Тематическая работа «Лишайники». 5 класс
Прочитайте текст по теме «Лишайники» на странице сайта http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html и посмотрите видеофайлы на сайте http://truebio.ru/ , а также §15 учебника.
Выполните задания (выполнить, принести на урок биологии в 3 триместре).
I. Обязательная часть (max=26 баллов)
1. Покажите на рисунке компоненты лишайника: клетки водоросли, гифы гриба, слоевище. (3 балла)
2. Изучите текст: Гриб обеспечивает водоросль водой, растворенными в ней минеральными веществами. Водоросли же в процессе фотосинтеза вырабатывают углеводы, которые используются как ими самими, так и особенно грибом. Однако в значительной мере водоросли получают воду и минеральные соединения из атмосферы (дождь, роса, атмосферная влага). При искусственном повреждении водоросль способна продолжать существование самостоятельно, гриб же чаще всего погибает.
А) Найдите в приведённом ниже списке и подчеркните название описанного явления:
размножение, расселение, симбиоз, рост, распространение. (1 балл)
Б) Какой один из компонентов лишайники НЕ может жить без другого?____________________________ Почему? __________________________________________________________________________(2 балла)
3. Определите форму лишайника: (5 баллов)
1.__________________________________________ 2.__________________________________________ 3.__________________________________________ 4.__________________________________________ 5. __________________________________________
|
4.1. В России лишайники занимают огромные территории в тундре и лесотундре, а также в полупустынях и пустынях. Много их в лесах на коре деревьев и в горах на скалах. Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязнения атмосферного воздуха. Изучите график для анализа. На какой площадке более чистый воздух? _____________(1 балл)
Что можно сказать о наличии лишайников в большом городе? (2 балла) |
4.2. На Севере зимой основной корм для оленей – это лишайник ягель. Для ответа на вопрос ученик рассмотрел таблицу «Химический состав ягеля» (см. ниже) и сделал вывод.
|
Какой вывод сделал ученик?( 2 балла) |
5. Верно ли суждение? Поставьте + или – рядом с цифрой: (10 баллов)
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух чистый
7. Растут лишайники крайне медленно.
8. Лишайник- это симбиоз гриба и бактерии.
9. Размножаются лишайники кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела.
10. Лишайники используются для получения красителей, парфюма, антибиотиков.
II. Дополнительная часть, практическая (по желанию, оценивается дополнительно!)
Тема: Лихеноиндикация- оценка чистоты воздуха по лишайникам.
Цель: определить чистоту воздуха по лишайникам.
Задания:
1. Для оценки загрязнения атмосферы города, поселка рассмотрите стволы деревьев.
2. Найдите и определите вид лишайников по фото: https://geo-gdz.ru/om/116.html
3. Сделайте фото найденных вами лишайников, подпишите названия.
4. По таблице определите частоту встречаемости и степень покрытия:
Частота встречаемости (в %) |
Степень покрытия |
Балл оценки |
||
Очень редко |
Менее 5% |
Очень низкая |
Менее 5% |
1 |
Редко |
5-20% |
Низкая |
5-20% |
2 |
Редко |
20-40% |
Средняя |
20-40% |
3 |
Часто |
40-60% |
Высокая |
40-60% |
4 |
Очень часто |
60-100% |
Очень высокая |
60-100% |
5 |
5. Сделайте вывод:
Работу оформите на отдельном листке формата А4.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.