Практическая работа № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО[1].
Задание 1. Проанализируйте содержание УМК на соответствие содержанию ПРП. Результат зафиксируйте в таблице.
УМК (предмет, класс) |
Содержание учебного материала |
|
Наличие элементов содержания согласно ПРП |
Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП |
|
УМК А.Г. Мордкович «Алгебра. 8 класс» (издательство «Мнемозина»)
|
Раздел 1. Числа и вычисления Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа.
Раздел 2. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.
Раздел 3. Уравнения и неравенства. Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.
Раздел 4. Функции. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x2, y = x3, . Графическое решение уравнений и систем уравнений. |
Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными(согласно УМК изучается в 9 классе).
Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы (согласно УМК изучается в 9 классе).
Функция y = x3(согласно УМК изучается в 9 классе).
|
Задание 2. Проанализируйте учебные задания (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Тема: Числовые и буквенные выражения. УМК Виленкин Н.Я. Математика, 5 класс.
№ |
Вид метапредметного результата |
Учебные задания |
1 |
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых процессов обучающихся: умение работать с информацией, применение логических исследовательских операций. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий, классифицировать, обобщать, сравнивать, анализировать; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в данных, наблюдениях, утверждениях; выбирать способ решения задачи. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы, как исследовательский инструмент, формулировать вопросы, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формулировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать форму представления информации, иллюстрировать решаемые задачи при помощи схем, диаграмм, иной графикой; оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
|
297. Найдите значение выражения: а) (18 + 15) + (34 +
22); г) 56 • 3 - 132 : 11; 298. Запишите выражение: а) сумма 7 и а;
в) сумма у и a - 4; 300. Назовите слагаемые в сумме: а) (18-7)+14; в)
(а - 13) + (b - 86); 301. Назовите уменьшаемое и вычитаемое в разности: а) (а+ 56)- 32;
в) (86 + 53) - (k + 7);
302. Выражение (а + 3) - (с - 2) можно прочитать так: «разность выражения а плюс 3 и выражения с минус 2». По этому образцу прочитайте выражения: а) (а - b) + 5;
в) 3 - (х + 5); 303. Найдите значение выражения: а) (135 + n) - 23, если n = 73; 65; 0; 305. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение: а) В одном мешке было 46 кг зерна, что на 18 кг меньше, чем во втором мешке. Сколько килограммов зерна было в обоих мешках вместе? 306. Одному брату х лет, а другой брат старше его на 5 лет. Сколько лет другому брату? Составьте выражение и найдите его значение при х = 8; 10; 12.
|
2 |
Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения устно и письменно; давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с другими участниками диалога, обнаруживать сходство и различие позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, определять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей. |
304. Заполните таблицу:
При каких значениях а; а) 16 - а меньше, чем а + 12; 313. На координатном луче отмечены точки А(1) и В(а) (рис. 40). Отметьте на этом луче точку М(а + 3) и точку Р(а - 2).
314. На координатном луче отмечены точки А(b) и В(4) (рис. 41). Отметьте на этом луче точки С(b + 4) и D(b - 4).
311. Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АК, если АВ = х см, КВ = 3 см. Составьте выражение и найдите его значение при х = 12; 9; 6.
|
3 |
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок, жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решения с учетом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретенному опыту. |
299. Запишите выражение: а)
сумма 19 + 5 и 18 - 3; г) разность х + 8 и b - 9; 308. В полдень термометр показал температуру t°C, а к полуночи температура опустилась на р °С. Какую температуру показывал термометр в полночь? Составьте выражение и найдите его значение: а) при t = 25, р = 7; б) при t = 34, р = 14. 309. Брату х лет, а его сестра на а лет моложе. Сколько лет сестре? При любых ли значениях х и а задача имеет смысл? Имеет ли она смысл, если х = 6, а = 8?
|
Критерии оценивания: обоснованность / необоснованность заключений о соответствии / несоответствии содержании учебного материала и методического аппарата УМК требованиям ПРП.
Оценка: зачет / незачет.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.