ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ БЛОК-СХЕМ АЛГОРИТМОВ
Цель работы: научиться составлять алгоритмы графическим способом (блок-схем)
Этапы решения задачи на ЭВМ. Работа по решению любой задачи с использованием компьютера включает в себя шесть этапов
1) постановка задачи
2) формализация задачи
3) построение алгоритма
4) составление программы на языке программирования
5) отладка и тестирование программы
6) проведение расчетов и анализ полученных результатов
Часто эту последовательность называют технологической цепочкой решения задачи на ЭВМ.
На этапе постановки задачи следует четко определить, что дано и что требуется найти. Важно описать полный набор исходных данных, необходимых для решения задачи На этапе формализации чаще всего задача переводится на язык математических формул, уравнений и отношений. Если
решение задачи требует математического описания какого-то реального объекта, явления или процесса, то ее формализация равносильна получению соответствующей математической модели
Третий этап — это построение алгоритма. Опытные программисты часто сразу пишут программы на определенном языке, не прибегая к каким-либо специальным средствам описания алгоритмов (блок-схемам, псевдокодам), однако в учебных целях полезно сначала использовать эти средства, а затем переводить полученный алгоритм на язык программирования
Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем. В школьном курсе информатики с понятием алгоритма и
методами построения алгоритмов ученики знакомятся на примерах учебных исполнителей: Робота, Черепахи, Чертежника и др. Эти исполнители ничего не вычисляют. Они создают рисунки на экране, перемещаются в лабиринтах, перетаскивают предметы с места на место.
Данные и величины. Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными. По отношению к программе различают исходные, окончательные (результаты) и промежуточные данные, которые получают в процессе вычислений.
В каждом языке программирования существует своя концепция и своя система типов данных. Однако в любой язык входит минимально необходимый набор основных типов данных: целые вещественные, логические и символьные. С типом величины связаны три ее свойства: множество допустимых значений, множество допустимых операций, форма внутреннего представления.
Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).
Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:
Пример №1: Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам.
Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.
Составим алгоритм решения подобных задач:
1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a,b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal. Запишем условие в более кратком виде.
Дано: a,b
Найти: S,P
Блок-схема:
Словесное описание алгоритма:
Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:
1) Описание переменных;
2) Ввод значений сторон прямоугольника;
3) Расчет площади прямоугольника;
4) Расчет периметра прямоугольника;
5) Вывод значений площади и периметра;
6) Конец.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.