Урок географии в 7 классе
Тема: Практическая работа №4 «Составление сравнительной характеристики рек различных материков»
Цель работы: закрепить практические умения и навыки составления сравнительной характеристики рек по картам атласа, тексту учебника, справочнику
Оборудование: карты атласа, учебники, справочники
Ход работы
1. Актуализация знаний.
· Что такое исток реки?
· Место, откуда река берёт своё начало.
· Что такое устье реки?
· Место впадения реки в какой-либо водоём или более крупную реку.
· Что такое речная система?
· Река со всеми её притоками.
· Что такое бассейн реки?
· Территория, с которой река собирает воду.
· Перечислите типы питания рек.
· Дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное.
· Что такое режим реки?
· Определённый график наступления половодья, паводка, межени — периодические колебания уровня воды в реке.
2. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика рек Амазонка и Нил
Параметры сравнения |
Амазонка |
Нил |
|
Исток (высота над уровнем моря) |
слияние рек Мараньон и Укаяли, 4 840 м |
озеро Виктория |
|
Направление течения |
с запада на восток |
с юга на север |
|
Устье |
Атлантический океан |
Средиземное море |
|
Длина реки |
6992 км |
6852 км |
|
Основные притоки |
Правые |
Укаяли, Журуа, Пурус, Мадейра, Журуэна |
Атбара, Голубой Нил, Собат |
Левые |
Напо, Риу-Негру, Иса |
Белый Нил |
|
Какие притоков больше? |
правых |
правых |
|
Размер бассейна |
7,18 млн. км2 |
3,4 млн. км2 |
|
Характер течения |
в верховья горный, порожистый, далее равнинный |
дождевое, подземное |
|
Тип питания |
дождевое, в верх. ледниковое |
дождевое, подземное |
|
Факторы, влияющие на тип питания |
режим увлажнения территории, нахождение истоков в горах |
режим увлажнения территории |
|
Особенности режима реки |
весенне-осенний max., полноводна круглый год |
летний max., вызван муссоном |
|
Факторы, влияющие на режим реки |
климат, который обуславливает разное время паводка у правых и левых притоков |
особенности географического положения и соответствие климата, расхода воды в Белом и Голубом Ниле |
|
Хозяйственное использование |
крупная транспортная артерия, рыболовство |
транспортная артерия, орошение |
3. Сделайте вывод.
Объясните выявленные в ходе сравнения черты различия и их причины.
В ходе сравнения были выявлены различия в режиме рек, характере течения, типе питания. Они обусловлены разными географическими положениями рек и направлением течения. Многоводность Амазонки можно объяснить субширотным направлением течения в пределах экваториального пояса. Нил же протекая субмеридионально теряет много воды при пересечении тропических пустынь.
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.