Практическая работа по информатике

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическая работа №66.docx

Практическая работа

 

Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Переход от неформального описания к формальному.

 

Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.

 

1.  Цель работы: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

 

 

2.  Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal.

 

 

3.   Краткие теоретические сведения.

 

 

 

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968 -1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

 

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

 

                    Прост для обучения.

                    Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

 

                    Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

 

                    Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

 

                    Надежность разрабатываемых программ.

 

 

Турбо Паскаль - это система программирования , созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо

 

в      названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

 

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой


 

 

30


программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

 

Основные файлы Турбо Паскаля:

 

                    Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;

 

                    urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;

                    Turbo.tp - файл конфигурации системы;

 

                    Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS,

 

PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

 

Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:


 

 


 

 

с   помощью "мышки";

с   помощью клавиши F10;

 


                    с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы

 

в   меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

 

 

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

 

Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.


 

 

31


Общие горячие клавиши:

 

                    F1 - выводит окно подсказки;

                    F2 - сохраняет файл активного окна;

                    F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;

 

                    F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;

                    F5 - масштабирует диалоговое окно;

                    F6 - переходит к следующему открытому окну;

                    F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь

процедур;

                    F8  -  запускает программу в режиме отладки, минуя вызов

 

процедур;

                    F9 - компилирование программы в текущем окне;

                    F10 - возвращение в меню.

 

 

Команды меню File:

 

                    Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

 

                    New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

 

                    Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

 

                    Save as - сохранить с новым именем,

                    Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

 

                    Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

 

                    Print - печать файла,

 

                    Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

 

                    DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

 

                    Exit - выход и выгрузка из памяти.

 

 

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

 

1.                 Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

 

2.                 Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

3.                 раздел описания модулей (uses);


 

 

32


o        раздел описания меток (label);

 

o        раздел описания констант (const);

o        раздел описания типов данных (type); o раздел описания переменных (var);

o раздел описания процедур и функций; o раздел описания операторов.

 

Общая структура программы на языке Паскаль:

 

Рrogram  ИМЯ..;  {заголовок  программы}

Uses          ...;           {раздел          описания           модулей}

Var    ..;     {раздел       объявления       переменных}

...

Begin {начало исполнительной части программы}

...                                                                        {последовательность

...                                                                                               операторов}

End. {конец программы}

 

Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

 

Program Summa;

Uses

Crt;{Подключаем модуль Crt}

 

Var

number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число} number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число} rezult {переменная, в которой будет содержаться результат} :integer; {указывает тип целых чисел}

 

Begin

 

ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt} Write ('Введите первое число ');

 

{Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number1);

 

{Введенное пользователем число считываем в переменную number1} Write ('Введите второе число ');

 

{Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number2);

 

{Введенное пользователем число считываем в переменную number2} rezult := number1 + number2;

 

{Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult} Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult); {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи} Readln;{Процедура задержки экрана}

 

End.


 

 

 

 

33


4.   Задание

 

Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.

 

 

Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

 

Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Ответьте на вопросы:

 

1.                 Какое назначение переменных number1, number2, rezult?

2.                 Что обозначает строка:   number1, number2, rezult : integer; ?

3.                 Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.

 

4.                 Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?

 

5.                 Как вы понимаете запись:  readln(number1); ?

6.                 Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult := number1 + number2; ?

 

7.                 Что делает оператор присваивания в этой программе?

 

 

Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.

 

 

Задание 4. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программы таблицу:

 

№ п/п

Параметры прямоугольника

 

 

 

 

 

Длина

Ширина

Площадь

 

 

 

 

1.

1

10

 

 

 

 

 

2.

7

14

 

 

 

 

 

3.

5

7

 

 

 

 

 

4.

8

8

 

 

 

 

 

5.

4

12

 

 

 

 

 


 

34


5.  Содержание отчета Отчет должен содержать:

1.                 Название работы.

2.                 Цель работы.

3.                 Задание и его решение.

4.                 Вывод по работе.

 

 

 

 

6.   Контрольные вопросы

 

 

 

1.                 Что такое среда программирования?

2.                 Опишите среду программирования Тurbo Pascal.

3.                 Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?

 

4.                 Какова структура программы на языке Pascal?

5.                 Как осуществить запуск программы?

 

 


 

Посмотрите также