Практическое занятие № 46
Разбор
производственных ситуаций при обслуживании закаточных машин.
Цель:
знать
правильность эксплуатации закаточных машин
Что
необходимо выполнить студенту для получения зачета
1. Изучить устройство оборудования. Составить общую схему
основных узлов и агрегатов конструкции. Кратко описать их назначение.
2. Описать порядок настройки оборудования для выполнения
основных операций технологического процесса.
3. Разработать карту рабочего места оператора (в форме
таблицы):
Таблица – Карта рабочего места оператора
1 Содержание труда
|
2 Документация
|
3 Планировка рабочего места
|
4 Оснастка рабочего места
|
5 Условия труда
|
6 Техника безопасности
|
4. Разработать годовой план-график технического
обслуживания оборудования, привести перечень операций при его выполнении.
6 Сделать
вывод о проделанной работе.
Общие
сведения по изучаемой теме
ВИД И НАЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Данная закаточная машина предназначена для герметизации
тары с продуктом с целью его длительного хранения. Применяется для укупорки
наполненных банок, содержимое которых необходимо утрамбовать (куриные,
ветчинные, языковые консервы, жареное мясо, почки и т.п.).
Область применения: полуавтоматическую закаточную машину
применяют на предприятиях малой мощности.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Техническая характеристика полуавтоматической закаточной
машины представлена в таблице 1.
Таблица 1Техническая характеристика закаточной машины
Показатель
|
полуавтоматическая
|
Производительность, банок в час
|
1200 - 1500
|
Габаритные размеры, мм
|
970´700´1950
|
Установленная мощность, кВт
|
1,7
|
Масса, кг
|
|
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Полуавтоматическая закаточная машина представлена на
рисунке 1.
Рисунок 1 – Полуавтоматическая закаточная машина МЗ-1:
1.- электродвигатель
привода; 2- соединительная муфта; 3- пара шестерен, передающих вращение
планшайбе с закаточными роликами; 4- пара шестерен, передающих вращение
кулачкам закаточной головки; 5-система рычагов для включения муфты
закаточной головки; 6- пневмоцилиндр; 7- педаль; 8- золотниковый клапан;
9- шток для регулирования нижнего патрона по высоте банки; 10- пружина
для компенсации погрешности по высоте в размере банок; 11- шпиндель
нижнего патрона; 12- нижний патрон; 13- стол, регулируемый по высоте; 14-
закаточная головка
Принцип
работы. Полуавтоматическая закаточная машина состоит из
следующих основных узлов: станины, на которой монтируется
электродвигатель привода 1; привода, состоящего из зубчатых передач 3 и
4, вращение на которые передается через соединительную муфту 2,
закаточной головки 14, нижнего патрона с механизмом подъема банки 12, 13;
под закаточные ролики и системы управления процессом закатки (рисунок 1).
Для
включения муфты закаточной головки служит система рычагов 5,
непосредственно соединенная с пневмоцилиндром 6 и штоком 9, для
регулирования нижнего патрона по высоте банки. На штоке установлена
пружина 10 для компенсации погрешности по высоте в размере банок. На
шпинделе нижнего патрона 11 установлен нижний патрон 12 со столом 13,
регулируемом по высоте (рисунок 1).
Для
закатки на полуавтоматических машинах банку с надетой на фальцы корпуса
крышкой устанавливают на шпиндель нижнего патрона, и, нажав на педаль,
поднимают банку под верхний неподвижный патрон.
Неподвижный
патрон фиксирует положение банки, и в то же время закаточная головка,
имеющая четыре за5аточных ролика (два ролика – подгиб крючка, два –
уплотнение шва), образуют двойной закаточный шов. Каждая пара роликов
работает одновременно.
По
окончании процесса закатки шпиндель нижнего патрона опускают и банку
удаляют из машины. Затем рабочий цикл повторяется.
Образование двойного шва
Рисунок
2 – Образование закаточного шва жестяной банки:
а –
до закатывания; б – после первой операции; в – после
второй операции; 1 – уплотняющая прокладка; 2 – закаточный патрон; 3 –
крышка; 4 – корпус банки; 5 – ролик первой операции; 6 – ролик второй
операции.
Двойной
закаточный шов образуется за две операции (рисунок 2). Закаточные ролики
первой операции (два ролика – подгиб крючка) предварительно подкатывают
под фланец крышки и под фланец корпуса банки, а затем закаточные ролики
второй операции (уплотнение шва) окончательно оформляют шов, плотно
сжимая и прикатывая все слои жести.
Образование
правильного двойного закаточного шва в значительной степени зависит от
профиля и размеров рабочей части закаточных роликов, а также их положения
относительно закатываемой банки и закаточного патрона. Правильно
закатанный двойной шов должен быть совершенно гладким, без морщин и
выступающих частей металла. В нижней части шов должен быть сжат, а в
верхней расширен.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
Техника
безопасности
1. К работе на данной
машине допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста и прошедшие
обучение по данной специальности с получением документа установленного
образца.
