«Ақмола облысы білім басқармасының Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі
Пятигор ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа села Пятигорское отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»;
2022-2023 учебный год
Внеклассное мероприятие, посвященное 150-летию со дня рождения А.Байтурсынова, проводимое в рамках празднования Дня языков народа Казахстана
«Учитель нации»
Целевая аудитория: учащиеся 10 – 11 классов
Форма проведения: познавательный поединок
Ответственный: Тимофеева Е.И., учитель русского зыка и литературы
К 150-летию Ахмета Байтурсынова – поэта,ученого,
публициста…
Цель:
познакомить учащихся с жизненным и творческим путем великого сына казахского народа;
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну
Ход мероприятия:
I. Орг. Момент.
II. Просмотр странички новостей
https://khabar.kz/ru/news/obshchestvo/item/142383-150-letie-akhmeta-bajtursynova-prazdnuyut-v-almaty
III. Наш познавательный поединок посвящен жизни и деятельности великого сына казахского народа – Ахмета Байтурсынова.
Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной
заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образовании и науки,
сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Учитывая
неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народам, его называли «вождем
казахской интеллигенции».
Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист,
общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских
репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало
достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда
устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей,
как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек
Аймауытов, Мыржакып Дулатов, Алихан Букейханов.
Ахмет Байтурсынов – член партии «Алаш», редактор газеты «Казах». О жизни и деятельности А.Байтурсынова вы слышали на уроках истории Казахстана, казахском языке и литературе, но сегодня, в честь 150-летия этого выдающегося человека , мы более подробно познакомимся с его биографией . И вашему вниманию будет представлена книжная выставка, состоящая из работ А.Бвйтурсынова и книг о его жизни и деятельности, которую подготовила Кусаинова Ш.К., библиотекарь школы.
IV. Перед вами табло с вехами жизни Байтурсынова. Поединок заключается в том, чтобы вы, прочитав информацию определенного этапа жизни , рассказали ее другой подгруппе. Этапы жизни выбираете по желанию.
ü Детство
ü Деятельность. Просветительство.
ü Революция 1905-1907 и надзор полиции
ü Переводчик
ü Публицист
ü Реформы просвещения
Учащиеся раскрывают прочитанную (карточки) информацию подгруппам (группы сменного состава)
1. А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями.
Отец А.
Байтурсынова пользовался большим авторитетом у сородичей, был человеком
глубокого ума, умел защищать интересы своих земляков. Однажды в аул с отрядом
приехал начальник уезда, полковник Яковлев и устроил погром. Не вынеся
оскорблений, нанесенных царскими служителями, отец Байтурсынова вместе со
своими братьями Актасом и Сабалаком избили уездного начальника. За этот
поступок их обвинили в заговоре «против царя» и выслали на 15 лет в Итжеккен -
дальние сибирские края. Ахмету тогда было 13 лет.
Его, остававшегося беспризорным, один из уцелевших родственников отдает в
Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его с большими
трудностями и лишениями, А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения
образования и поступает в четырехлетнюю учительскую школу, основанную
выдающимся казахским просветителем Ибраем Алтынсариным. Одаренный от природы и
настойчивый по характеру Ахмет, перебиваясь с хлеба на воду, в 1895 году
заканчивает полный курс обучения.
2.
В 1896 году Ахмет едет в волость Батпак
Актюбинского уезда и работает учителем школы Ахметкерея Катыбакова, через
некоторое время переезжает в местечко Аулиеколь ныне Аулиекольский район
Костанайской области – на должность учителя школы. Затем Ахмет преподает в г.
Костанае в двухклассном русско-казахском училище.
Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами
оставила горькое впечатление у будущего поэта. В «Письме к матери», написанном
в 1909 году из Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет
так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий
след. Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в
Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе
киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго
учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных
русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе
Кустанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название
«Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей
Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесeт ощутимую
пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко
выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики
царского самодержавия.
3.
Революция 1905-1907 годов вызвала в нём
надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает
перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними
составляет петицию в адрес правительства в Петербурге.В годы наступления
реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают
Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму,
продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской
земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу
своего народа не прекращал.
4.
