АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Задание 1
Приведите в соответствие левую и правую колонки, сопоставив философа и основные моменты его учения:
1. Фалес |
A. Количественные отношения как суть вещей; число как первооснова существующего; впервые использовано слово «философ» |
2. Анаксимандр |
B. Вода как первоначало вещей; наивный материализм |
3. Анаксимен |
C. Основатель диалектики; огонь как первооснова существующего; Логос как всеобщий закон, объективная закономерность существующего |
4. Пифагор |
D. Мир един, в нем нет никакого множества отдельных вещей. «По истине» существует только единство, а множества нет. Истинное бытие едино, неподвижно неделимо. |
5. Парменид |
E. Апейрон, беспредельное и неопределенное начало, первая абстракция материи |
6. Зенон |
F. Воздух как первоначало вещей; наивный материализм |
7. Гераклит |
G. Апории; доказательства невозможности мыслить движение без противоречий; отрицание существования движения |
8. Демокрит |
H. Первоосновой бытия являются атомы и пустота. Атомы – мельчайшие неделимые материальные частицы. Пустота – пространство, в котором движутся атомы – соединяются и распадаются. |
Задание 2
Приведите в соответствие левую и правую колонки, сопоставив содержание учения и его название:
1. Древнегреческий философ Фалес в качестве первоначала существующего называл воду (водоподобную материю). |
A. Объективный идеализм |
2. Древнегреческий философ Пифагор считал, что в основе мира лежит число. При этом число понимается как духовное начало. |
B. Диалектика |
3. Древнегреческий философ Гераклит считал, что все в мире находится в непрерывном процессе изменений. Ему принадлежат высказывания «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». |
C. Метафизика |
4. Парменид утверждал, что истинное бытие «едино, неподвижно, неделимо». Его ученик Зенон доказывал, что нельзя мыслить движение, не впадая при этом в противоречия. Таким образом, и Парменид, и Зенон отрицали движение. |
D. Наивный материализм |
Задание 3
Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова. Используйте правильный падеж.
Философия Сократа.
Сократ – афинский философ, ……(1)…… в философии. По профессии Сократ был скульптором. Однако всю свою жизнь посвятил занятиям ……(2)…….. Философия Сократа содержала в себе критику демократии Афин, что привело к тому, что Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни («официально» Сократ был обвинен в религиозном вольномыслии).
Подход к пониманию сущности философии – софийный, то есть философия понимается как …….(3)…….. Именно благодаря Сократу термин философия становится общеупотребительным.
Согласно Сократу, философия – не умозрительное рассмотрение природы, а …….(4)…….. Но любое искусство (включая искусство жить) требует знания. Поэтому первоначальным вопросом философии является вопрос о сущности знания. ……(5)…… – понятие о предмете. Оно достигается посредством определения понятия. Для выяснения определения понятий Сократ пользовался особым методом, который называл ……(6)……. . Диалектика Сократа – это искусство вести диалог. Диалектический метод познания имеет три стороны: «ирония»; «майевтика»; «эпагогика» (индукция).
Первая ступень, ступень ……(7)……. – очистительная. На этой ступени философ освобождает себя от догматизма и мнимого знания, доводит свой ум до полного апофатического самоотречения. Именно в данном контексте необходимо интерпретировать известный афоризм Сократа: «я знаю, что я ничего не знаю».
Вторая ступень, ступень майевтики – побудительная. На этой ступени очищенный от предвзятых мнений ум философа обнаруживает свое родство с истиной, обнаруживает способность с помощью вопрошания извлекать истину из самого себя. Именно в данном контексте нужно понимать известное высказывание Сократа «познай самого себя». ……(8)……. – рождение истины. Принцип майевтики устанавливал генеральное направление движения философской мысли к абсолютной истине – направление внутрь себя.
Третья ступень, апогогическая (индуктивная) – поиск последних онтологических (сущностных) оснований. Здесь философ должен дать определения фундаментальным философским понятиям. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий, например, доблести, справедливости.
Свои приемы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки». Как повивальная бабка помогает родиться ребенку, Сократ помогал родиться …….(9)……..
Философская деятельность Сократа была очень интенсивной и влиятельной. Сократ имел много последователей, среди которых –………(10)……….
Сократ не был философским писателем. Он не оставил ни одного философского произведения. Он излагал свое учение только устно, в форме беседы или спора. О том, как вел свои беседы Сократ, мы можем судить по произведениям его ученика – Платона. Из дошедших диалогов Платона наиболее точно отражающим жизнь, деятельность и учение Сократа является диалог «……..(11)……..».
Сократ не только своим учением, но и всей своей жизнью и даже своей смертью показал, что такое философия и кто такой ………(12)……...
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.