Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 16.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Описание здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда.
Иконка файла материала здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда.docx

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Использование здоровьесберегающих     технологий на логопедических занятиях»

 

 

 

 

 

 

Учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Онуфриенко Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черняховск

В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях позволяет решать ряд задач:

v      Повышает речевую активность дошкольников.

v     Развивает речевые умения и навыки.

v     Активизирует познавательный интерес.

v     Развивает общую, мелкую и артикуляционную моторику.

v     Увеличивает концентрацию внимания, объем памяти, работоспособность.

В своей логопедической практике я применяю следующие   здоровьесберегающие технологии:

   Артикуляционная гимнастика. Которая позволяет выработать четкость и точность артикуляционных движений необходимых для правильного произношения.

Артикуляционная гимнастика с бионергопластикой

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

·  «био» - человек как биологический объект;

·  «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий;

·  «пластика» - плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Принцип биоэнергопластики - сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

·  развитие артикуляционной, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

·  значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;

·  обеспечение успешности ребенка;

·  развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;

·  благотворное воздействие на психику ребенка,

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Дыхательная гимнастика помогает корректировать у детей речевое дыхание и формировать навыки самоконтроля за ним.

 Гимнастика «Лечебные звуки» (по М. Лазареву). Данные упражнения эффективны для профилактики болезней горла и верхних дыхательных путей.

Массаж  и самомассаж биологически активных зон.

При систематическом проведении улучшает функции рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга. Служит для активизации иммунитета детей.

   Самомассаж осуществляется с помощью  различных приспособлений:

·Массажных мячиков;

·Шестигранных карандашей;

·Бельевых прищепок;

·Ватных палочек;

·Щёток массажных;

·Губок;

·Бигуди;

·Сосновых шишек;

·Грецких орехов;

·Массажных ковриков;

Су – Джок терапия

Стимулирует высокоактивные точки органов и систем организма расположенных на кистях рук. Вызывает положительный эмоциональный настрой у дошкольников, благотворно влияет на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую моторику рук, а тем самым способствует развитию речи детей.

Пальчиковая гимнастика

И.П.Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение.

Песочная терапия. Сухой бассейн.

Игры на песке, взаимодействие с крупой, горохом, фасолью одна из форм естественной деятельности дошколят, поэтому они позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, развивают мелкую моторику.

«Волшебный мешочек»

Является одним из элементов комплексного сенсорного воспитания дошкольников. Развивает не только мелкую моторику рук, но и снимает психическое напряжение у ребенка, помогает «включить» в коррекционную работу «неговорящих» детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Зрительная гимнастика.

Служит для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста, снимает мышечное напряжение, расширяет зрительное поле.

Логопедическая ритмика.

       Корректирует координацию движений, формирует чувство ритма, слуховое внимание, восприятие и память, развивает ориентировку в пространстве и собственном теле;

 Закрепляет правильное произношение, воспитывает умение и желание взаимодействовать с другими детьми.

        Данные здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей-логопатов и помогают сохранить здоровье дошкольников и создать условия для полноценного психо-физического развития.

 


 

Посмотрите также