Практическое занятие: Показательные неравенства.
Цель: освоить решение показательных неравенств .
1. Для того, чтобы освоить решение показательных неравенств необходимо:
1) знать и уметь решать показательные уравнения;
2) знать и уметь применять признак монотонности (возрастания и убывания) показательной функции;
3) уметь решать простейшие неравенства (линейные, квадратные)
- По первому пункту вы сдали зачёт – решение показательных уравнений освоили.
- По второму пункту мы проводили исследовательскую работу: строили графики показательных функций и обобщили признаки возрастания и убывания функций по их формулам.
- Повторением способов решения простейших линейных и квадратных неравенств,; правил, связанных с решением неравенств, мы будем заниматься сегодня.
2. Познакомьтесь с материалом, вспомните или изучите решение простейших линейных неравенств, сделайте конспект и выполните самостоятельную работу,
Материал для повторения:
1) Изображение, обозначение числовых промежутков.
2) Правила преобразования неравенств, приводящие к равносильным неравенствам.
3). Запишите примеры решения линейных неравенств.
4). Решите самостоятельно неравенства:
Реши неравенства:
а) 2х ≥ 18
б) -4х > 16
в) 17х-2 ≤ 12х-1
г) 3(3х-1) > 2(5х-7)
3. Познакомьтесь с материалом, вспомните или изучите решение простейших квадратных неравенств, сделайте конспект и выполните самостоятельную работу.
Материал для повторения:
|
|
|
|
|
|
Решите самостоятельно неравенства:
4.Повторите свойство показательных функций на возрастание и убывание (монотонность).
|
Укажите из перечисленных показательных функций возрастающие и убывающие: y = 4х y = Пх y = 0,5х y = 46х y = 18х y = 0,9х y = 0,00001х y =( х y =( х
|
5.Решение показательных неравенств.
Метод приведения к одному основанию.
Пример 1. Решить неравенство:
Перепишем неравенство: ;
; . Т. к 2>1, то по свойству 1 знак остаётся прежним, т. е. ⇒ . Ребята, важно отметить, что ответ можно записать либо в виде неравенства, либо в виде промежутка. Запишем в виде промежутка.
Ответ: х €)
Метод вынесения общего множителя за скобки.
Пример 2. Решить неравенство: .
Потому что за скобки выносится наименьшая степень.
; ; (т. к 2>1, то по свойству 1 знак остаётся прежним)
.
Ответ: .
Метод введения новой переменной.
Пример 3. Решить неравенство: .
Здесь, как вы видите, лучше использовать Пусть ⇒ .
У нас получилось квадратное неравенство.
Для начала найдём корни, т.е. от неравенства перейдём к уравнению:⇒.
Отмечаем их на числовой прямой, у нас получилось ⇒
1) Неравенство –решений не имеет, т.к. корень не удовлетворяет нашему условию ;
2) , т.к. 3>1⇒.
Ответ:
Решите самостоятельно неравенства:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.