Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Елабужская школа №7 для детей с ОВЗ»
Авторская программа
Творческая мастерская «Юный скульптор»,
на 2024/2025 учебный год
Количество часов: 34
Уровень: базовый
Учитель-дефектолог: Тетерина М.В.
Елабуга, 2024
Содержание
1. Актуальность программы.
2. Структура документа.
3. Цели и задачи программы.
4. Особенности возрастной группы.
5. Принципы и подходы к формированию программы.
6. Содержание обучения
6.1 Тематическое планирование творческой мастерской.
7. Форма контроля.
8. Список литературы.
I. Пояснительная записка
1. Актуальность
В современном ритме жизни так хочется иногда остановиться и отдохнуть. Перевести дух и заняться чем-то особенным и полезным. В эру цифровизации особенно приятно сделать что-то своими руками, создать уникальную вещь. Лепка- один из самых увлекательных и интересных видов художественного творчества. Занятия лепкой - отличная арт-терапия.
В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Занятия лепкой способствуют приобщению детей с ОВЗ к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира.
Творческая мастерская «Юный скульптор» направлена на развитие детей с синдромом Дауна. Дети с синдромом Дауна имеют особенности в формировании мелкой моторики, моторика развивается медленнее, из-за чего начинается заметное отставание в развитии. Работа с воздушным пластилином обладает огромным терапевтическим эффектом, она исцеляет, успокаивает и развивает психомоторные навыки, которые особенно страдают у детей с синдромом Дауна. Тактильная чувствительность детей с синдромом Дауна – мощный стимул развития у них восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие декоративно – прикладным творчеством является эффективным средством в развитии детей с ограниченными возможностями. Кроме того, это способствует приобщению ребёнка к высшим духовным ценностям, развитию его воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей.
Создание ребёнком даже самых простых фигур - творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал. Поделку из воздушного пластилина ребенок сможет очень долго хранить или подарить дорогому родственнику, ведь она застынет и превратится в игрушку. Дети могут создавать из зефирной полимерной глины бесконечное множество образов: любимых мульт героев, животных, героев сказок. И чем больше ребенок лепит из такой массы для лепки, тем чаще находит новые идеи и способы.
Данная программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. Она рассчитана на самый широкий круг воспитанников без каких-либо ограничений.
В кружок принимаются учащиеся, желающие научиться создавать что-то уникальное, при этом получить терапевтическую пользу. Лепка даёт возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Это самый простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность и своё творческое начало. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью. Творческая мастерская развивает у учащихся пространственное мышление, фантазию, воображение, логическое мышление, помогает развиваться в эстетическом направлении. Настоящая программа рассчитана на 34 часа и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 30 минут 2 раза в неделю.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем.
С этой целью целесообразно проводить экскурсии в музеи, галереи, на выставки, где расширится кругозор, творческое воображение, поможет созданию художественного образа.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие лепкой помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, при правильной организации занятий развиваются умственные способности учащихся.
2. Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание, календарное планирование
3. Цели и задачи кружка:
- Создать атмосферу для благоприятной творческой деятельности, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из воздушного пластилина.
- Эмоциональная реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями средствами пластилинотерапии
- Создание условий для развития эстетического восприятия, творческих способностей, снижение тревожности и страхов у детей с ОВЗ
- Освоение знаний об основных понятиях лепки, её особенностях и специфике. Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим воспитанием. На основе интереса детей к лепке развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих возможностей, знакомить с современными направлениями в декоративно-прикладном искусстве. Изучая данный курс, школьники овладевают первоначальными различными техниками работы с воздушным пластилином, инструментами и различными приспособлениями.
-развитие познавательных интересов и творческих способностей;
- развитие у детей усидчивости, умения самовыражаться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.
- формирование способности и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и социально-ответственному поведению в жизни.
4. Задачи:
Привлечь детей с ОВЗ к занятию лепкой. Повышать уровень мастерства учащихся.
Развивать мелкую моторику.
Познакомить с основами знаний в области композиции и цветоведении.
Подготовка учащихся к творческим конкурсам и выставкам.
Укрепление дружбы между учащимися.
Повышать уровень мастерства учащихся.
Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года.
Особенности возрастной группы
Возраст учащихся 2-6 класс, 8-12 лет. Набор в группу свободный, состав постоянный.
Принципы и подходы к формированию программы.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов детей с ОВЗ, развитие умственных способностей и физического здоровья, активизация различных отделов коры головного мозга.
Режим занятий: 34 часа в год- 2 раз в неделю по 30 минут.
