность, зависимость их возникновения от яркости и новизны наглядного материала, яркая положительная эмоциональная окрашенность [3, с. 193].
Одно из проявлений познавательного отношения детей дошкольного возраста – их вопросы. Например, Н.Д. Купарадзе, П.Г. Сирбиладзе указывают, что мотивы детских вопросов на протяжении дошкольного возраста не остаются неизменными. Они перестраиваются в процессе развития и под влиянием обучения и воспитания. У ребенка младшего дошкольного возраста мотивы вопросов связаны преимущественно с аффективно-эмоциональным отношением к окружающему, но не исключают и познавательного отношения. В этот период, считает П.Г. Сирбиладзе, У детей наблюдается «голод фактов». Вопросы типа «Кто это?», «Что это?» выражают скорее любопытство, чем любознательность. Постепенно появляется интерес к действию. Дети стараются уточнить: «Как?» – это уже проявление любознательности. Дальнейшее развитие интереса идет по пути овладения действием. Появляется тенденция к наблюдению, размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника все более и более становится стремление к знанию [10, с. 123].
Данные, полученные в ходе исследований Н.А Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К Постниковой и др., позволяют установить некоторые этапы в развитии интересов у детей:
- возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;
- расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов;
- углубление познавательных интересов в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей;
- устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, вовлечение ими других и передача им соответствующих знаний и умений [10, с. 124].
Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество [13, с. 162].
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать [15, с. 18].
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка [9, с. 31].
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека [5, с. 13].
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей [16, с. 110].
Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества [2, с. 119].
Таким образом, для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.
Таким образом, интерес как психологическое понятие включает множество значимых процессов - от единичных до их совокупности и выражается в тенденциях, потребностях, отношениях. Ценно стремление современной психологии рассматривать интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей, а также как динамическую категорию, имеющую определенные этапы становления в онтогенезе.
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы формирования познавательного интереса к миру природы детей дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности познавательного интереса к миру природы у детей дошкольного возраста.
Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа разнообразности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование инновационных форм познавательной деятельности, которые являются наиболее эффективными в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Преимущество отдается непосредственным экспериментам, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.[11, с. 829].
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности.
Для изучения познавательного интереса детей подготовительной группы, мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы в количестве 10 человек на базу МДОУ детский сад № 30, г. Волжского, Волгоградской области.
Эксперимент состоял из трех этапов:
Первый этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей подготовительной группы в экспериментальной группе
Второй этап - формирующий. На этом этапе проводились НОД, направленные на развитие познавательного интереса детей подготовительной группы.
Третий этап – контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе, проведен анализ полученных результатов.
Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики:
- Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности (приложение А). Данная методика определяет направленность интереса детей.
- Анкета для воспитателей "Изучение познавательных интересов" В.С. Юркевич (приложение Б). Позволяет определить уровень развития любознательности, познавательной активности детей посредством наблюдений воспитателя.
Результаты диагностики на выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности отображены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностики на выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности.
Имя ребенка |
Выбор деятельности детей |
|||
Первая ситуация |
Вторая ситуация |
Третья ситуация |
Четвертая ситуация |
|
Алина А. |
Природоведческая |
Природоведческая |
Природоведческая |
Природоведческая |
Илья А. |
Игровая |
Изобразительная |
Познавательная |
Трудовая |
Максим Б. |
Игровая |
Природоведческая |
Познавательная |
Природоведческая |
Яков Б. |
Игровая |
Изобразительная |
Познавательная |
Трудовая |
Андрей В. |
Природоведческая |
Природоведческая |
Познавательная |
Природоведческая |
Леонид Г. |
Игровая |
Изобразительная |
Познавательная |
Трудовая |
Елизавета Д. |
Природоведческая |
Природоведческая |
Природоведческая |
Природоведческая |
Максим Д. |
Игровая |
Изобразительная |
Познавательная |
Природоведческая |
Тимофей Е. |
Игровая |
Природоведческая |
Природоведческая |
Природоведческая |
Владимир З. |
Игровая |
Изобразительная |
Познавательная |
Природоведческая |
Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.
Результаты диагностики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты анкетирования «Изучение познавательных интересов
2.2. Педагогические условия формирования познавательного интереса к миру природы у детей подготовительной к школе группы.
На формирующем этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса детей подготовительной к школе группы.
Мы разработали программу НОД (приложение В) с детьми подготовительной группы, цель которой: создание условий для развития познавательного интереса детей к природе.
Задачи программы:
- Обогащать представление детей о природе родного края.
- Формировать у детей представления о взаимосвязях и взаимодействии растительного мира со средой обитания родного края.
- Обучать детей несложными способами ухода и выращивания растений.
- Развивать у детей познавательно-исследовательскую деятельность, умение анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Установление единства дошкольного образовательного учреждения и семьи в развитие познавательной активности детей.
