"Формирование монологической речи учащихся с ОВЗ на уроках чтения"
Оценка 4.7

"Формирование монологической речи учащихся с ОВЗ на уроках чтения"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
дефектология
11 кл +1
27.08.2024
"Формирование монологической речи учащихся с ОВЗ на уроках чтения"
В статье дано описание видов деятельности учителя и обучающихся с ОВЗ на уроках чтения, способствующих развитию связной речи детей с нарушением интеллекта.
Формирование монологической речи....docx

           КГОБУ «Партизанская КШИ»

 

    «Формирование монологической   речи учащихся с ОВЗ  на уроках чтения»

Клименко Е. В., учитель русского языка и литературы.

 

            Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Иными словами, связная речь – это сложное целое, которое представляет собой две или более группы предложений, подчиняющихся единой теме и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом.

Связная речь, так же как и предложение, служит целями коммуникации, но на более высоком уровне.

Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь. Их объединяет единая целевая установка: выполнение функции общения.

В своей работе по развитию связной речи учащихся я определила для себя следующую цель: формировать связную устную и письменную монологическую речь и поставила перед собой следующие задачи:

- развитие умения логично, лаконично, последовательно излагать свои мысли;

- обогащение словарного запаса, усвоение новых слов и значений;

- развивать познавательные интересы учащихся, обеспечить речевую практику;

- развивать умение самоконтроля при общении.

Формирование связной речи у детей – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Развитие связной речи детей с ОВЗ опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (слова, предложения, звуки)

Дети данной категории быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи словарь беден, ограничен, они затрудняются в лексическом толковании слов, испытывают трудности в подборе синонимов, антонимов, каждое седьмое слово в тексте им непонятно. Ограниченность лексико-грамматических средств наиболее ярко обнаруживается при попытке рассказать о чем-либо, описать тот или иной предмет, доказать что-либо, сделать вывод из рассуждения и т.д.

Большое значение для развития речи имеют уроки русского языка и литературы. Основой для речевой практики на уроках литературы становятся тексты произведений, проанализированные с учащимися, подкрепленные сопоставлением с их собственным опытом, рассматриванием картин, просмотром видеофильмов, выполнением практических работ. Большую роль играет чтение книг, рассказов, прослушивание текстов с последующим обсуждением и беседой по содержанию, выразительное чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок, решение кроссвордов, в старших классах получают задание написать сообщение или реферат на определённую тему, пытаемся составлять синквейн, хорошо помогает развивать диалогическую и монологическую речь различные ролевые игры и инсценирование отрывков произведений. Выполняя подобные задания ребёнок как бы умножает свой жизненный опыт, развивает мышление, речь, память, вырабатывает мировоззрение.

На уроках русского языка источниками развития связной речи является грамматический, орфографический и синтаксический разборы, анализы текста, работа с картиной, уточнение представлений школьников после проведенной экскурсии или внеклассного мероприятия.

Работа, направленная на развитие связной устной речи, на любом из уроков русского языка начинается с упражнения учащихся в диалоге. Основной вид упражнения – беседа учителя с учениками, переходящее в монологическую речь. Её форма может быть непринужденной, не стесненной строгими рамками полных ответов на вопросы. Вместе с тем, учитывая, что речевая практика детей с тяжелыми нарушениями речи предельно ограничена и что одним из условий построения связного высказывания является развернутая форма предложений, наряду с непринужденным разговором осуществляется постоянная тренировка школьников в полных ответах на вопросы.

В процессе занятий также учу детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками – одна из форм выражения речевой активности.

С целью развития связной монологической речи в своей работе использую следующие виды упражнений:

1.Последовательный (выборочный, краткий, творческий) пересказ прослушанного или прочитанного текста по вопросам учителя, по опорным картинкам, по коллективно составленному или самостоятельно составленному плану.

2.Составление рассказа из отдельных предложений или абзацев, данных непоследовательно.

3. Составление рассказа по картине.

4. Составление рассказа на определённую тему.

5 Составление связного рассказа на лингвистическую тему по вопросам.

6. Поиск «поломки» в тексте и её исправление. «Редактирование» текста.

7. Пересказ отредактированного текста.

8. Письменные изложения и сочинения с предварительной подготовкой.

9. Пересказ текста с изменением лица рассказчика.

10. Инсценирование фрагмента произведения и т.д.

В процессе работы над связной речью учащиеся приобретают следующие умения: отличать связное высказывание от набора отдельных предложений; определять тему текста; выделять идею произведения; соотносить заглавие и содержание текста; выбирать среди данных заголовков наиболее соответствующий  теме или идее, самостоятельно озаглавливать текст; находить части текста, определять  границы предложений и порядок следования предложений в тексте; устанавливать логическую связь между частями текста и предложениями; находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их.

Работа, направленная на решение всех вышеназванных задач на уроках русского языка и литературы, специальная работа по формированию навыков построения связных высказываний в значительной степени способствует совершенствованию речевой практики учащихся. Готовит детей к развернутым высказываниям на уроках труда, истории, географии, биологии, а главное помогут им полнее реализовать себя при выходе из школы.


 

КГОБУ «Партизанская КШИ» «Формирование монологической речи учащихся с

КГОБУ «Партизанская КШИ» «Формирование монологической речи учащихся с

Большое значение для развития речи имеют уроки русского языка и литературы

Большое значение для развития речи имеют уроки русского языка и литературы

Работа, направленная на решение всех вышеназванных задач на уроках русского языка и литературы, специальная работа по формированию навыков построения связных высказываний в значительной степени способствует…

Работа, направленная на решение всех вышеназванных задач на уроках русского языка и литературы, специальная работа по формированию навыков построения связных высказываний в значительной степени способствует…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2024