Практическая работа по обществознанию
Тема «Социальная стратификация»
Цели:
- способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.
Задание № 1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(1). Это явление получило название социальной _____(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ______(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____(4). _________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном обществе и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ____(6): церковь, армия, брак, политика и т.п.»
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков:
А) Миграция Б) Мобильность В) Горизонтальная Г) Институт Д) Статус
Е) Вертикальная Ж) Группа З) Стратификация И) Лифты
Задание № 2. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания Социальная структура американского общества
С 40-х гг. XX века в США выделяют шесть страт, каждая из которых объединяет людей с одинаковым рангом «престижности».
1. Верхушка высшего класса. Это элита общества, «пропуском» в неё служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют своё богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.
2. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актёры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали своё положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчёркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2-5%.
3. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высокопрофессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15% населения.
4. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, «американскому образу жизни». К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно-технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в «приличном» районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса – 35-40%.
5. Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и «люди, работающие в касках» - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишён творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в не престижных районах города. Составляют 30% населения.
6. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в «трущобных» районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.
Вопросы и задания:
1. Определите, какие критерии положены в основу представленных групп.
2. Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.
3. Составьте схему «Социальная структура американского общества
Задание № 3. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания
«Маргиналы» Е. Рашковский – современный российский учёный.
Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций... Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ... Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ... в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп... Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
Вопросы и задания:
1. Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.
2. Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?
3. Чем маргиналы отличаются от люмпенов?
4. В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
Задание № 4. В стране Г. в 2003 и 2012 гг. проводились опросы общественного мнения, в ходе которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Какой группе населения Вы, скорее всего, отнесли бы свою семью?» Полученные результаты представлены в виде таблицы.
Варианты ответа |
2012 |
2016 |
Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты |
18 |
9 |
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения |
41 |
30 |
Денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является для нас проблемой |
30 |
45 |
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам затруднительно покупать действительно дорогие вещи |
20 |
15 |
Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки – машину, квартиру, дачу и многое другое |
1 |
1 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За 9 лет увеличился процент людей, относящихся себя богатым.
2) За 9 лет существенно повысился процент тех опрошенных, которые относят себя к бедным слоям населения.
3) Для большинства людей покупка товаров длительного пользования является проблемой.
4) С 2012-2016 г. существенно снизилось число граждан, которые считают, что могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но им затруднительно покупать действительно дорогие вещи.
5) Абсолютное большинство опрошенных не относится к богатым слоям населения
Задание № 5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная мобильность», выпишите их:
1) миграция; 2) социальный лифт; 3) стратификация;
4) профессиональный карьеризм; 5) социальная норма; 6) маргинальность
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.