- Воспитать у детей бережное отношение к растениям, желание беречь и охранять их.
Основными принципами НОД были:
- Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
- Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.).
- Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
- Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Мы стремились не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то мы предлагали (но не настаивали) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Также проведена работа с родителями (приложение Г), и составлены рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе (приложение Д).
Целью работы с родителями является: «Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», направленного на повышение у детей познавательной активности».
Задачи:
- Установить партнерские отношения с родителями, объединить усилия для развития у детей познавательных интересов.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Повысить заинтересованность родителей в реализации программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе, посредством ознакомления с растительным миром родного края».
- Изучить, обобщить и распространить положительный семейный опыт по познавательному развитию детей.
Таким образом, с экспериментальной группой детей, помимо программных занятий был проведен комплекс мероприятий направленных на развитие познавательных интересов к миру природы.
Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. Вначале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним.
Результаты диагностики на выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности отображены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики на выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности. Контрольный этап.
Имя ребенка |
Выбор деятельности детей |
|||
Первая ситуация |
Вторая ситуация |
Третья ситуация |
Четвертая ситуация |
|
Алина А. |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Илья А. |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Трудовая деятельность |
Максим Б. |
Игровая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Познавательная деятельность |
Природоведческая деятельность |
Яков Б. |
Природоведческая деятельность |
Изобразительная деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Андрей В. |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Познавательная деятельность |
Природоведческая деятельность |
Леонид Г. |
Игровая деятельность |
Изобразительная деятельность |
Познавательная деятельность |
Трудовая деятельность |
Елизавета Д. |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Максим Д. |
Игровая деятельность |
Изобразительная деятельность |
Познавательная деятельность |
Природоведческая деятельность |
Тимофей Е. |
Игровая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Владимир З. |
Игровая деятельность |
Изобразительная деятельность |
Природоведческая деятельность |
Природоведческая деятельность |
Результаты диагностики «Изучение познавательных интересов» (В.С. Юркевича) представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты анкетирования «Изучение познавательных интересов». Контрольный этап.
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы. Полученные данные показали, что уровень показателей развития познавательного интереса у детей стал значительно выше.
Познавательный интерес главным образом проявлялся в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательное развитие в тоже время влияет на качество этой деятельности. В своем взаимодействии с детьми во время проведения комплекса мероприятий мы учитывали, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанная программа для развития познавательного интереса детей подготовительной к школе группы являются эффективным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.
При оказании поддержки вхождению детей в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику ребенка, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса. А.С. Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в подготовительной к школе группе уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности дошкольников. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для детей старшего дошкольного возраста новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Для образования интересов существенное значение имеют как начальный этап - возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее его развитие. С одной стороны, особенности объекта, их яркость, сила влияют на возникновение внимания. С другой - такие особенности индивида, как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов, так же влияют на активность отражения. В дальнейшем интерес поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так и стимулированием, положительных отношением, поощрением.
Для изучения познавательного интереса детей подготовительной группы, мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы в количестве 10 человек.
Эксперимент состоял из трех этапов:
Первый этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей подготовительной группы в экспериментальной группе. Второй этап - формирующий. На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса детей подготовительной группы. Третий этап – контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе, проведен анализ полученных результатов.
Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики:
- Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности. Данная методика определяет направленность интереса детей.
- Анкета для воспитателей "Изучение познавательных интересов" В.С. Юркевич. Позволяет определить уровень развития любознательности, познавательной активности детей посредством наблюдений воспитателя.
По результатам данных диагностик было выявлено, что познавательный интерес к миру природы у дошкольников выражен слабо.
Мы разработали программу занятий с детьми подготовительной группы, цель которой: Создание условий для развития познавательного интереса детей к природе.
Таким образом, с экспериментальной группой детей, помимо программных занятий был проведен комплекс мероприятий направленных на развитие познавательных интересов к миру природы. Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. Вначале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним.
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы. Полученные данные показали, что уровень показателей развития познавательного интереса у детей стал значительно выше.
Итак, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанная программа для развития познавательного интереса детей подготовительной к школе группы являются эффективным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амирова И.И. Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности в дошкольном возрасте [Текст] / И.И. Амирова // Наука. – 2014. – №2.
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та. Психология. Л., 2012. - № 265, вып. 16. -С.41-60.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2012. - 121 с.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать/ А.С. Белкин. М.: Просвещение, 2014. - 168 с.
5. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Педагогические науки, №8, 2013. – С. 192-195.
6. Ветчинкина P.P. Педагогическая стратегия личностного развития дошкольников / P.P. Ветчинкина. Благовещенск.: Изд-во Благовещ. гос. пед. ун-та, 2012. - 208 с.
7. Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.
