ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чекаева Светлана Эмануиловна, учитель-логопед
СП ДО МАОУ СОШ №36 г. Томска
Проблема нарушений письменной речи в целом, и оптической дисграфии, как наиболее распространенного вида дисграфии, в частности, является одной из наиболее актуальной на современном этапе логопедической практики [2]. Указанную проблему можно решить благодаря грамотно выстроенной системе преемственности детского сада и школы. Учитель-логопед на уровне дошкольного образования формирует те компетенции, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: пространственных представлений, зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза [2]. Особенно часто при оптической дисграфии встречаются следующие нарушения письма:
- искаженное воспроизведение букв на письме (нарушение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, добавление лишних элементов);
- замены и смешения оптически сходных букв [2].
Предпосылки оптической дисграфии можно заметить еще в дошкольном возрасте. Так, в процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерны нарушения зрительной памяти, мелкой моторики, отмечается неточность представлений о цвете, размере и форме предметов или объектов [1]. Соответственно, на уровне дошкольного образования в задачи учителя-логопеда входит профилактика развития рассматриваемого нарушения письменной речи.
В связи с тем, что ведущим видом деятельности на данном этапе детского развития является игра, целесообразно использовать её потенциал в профилактической и коррекционно-развивающей работе. В нашей практике для предупреждения оптической дисграфии у детей дошкольного возраста мы используем следующие виды игр и игровых упражнений:
1. «Назови, что видишь на картинке» – игровое упражнение направлено на развитие зрительного внимания, словарного запаса.
2. «Назови недорисованные предметы» – игра способствует уточнению и расширению объёма зрительной памяти.
3. «Назови предметы по их контурам» – игра помогает развитию зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений.
4. «Составь из деталей фигуру» – игра формирует навык работы с плоскостными головоломками, развивая пространственное мышление.
5. «Лабиринты» – подобные игры способствуют лучшему концентрации внимания, развитию пространственного мышления и графомоторных навыков. В процессе игр с лабиринтами мы учим ребёнка не просто выбирать путь наугад, а рассуждать, анализировать и творчески мыслить [3].
6. «Обведи по пунктиру и получи фигуру» (рисование по точкам) – данный вид игровых упражнений помогает развивать мелкую моторику рук ребенка, формировать графомоторные навыки, вырабатывает навыки ориентировки на листе, способствует развитию глазомера. Рисование по точкам для детей является также прекрасным способом развития образного мышления, воображения и фантазии.
7. «Игры-ходилки» – направлены на ориентировку в пространстве, а также способствуют социально-коммуникативному развитию.
Результаты диагностики дошкольников подготовительной группы по таким параметрам, как «Графомоторные навыки», «Ориентировка в пространстве» и «Память», позволяют говорить об эффективности использования представленных игр и игровых упражнений (диаграмма 1).
Диаграмма 1
По итогам сравнительного анализа показателей на начало и конец учебного года, можно сделать следующие выводы: к концу учебного года воспитанники овладели высоким уровнем развития графомоторных навыков (уверенно владеют пишущим предметом 80% детей); 72% детей научились ориентироваться в пространстве листа, понимают значение пространственных направлений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая или правая сторона, левый или правый угол; у 65% воспитанников отмечается значительное улучшение зрительной памяти, что является большим успехом для будущих первоклассников.
Список использованных источников
1. Александрова, Е.С. Альбом для профилактики дисграфии. Визуальные ряды / Е.С. Александрова. – Москва: Литера, 2017. – 32 c. – Текст: непосредственный.
2. Асташина, И.В. Почему ребенок путает буквы, или Оптическая дисграфия. Профилактика нарушений письма у школьников. Рабочая тетрадь / И.В. Асташина. – Москва: Феникс. – 2022. – 95 с. – Текст: непосредственный.
3. Воронина, Т.П. Дисграфия, или, почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина. – Москва: Феникс, 2023. – 95 c. – Текст: непосредственный.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.