II Содержание обучения
№п/н |
Наименование темы |
Всего отведено кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Освоение элементарных основ скульптуры |
8 |
2 |
6 |
2 |
Работа с пластическим материалом |
6 |
2 |
4 |
3 |
Декоративные изделия близкие по форме к геометрическим телам |
13 |
3 |
10 |
4 |
Народная игрушка |
7 |
3 |
4 |
|
Итого |
34 |
10 |
24 |
Тематический план работы творческой мастерской.
№ п/н |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Освоение элементарных основ скульптуры (8) |
|||
1 |
Знакомство с воздушным пластилином |
1 |
Знакомство с оборудованием творческой мастерской и рабочими материалами скульптора. Выявление интересов, способностей и уровня подготовки обучающихся. |
2. |
Понятие «лепка», история зарождения. |
1 |
Показ иллюстраций с образцами монументальной скульптуры. Понятие «художественная лепка». Материалы и инструменты для работы, организация рабочего места |
3 |
Основные приёмы лепки |
1 |
Знакомство с приёмами скатывания и раскатывания пластилина. Знакомство с приёмами сплющивание, вдавливание |
4. |
Технология смешивания цветов |
1 |
Смешивание пластилина для получения новых цветовых решений |
5. |
Выполнение несложной композиции |
2 |
Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика» |
6. |
Выполнение упражнения на отработку навыков лепки. |
2 |
Беседа, просмотр презентации. Отработка приемов лепки. Учимся раскатывать элементы (шарики, колбаски, вырезать стеками). |
Работа с пластическим материалом. (6) |
|||
7 |
Лепка овощей и фруктов, близких по форме к геометрическим телам |
3 |
Лепка с натуры и по памяти различных овощей, фруктов, близких по форме геометрическим телам (яблоко, помидор, огурец, морковь, груша, перец и т.д.). В результате учащиеся учатся анализировать форму предметов и лепить основные геометрические тела (шар, цилиндр, конус) |
8 |
Рельеф. Декоративный натюрморт из овощей и фруктов |
3 |
Первое знакомство с рельефом. Составление композиции простого натюрморта из овощей и фруктов (используются работы предыдущих заданий). Получение рельефного изображения путем разрезания пополам круглой скульптуры |
Декоративные изделия близкие по форме к геометрическим телам(13) |
|||
9 |
Лепка фигурки животного |
4 |
Беседа о свойствах материала и способах лепки. Учащиеся учатся лепить из одного куска глины способом вытягивания, а так же соединять детали глиняного изделия. |
10 |
Сказочная птица |
3 |
Лепка фигурок птиц, использование уже приобретенных знаний в работе с пластилином (работа из комка, работа пластом, декорирование) |
11 |
Цилиндрическая карандашница |
2 |
Знакомство с техникой лепки из пластилинового пласта. Лепка карандашницы цилиндрической формы. После изготовления цилиндрической формы карандашницы её украшают. |
12 |
Копилка шарообразной формы |
2 |
Лепка сосуда шарообразной формы. Изучение техники лепки шара методом «защипа». После изготовления основной формы копилки её украшают. |
13 |
Шкатулка в форме четырехугольной призмы |
2 |
Продолжение изучения техники лепки из глиняного пласта. Лепка шкатулки в форме куба. После изготовления основной формы шкатулки её украшают |
Народная игрушка(7) |
|||
14 |
Пластилиновая игрушка «Свистулька» |
2 |
Знакомство с традиционными способами лепки народной игрушки. Лепка туловища для свистульки выполняется из пласта методом «вареника». Учащиеся знакомятся с выполнением свистка и элементов декора. |
15 |
Народная игрушка «Барыня» |
3 |
Знакомство с традиционными способами лепки народной игрушки «Барыня». Лепка туловища ведется из цельного куска пластилина способом вытягивания. Учащиеся практикуются в выполнении лепных элементов украшения глиняных игрушек |
16 |
Народная игрушка «Конёк» |
2 |
Знакомство с традиционными способами лепки народной игрушки. Лепка туловища ведется из цельного куска глины способом вытягивания. Учащиеся лепят на выбор игрушку «Конёк» или «Козлик» |
III. Форма контроля.
Одной из форм текущего контроля является
проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся.
IV. Список учебно-методической литературы
Литература:
1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979
2. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998
3. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.
5. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2004. с. 8-20
8. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. - М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
9. Хессенберг К. Скульптура для начинающих. М.: АРТ-РОДНИК, 2006.
10. Хоаким Чавара.Ручная лепка, Москва, Астрель 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.