2. Запрещается
работать, если привод не имеет надежного защитного ограждения.
3. Запрещается
эксплуатировать закаточную машину при неисправности блокирующего
устройства для автоматической остановки машины при неодевании и сбросе
крышек и др.
4. При установке банок
на нижний патрон необходимо держать их за корпус. Запрещается удалять
руками деформированные и застрявшие на верхнем патроне банки. Следует
использовать для этой цели специальные клещи или крючки.
5. Во время работы
закаточной машины запрещается производить ремонт, наладку оборудования и
его отдельных узлов. Регулировать машину необходимо только при
проворачивании машины вручную при выключенном электродвигателе.
6. Запрещается
эксплуатация машины при появлении посторонних шумов, стуков, вибраций.
7. Закаточная машина
должна быть сблокирована с дозатором. Подача и укладка маркированных
крышек на банки должна быть механизирована.
8. Во время работы на
закаточной машине запрещается отвлекаться, т.к. это может привести к
травмированию.
9. Перед началом
работы необходимо проводить санитарно-гигиеническую обработку
поверхностей. Без санитарно-гигиенического обслуживания эксплуатировать
машину запрещается.
Карта
технического обслуживания закаточной машины
Вид ТО (поз.)
|
Наименование операции
|
Содержание работы
|
Устранение неисправностей
|
ТО-1
|
Проверка состояния ограждений движущихся частей
|
Проводится осмотр ограждений на предмет поломок или их
отсутствие.
|
В случае поломки ограждения его необходимо
отремонтировать
|
|
и регулировка приборов автоматики.
|
Автоматика настраивается в соответствии с
технологическим процессом.
|
или заменить, работа при неисправных ограждениях
запрещена.
|
ТО-1
|
Осмотр поверхностей на наличие рисок, трещин, задиров.
|
Осмотр проводится визуально.
|
При обнаружении рисок и задиров устранить их, трещины –
заделать.
|
ТО-1, Поз. 7, Поз.8
|
Проверка соединения педали с золотниковым клапаном
|
Соединение должно быть надежным.
|
|
ТО-1
|
Затяжка резьбовых соединений.
|
|
Затяжка гаек производится до упора, а затем ослабляется
на 0,25 – 0,3 оборота.
|
ТО-1, Поз.6, Поз.8
|
Проверка состояния сальников и уплотнительных манжет
пневмоцилиндре и золотниковом клапане.
|
Сальники и уплотнительные манжеты должны обеспечить
герметичность соединения. Проводится осмотр на наличие потеков.
|
При необходимости провести замену сальников и
уплотнительных манжет.
|
ТО-2
|
Проверка состояния поверхностей валов, шестерен, втулок,
подшипников.
|
Частичная разборка оборудования (визуальная проверка
состояния поверхностей валов, шестерен , втулок, подшипников, которые
не должны иметь царапин, сколов) и замеры особо ответственных деталей,
подвергающихся износу.
|
Непригодные узлы и детали заменить.
|
ТО-2, Поз. 1, Поз.14
|
Смазка подшипников электродвигателя, роликов закаточной
головки.
|
Смазка производится с помощью шприца. Используется
литол.
|
|
ТО-2, Поз.10
|
Проверка состояния пружины.
|
При ее растяжении необходимо заменить на новую.
|
Производить повторную термообработку изношенной не
рекомендуется, т.к. во время работы она может лопнуть.
|
ТО-2, Поз. 6, Поз. 8
|
Проверка соединения педали, золотникового клапана и
пневмоцилиндра.
|
При нажатии на педаль в пневмоцилиндре не должно быть
заклинивания.
|
|
ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ
НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Таблица 3
Карта основных неисправностей и способов их устранения
№
|
Неисправность
|
Вероятная причина
|
Метод устранения
|
|
Машина не включается в работу
|
Сработала защита в блоке пускозащитной аппаратуры;
|
Выяснить причину и включить машину в работу;
|
Перегорел предохранитель в цепи управления устройством.
|
Провести замену предохранителя.
|
|
|
|
Не происходит закатка банок
|
Вышла из строя соединительная муфта;
|
Отремонтировать или заменить муфту;
|
Износился или обломился зуб шестерни и они вышли из
зацепления.
|
Произвести замену шестерен.
|
|
|
|
Не работает стол
|
Вышел из строя пневмоцилиндр;
|
Ремонт или замена;
|
Вышла из строя система рычагов или тяга;
|
Произвести наладку и ремонт;
|
|
|
Лопнула или растянулась пружина;
|
Заменить пружину;
|
|
|
Отсутствует питание в сети.
|
Выключить машину из сети.
|
|
|
|
Двигатель гудит, но не вращается
|
Обрыв одной из фаз;
|
Восстановить фазу;
|
Межфазное замыкание двигателя.
|
Заменить двигатель.
|
|
|
|