Практическая работа по теме "Лишайники"
Оценка 5

Практическая работа по теме "Лишайники"

Оценка 5
Рабочие листы
docx
биология
5 кл—6 кл
15.02.2022
Практическая работа по теме "Лишайники"
лишайники_каникулы.docx

Тематическая работа «Лишайники».                                                                                                         5 класс

Прочитайте текст по теме «Лишайники» на странице сайта http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html  и посмотрите видеофайлы на сайте http://truebio.ru/ , а также §15 учебника.

Выполните задания (выполнить, принести на урок биологии в 3 триместре).

I.                    Обязательная часть (max=26 баллов)

1.       Покажите на рисунке компоненты лишайника: клетки водоросли, гифы гриба, слоевище. (3 балла)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u153827/t1492341671aa.jpg

2.       Изучите текст: Гриб обеспечивает водоросль водой, растворенными в ней минеральными веществами. Водоросли же в процессе фотосинтеза вырабатывают углеводы, которые используются как ими самими, так и особенно грибом. Однако в значительной мере водоросли получают воду и минеральные соединения из атмосферы (дождь, роса, атмосферная влага). При искусственном повреждении водоросль способна продолжать существование самостоятельно, гриб же чаще всего погибает.

А) Найдите в приведённом ниже списке и подчеркните название описанного явления: 

размножение, расселение, симбиоз, рост, распространение. (1 балл)

Б) Какой один из компонентов лишайники НЕ может жить без другого?____________________________ Почему? __________________________________________________________________________(2 балла)

3. Определите форму лишайника: (5 баллов)

 

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5. __________________________________________

 

4.1. В России лишайники занимают огромные территории в тундре и лесотундре, а также в полупустынях и пустынях. Много их в лесах на коре деревьев и в горах на скалах. Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязнения атмосферного воздуха. Изучите график для анализа. На какой площадке более чистый воздух? _____________(1 балл)

Что можно сказать о наличии лишайников в большом городе? (2 балла)

4.2. На Севере зимой основной корм для оленей – это лишайник ягель. Для ответа на вопрос ученик рассмотрел таблицу «Химический состав ягеля» (см. ниже) и сделал вывод.

Наименование

Содержание ٪

Белки

4,87

Липиды

5,09

Минеральные вещества

3,95

Углеводы

82–56

Клетчатка

2–45

Усниновая кислота

1,08

Витамин С, мг/100 г

11,4

β-каротин, мг/١٠٠ г

10,3

Какой вывод сделал ученик?( 2 балла)

5. Верно ли суждение? Поставьте + или – рядом с цифрой: (10 баллов)

1. Лишайник имеет стебель с листьями.

2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.

6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух чистый

7. Растут лишайники крайне медленно.

8. Лишайник- это симбиоз гриба и бактерии.

9. Размножаются лишайники кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела.

10. Лишайники используются для получения красителей, парфюма, антибиотиков.

 

 

 

II.                  Дополнительная часть, практическая (по желанию, оценивается дополнительно!)

Тема: Лихеноиндикация- оценка чистоты воздуха по лишайникам.

Цель: определить чистоту воздуха по лишайникам.

Задания:

1.       Для оценки загрязнения атмосферы города, поселка рассмотрите стволы деревьев.

2.       Найдите и определите вид лишайников по фото: https://geo-gdz.ru/om/116.html

3.       Сделайте фото найденных вами лишайников, подпишите названия.

4.       По таблице определите частоту встречаемости и степень покрытия:

Частота встречаемости (в %)

Степень покрытия

Балл оценки

Очень редко

Менее 5%

Очень низкая

Менее 5%

1

Редко

5-20%

Низкая

5-20%

2

Редко

20-40%

Средняя

20-40%

3

Часто

40-60%

Высокая

40-60%

4

Очень часто

60-100%

Очень высокая

60-100%

5

5.       Сделайте вывод:

 

Работу оформите на отдельном листке формата А4.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тематическая работа «Лишайники»

Тематическая работа «Лишайники»

На Севере зимой основной корм для оленей – это лишайник ягель

На Севере зимой основной корм для оленей – это лишайник ягель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022