8. Деркунская, В. Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: ситуационные задачи для старших школьников [Текст] / В. Деркунская // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012 .- №6 .- С. 12-22.
9. Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.
10. Екимова В.В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 104-105.
11. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2016. - 208 с.
12. Значимость игры для детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012 .- №6 .- С. 145-147
13. Карпичева, Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника [Текст] / Е.Л. Карпичева // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №4 .- С. 28-31.
14. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте - Возрастная и педагогическая психология [Текст]: тексты / А.Н. Леонтьев, Е.И. Исенина. - М.: Норма, 2012. - с.122-138.
15. Ломакина О.Е. Проектирование как ведущее направление модернизации современного педагогического образования / О.Е. Ломакина.- 2014. - № 1. - С.44-49.
16. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.
17. Маракушина И. Г. Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе [Текст] / И. Г. Маракушина, Т. А. Сухоницкая // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 387–388.
18. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
19. Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – с. 26-32.
20. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – с.17-21
21. Одинцова, Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л. Одинцова. - М.: Сфера, 2012.- 165с.
22. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: Норма, 2014 - 85с.
23. Поддъяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2015.
24. Полякова Н.В. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанно – правильного и бережного отношения к природе в процессе развития зоологических представлений// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2014.
25. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. Ярославль: Акад. развития, 2012. -160 с.
26. Семёнова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников [Текст] / Т.М. Семёнова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №10 .- С. 17-21.
27. Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 105-112.
28. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
29. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира [Текст] / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №10 .- С. 12-16.
30. Щетинина В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 441-444.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности
Воспитатель кладет перед собой "Бланк ответов ребенка", который заполняет на имя ребенка.
Затем воспитатель предлагает ребенку сделать выбор из трех вариантов ответов, которые фиксирует в бланке.
Каждая ситуация подкрепляется соответствующими рисунками.
Первая ситуация - игровая деятельность:
"Представь себе, что ты пришел в группу, где дети играют в разные игры. Скажи, с кем бы ты хотел поиграть?"
С теми, кто играет в "Автовокзал" (вопрос для мальчиков)
С теми, кто играет в строительные игры
С теми, кто играет в "Зоопарк"
С теми, кто играет в "Семью" (вопрос для девочек)
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".
Вторая ситуация - изобразительная деятельность:
Представь, что я принесла тебе новые раскраски. Какую из них ты бы выбрал для раскрашивания?
С изображением животных
С изображением игрушек
С изображением детей
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".
Третья ситуация - познавательная деятельность:
"Представь, что в книжном уголке появились новые книги. Какую из них ты хотел бы, чтобы тебе почитали?"
О мире животных или растениях
О смешных приключениях детей
Об интересных предметах
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".
Четвертая ситуация - трудовая деятельность:
"Представь, что мы решили сделать генеральную уборку групповой комнаты, и каждый выбирает себе дело по душе. Что бы ты хотел делать?"
Поухаживать за животными или растением
Протереть игрушки
Подклеить книги или смастерить поделку
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".
Выбор ребенка заносится в бланк:
Бланк ответов ребенка
Фамилия, имя ребенка ____________________________________
Возрастная группа________________________________________
Время проведения обследования ____________________________
Название деятельности:
Природоведческая направленность, Игровая, Изобразительная, Познавательная, Трудовая.
В соответствующей графе воспитатель фиксирует ответ ребенка значком "+".
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
"Изучение познавательных интересов" В.С. Юркевич
Данная анкета переработана нами. Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов" В.С. Юркевич.
Вопросы.
1. Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?
а) часто
б) иногда
в) очень редко
2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?
а) рассуждает самостоятельно
б) когда как
в) получить готовый ответ от других
3. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально
б) когда как
в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)
4. Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?
а) часто
б) иногда
в) очень редко
5. Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?
а) помучиться, но самому найти ответ
б) когда как
в) получить готовый ответ от других
6. Проявляет интерес к познавательной литературе
а) часто
б) иногда
в) очень редко
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
а) да
б) не всегда
в) нет
Обработка результатов.
За ответ а) - 5 баллов, б) - 3 балла, в) - 1 балл
35 - 22 баллов - потребность выражена сильно;
21 - 18 баллов - потребность выражена умеренно;
и меньше баллов - потребность выражена слабо.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Программа НОД по развитию познавательного интереса к миру природы
Программа содержит блочное планирование, в основу которого лежит органическая связь растительного мира с временами года и сезонными проявлениями природы, что позволяет построить определенную систему работы с детьми дошкольного возраста, ведя от простого к сложному.