В те годы он писал стихи и сделал
перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник
«Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс
ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ.
Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в
Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов
глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее
просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам
относится начало пути А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу
казахского языка , он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии
появляются его научные исследования по языкознанию.
5.
1913-1917 гг. – примечательный период в
жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты «Казах», единственной тогда
на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих
статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с
богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному
совершенству.
6.
В бурные годы Февральской и Октябрьской
революций, как и многие представители российской и казахской интеллигенции,
А.Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содержании происходящих событий и
некоторое время находился под влиянием националистических настроений. Но вскоре
в 1919 году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых
националистических партий, он переходит на сторону советской власти, участвует
в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат
за подписью В.И. Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный
вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования
Казахской советской республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов
работает наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом
центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по
языкознанию и литературоведению.
7.
. В ходе гражданской войны советское
руководство, стремясь привлечь квалифицированных специалистов на сторону
революции, издает постановление ВЦИК от 4 апреля 1919
г., в котором, в частности, говорилось, что "киргизы (казахи),
принимавшие участие в гражданской войне против советской власти, а также члены
и сотрудники бывшего национального киргизского правительства
"Алаш-Орды" за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому
преследованию и наказанию не подлежат". После этого постановления многие
лидеры правительства "Алаш-Орды" перешли на сторону советской власти.
В августе 1919 года в статье "Революция и киргизы" Ахмет Байтурсынов
писал "Провозглашение "Декларации прав народов России" можно
считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я
могу от чистого сердца успокоить товарищей, что, предпочитая советскую власть
колчаковской, мы не ошиблись".
8.
Однако волна жестоких репрессий
обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала прежде всего казахская
творческая интеллигенция, перешедшая на сторону советской власти и по мере сил
служившая ей в последующие годы. С уничтожением таких личностей, как Ахмет Байтурсынов,
Алихан Букейханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и др. Серьезный урон
понесли наука и литература Казахстана. В те годы огромной популярностью
пользовались написанные Ахметом Байтурсыновым учебные пособия по родной речи,
учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 20-годы
несколько изданий.
20-30-е годы были также периодом становления науки в Казахстане. Крупным
центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало
общество изучения Казахстана. В работе естественно-георгафической,
этнографической и историко-археологической секций общества принимали участие
видные ученые С. Асфендияров, А. Затаевич, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов и др.
V. Просмотр видеоролика «Великое наследие» https://yandex.kz/video/preview/?filmId=3726889708100425243&text=150+лет+ахмета+байтурсынова&where=all
VI.
Заключительное слово учителя. В те же годы в Казахстане началось преследование деятелей
дореволюционной интеллигенции, которой инкриминировалась нелегальная
деятельность по воссозданию алаш-ордынского движения. Наряду с работой учителя
и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов
плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в
развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской
литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем
казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества,
пути его развития.
Однако его плодотворная научно-творческая деятельность в конце двадцатых годов
была насильственно прервана. В июне 1929 года он был на 10 лет арестован и
выслан в Архангельскую область, а жена и дочь отправлены в Томск. В результате
активного вмешательства А.М. Горького и Е. Пешковой через международную
организацию Красного Креста в 1934 году ему удается соединиться семьей и
вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора
постоянно преследует его. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова
арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в
застенках НКВД. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988
году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления.
Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского
народа.
И вот через много лет доброе имя А. Байтурсынова восстановлено, а его бесценные
творения возвращены народу. Память замечательного человека нашего земляка А.
Байтурсынова увековечена в г. Костанае. Его имя носит Кустанайский
Государственный Университет. В городском парке установлен памятник, одна из
центральных улиц города носит его имя.
Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии,
публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым,
составителем многих учебников, переводчиком, этнографам, но и автором многих
стихов, доступных для детей младшего возраста. Его стихи дети быстро запоминали
и по ним учились грамоте. Ахмет был великим Учителем с большой буквы детей и
взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и
культуры.
VII. Подведение итогов поединка. Рефлексия. Учащиеся перечисляют запомнившиеся факты из жизни деятеля.
VIII. Награждение активных участников поединка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.