Практическая работа: разработка технологической карты урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Пашкова Екатерина Викторовна |
Место работы |
МОУ «Средняя школа №8», г. о. Саранск |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
III четверть |
Тема урока |
«Пищеварительная система» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый уровень |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок обобщения и систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные: воспитывать правильное отношение к питанию и к своему здоровью, заострить внимание на профилактике кишечных заболеваний; повысить интерес к предмету, развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность. |
|
Метапредметные: развивать умения обсуждать проблему, реализовывать межпредметные связи, анализировать информацию, делать логические выводы, работать с раздаточным материалом, выполнять задания разного уровня сложности; развивать реакцию учащихся, умения давать быстрые ответы; развивать чувство ответственности за своих товарищей, умения работать в группах; |
|
Предметные: закрепить знания учащихся о строении и функционировании органов пищеварения, о нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения, скорректировать выявленные пробелы в знаниях. |
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): пищеварительная система, ротовая полость, пищевод, толстый отдел кишечника, тонкий отдел кишечника, желудок, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь, ферменты. |
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): таблицы, рисунки, раздаточный материал, проектор, электронная презентация. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||
Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
||||
“Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждения, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала”. Я начала сегодня урок со слов известного физиолога И.П.Павлова, ибо данные слова отражают какой-то процесс, происходящий в организме человека. Как вы думаете, о каком процессе идет речь?
|
||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
||||
«Разминка»: каждая команда получает тестовую работу на 10 вопросов (выбор одного правильного ответа из четырёх). На выполнение этого задания - 3 минуты. Если команда справилась быстрее - получает дополнительный балл. За каждый правильный ответ 1 балл, максимально 10 баллов.
|
||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
||||
Обобщить и систематизировать знания учащихся о пищеварительной системе, о строении и функциях органах пищеварения.
|
||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
||||
Текст № 1 Необходимо вставить пропущенные слова «Для активного действия ……………. желудочного сока необходимо температура пищи ……..С и …………. среда, создаваемая …………….. кислотой. Эта кислота убивает ………….., поступающие с пищей, размягчает волокнистую ……….» Текст № 2 Необходимо вставить пропущенные слова «Поступившая в ……… пища механически раздражает …………, находящиеся в ………………. оболочке желудка, возбуждение передается в ……………. Нервную систему и оттуда по …………… нервам достигает …………….желудка и они секретируют ………………… сок» Ответы: Текст 1: «Для активного действия ферментов желудочного сока необходимо температура пищи 37С и кислая среда, создаваемая соляной кислотой. Эта кислота убивает микробы, поступающие с пищей, размягчает волокнистую пищу». Текст 2: «Поступившая в желудок пища механически раздражает рецепторы, находящиеся в слизистой оболочке желудка, возбуждение передается в центральную нервную систему и оттуда по блуждающим нервам достигает желез желудка, и они секретируют желудочный сок».
По 0,5 балла за верный ответ, всего 6,5 баллов.
|
||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
||||
Отвечают на вопрос: Почему пища может обеззараживаться в ротовой полости? Каковы особенности строения глотки и пищевода, позволяющие продвигать пищу к желудку? Почему желудок может растягиваться и двигаться? Какую роль играет сфинктер, расположенный в месте перехода желудка в двенадцатиперстную кишку? Какие отделы имеет тонкий кишечник? (показ слайда) Почему в тонкой кишке переваривается пища, и усваиваются питательные вещества в кровь, лимфу? Назовите отделы толстого кишечника. (показ по слайду) Какую роль в нашем организме играет аппендикс? Почему в толстой кишке не происходит всасывание питательных веществ? Куда открывается главный выводной проток поджелудочной железы? Печень называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма». Что лежит в основе таких образных выражений? |
||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
||||
«Схема пищеварительной системы» Задание: расположить карточки со словами в правильной последовательности за 1-2 минуты. ротовая полость + зубы + язык (+ слюнные железы) глотка пищевод желудок тонкая кишка: двенадцатиперстная кишка (+ поджелудочная железа + печень) + тощая кишка + подвздошная кишка толстая кишка: слепая кишка с червеобразным отростком +ободочная + прямая кишка анальное отверстие Количество баллов: 2 – если без ошибок + 3 – по 1 баллу за каждую правильно расположенную железу . Максимум – 10 баллов. «+ физиология»
|
||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||
Подберите соответствующие учебные задания |
||||
«Строение и работа органов пищеварения» Группа готовит рассказ об одном из отделов пищеварительной системы, используя наглядный материал, учебник, рабочую тетрадь. Отделы: Ротовая полость, Желудок, Тонкий кишечник, Толстый кишечник. Время – 2 минуты. Выступление команды – до 3 минут. Максимально до 5 баллов.
|
||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||
Подберите соответствующие учебные задания |
||||
Выполнение теста
|
||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||
Подберите соответствующие учебные задания |
||||
|
||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
||||
«Проверочная работа» Вы послушали выступления своих товарищей, вспомнили всё о пищеварительной системе, теперь проверим свои знания. 1) Каждая команда получает карточку с заданием. Установите соответствие между отделами пищеварительной системы и процессами пищеварения в них:
|
||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
||||
Самооценивание и взаимооценивание
|
||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||
Этап 5.1. Рефлексия |
||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
||||
Выберите смайлик вашего настроения или Закончите предложения: Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ……………….. Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………
|
||||
Этап 5.2.Домашнее задание |
||||
Составить кроссворд на тему «Пищеварение» (работа с терминами)
|
||||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.