Выделены темы близкие социальному опыту детей дошкольного возраста и распределены по блокам: «Осень», «Зима», «Весна»
I блок. «Осень»
В блоке «Осень» деятельность направлена на формирование у детей представлений о том, что:
· день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается света и тепла, нарастает прохлада и холод; часто бывает облачность и моросящие дожди. Такие условия - постепенное уменьшение света и тепла - влияют на растения, они меняют свое состояние - готовятся к предстоящей зиме:
· лес неуловимо меняется, зеленые листья блекнут;
· изменяется цвет листьев на деревьях (время расцветания и цвет листьев у различных деревьев имеют свои особенности);
· плоды, семена деревьев и кустарников: их сравнение, нахождение по описанию, игры с ними;
· листопад, постепенное обнажение деревьев, смена их облика; сравнение листьев по цвету, величине, форме;
· на месте облетевших листьев почки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу»- покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму;
· на лугу желтеет трава, появляются сухости;
· на полях заканчивается уборка урожая, земли обрабатываются, подготавливаются к будущему посеву.
II Блок «Зима»
В блоке «Зима» предусматривается формирование у детей представлений:
· ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается, мало греет. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег; иногда бывает вьюга, метель. Растения приспосабливаются к суровым условиям зимы; деревья и кустарники замерзли, стоят без листьев, не растут; трава завяла, но под землёй у них сохранились корни и корневища.
· деревья находятся в состоянии покоя, «спят». Рассматривать кроны, ветки деревьев, структуру и цвет коры; сравнивать и узнавать деревья по стволу, форме, семенам; любоваться деревьями в инее, отмечать, на каких деревьях ( лиственных, хвойных) больше снега;
· наблюдать за состоянием парков, скверов, комнатными растениями в детском саду и дома.
III блок «Весна»
Работа направлена на расширение представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе:
· заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небо всё выше, с каждым днём даёт всё больше света и тепла. Тает снег, лёд, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для растений становятся с каждым днём лучше, поэтому они оживают: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, вырастает заново трава;
· в лесу издали видно, что крона деревьев чуть порыжела, она уже не такая прозрачная, как была зимой. Это зацвела серая ольха. Можно хорошо разглядеть буровато- красные сережки. Вслед за ольхой зацветает орешник, а затем красная верба, осина, ива;
· первые проталины ( снег только сошёл, а трава уже зелёная);
· первые цветы – подснежники, появление других цветов.
· в лиственном лесу весна уже в разгаре, а в ельнике ещё полно снега, солнцу трудно пробиться через густую хвою.
· пробуждение деревьев (сокодвижение, набухание и распускание почек, первая зелёно-дымчатая листва, светло- зелёный наряд деревьев).
· цветение черёмухи, вишни, яблони и других фруктовых деревьев.
IV блок «Лето»
Блок «Лето» знакомит детей с тем, что:
· день стал длиннее, ночь «белой» или короткой, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут тёплые дожди, бывают ливни с грозами, появляется радуга. Прекрасные условия для роста растений;
· под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветы, кустарники, деревья; после цветения появляются плоды, ягоды;
· зелень и окраска цветов становятся ярче; при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет;
· лето удивительно богато запахами цветов, трав, деревьев. В лесу пахнет можжевельник, сосна, черёмуха. Особый запах имеют грибы, земляника. Неповторимы запахи свежескошенной травы, молодого сена, таких трав, как мята, ромашка, чабрец. надо учить детей различать запахи, запоминать их;
· цветовой покров постепенно меняется. На лугу множество трав, цветов. Дети учатся наблюдать, видеть, слышать, ощущать; запоминать лекарственные травы, названия цветов, любуются красотой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
План взаимодействия педагогов с родителями
Взаимодействие педагогов с родителями реализуется посредством следующих активные формы работы:
· консультации;
· посещение семей воспитанников на дому;
· родительские собрания;
· участие в целевых прогулках , экскурсиях в лес;
· выставки детских работ из природного материала, изготовленных вместе с родителями;
· День добрых дел;
· День гостевания родителей;
· оформление фотомонтажей;
· участие родителей в создании уголка Природы, Уголка Леса;
· участие родителей в посадках клумб, теплицы, огорода;
· практикумы;
· семинар – практикум;
· родительские гостиные;
· семейный экологический вернисаж;
· дискуссии за круглым столом;
· участие родителей в экологических акциях;
· организация досугов природоведческого характера;
Этапы работы с родителями.
I этап: Организационный
Задачи:
1. Изучение педагогической компетентности родителей в области познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Теоретическое изучение методической литературы по работе с родителями и подбор ее.
3. Разработка перспективно – тематического плана работы с родителями.
II этап: Внедрение
Задачи:
1. Реализация перспективно – тематического плана работы с родителями.
2. Проведение промежуточного мониторинга по выявлению эффективности работы с родителями по решению выявленной проблеме.
III этап: Результативный
Задачи:
1. Определение эффективности работы с родителями по решению выявленной проблемы и определение перспектив дальнейшей деятельности.
2. Подготовка проекта перспективно – тематического плана на следующий период работы с родителями
Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к миру природы
1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно
3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество.
5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.