Практическое занятие № 21
Разбор ситуаций по техническому обслуживанию пневмотранспортных устройств.
Цель работы: знать правильность безопасного обслуживания пневмотранспортных устройств.
Что необходимо выполнить студенту для получения зачета
Изучить данную методическую разработку.
Выполнить конспект.
Сделать вывод о проделанной работе.
Защитить практическую работу.
Общие сведения по изучаемой теме
1. Обязанности персонала при обслуживании пневмотранспортных установок
1.1.
Ответственными за состояние принятых в эксплуатацию пневмотранспортных
установок на предприятиях переработки зерна являются: директор, главный
инженер, главный механик и инженер по пневмотранспорту предприятия.
1.2. Для правильной эксплуатации пневмотранспортных установок необходимо
пользоваться "Инструкцией по организации и проведению ремонта технической
базы хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий". М., ЦНИИТЭИ
Минзага СССР, 1971 г.
1.3. Эксплуатация пневмотранспортных установок на зерноперерабатывающих
предприятиях не может рассматриваться отдельно, не в связи с эксплуатацией
технологического оборудования и режимом технологического процесса.
Для эксплуатации
пневмотранспортных установок с минимальным расходом электроэнергии необходимо,
чтобы технологический процесс был ритмичным, а зерно и продукты его переработки
транспортировались с минимальными скоростями воздуха в материалопроводах.
Экономичная работа с минимальным расходом электроэнергии возможна при
эксплуатации исправного пневмотранспортного оборудования.
1.4. Эффективная работа пневмотранспортных установок в значительной мере
зависит от следующих факторов:
состояния
технологического оборудования и режимов его работы, которые определяют
количество продукта, поступающего на пневмотранспортеры;
состояния
пневмотранспортного оборудования, насколько оно отвечает техническим
требованиям, безотказности к длительной работе и в какой мере способно
воспринимать изменения нагрузок, главным образом, колебания технологического
процесса переработки зерна;
правильной
эксплуатации пневмотранспортного оборудования, организации обслуживания и
ремонта воздуховодов, коллекторов, шлюзовых затворов, батарейных циклонов,
фильтров, воздуходувных машин и т.д.;
четкого
распределения ответственности обслуживающего персонала за состояние всего
технологического и пневмотранспортного оборудования.
1.5. Ответственным за правильную эксплуатацию пневмотранспортных установок, а
также за исправное состояние и сохранность пневмотранспортного оборудования является
начальник цеха.
1.6. Техническое руководство и контроль за эксплуатацией пневмотранспортного
оборудования осуществляет главный механик (главный энергетик) предприятия.
1.7. На каждую пневмотранспортную установку должен быть заведен журнал обслуживания,
в котором фиксируют:
неисправности
установки, выявленные в ходе эксплуатации;
сроки остановки для
ремонта и профилактики;
отметки об
устранении выявленных неисправностей;
отметки о
возобновлении нормальной работы.
Записи в журналах
обслуживания пневмотранспортных установок делает главный технолог, сменные
мастера (бригадиры) и механик цеха.
1.8. Сменный обслуживающий персонал должен:
знать устройство и
компоновку пневмотранспортеров, с наименованием транспортируемых продуктов, из
какой технологической системы и машины продукт поступает на пневмотранспортер и
на какую технологическую систему и машину он подается;
знать правила
эксплуатации пневмотранспортных установок;
знать правила
техники безопасности при работе пневмотранспортных установок;
осуществлять
своевременный пуск и обеспечивать нормальную работу пневмотранспортных
установок совместно с технологическим процессом;
систематически
проводить осмотр оборудования и узлов пневмотранспортных установок, при
обнаружении неисправностей немедленно принимать меры к их устранению; при
обнаружении неисправности, грозящей аварией, немедленно остановить
технологический процесс и пневмотранспортные установки и доложить начальнику
смены или главному технологу и главному инженеру;
регулярно очищать
от пыли коллектора, воздуховоды и пневмотранспортное оборудование;
поддерживать
стабильный режим технологического процесса, обеспечивая равномерные нагрузки на
пневмотранспортеры, соответствующие расчетному балансу;
записывать в журнал
все замеченные неисправности в течение смены.
1.9. Пневмотранспортные установки должны быть пронумерованы и на них составляют
схемы, в которых указывают проектные и фактические данные:
тип воздуходувной
машины и режим ее работы: подачу и развиваемое давление, потребную и
установленную мощность электродвигателя, диаметр шкивов и тип приводных ремней;
тип батарейного
циклона и фильтра, диаметры присоединительных воздуховодов, входную скорость
воздуха в циклоны и удельную нагрузку на фильтровальную ткань, подсос воздуха;
тип и размеры
разгрузителей и шлюзового затвора каждого пневмотранспортера, входную скорость
воздуха, сопротивление и подсос воздуха;
диаметр
продуктопровода и расчетную скорость воздуха для каждого пневмотранспортера;
тип и размеры
приемного устройства и расчетную нагрузку по балансу технологического процесса.
1.10. Обслуживающий персонал должен знать, как срочно остановить
технологическое оборудование и электродвигатели пневмотранспортных установок.
1.11. Ежегодно, после капитального ремонта, необходимо проводить испытания и
замеры характеристик всех узлов и машин пневмотранспортных установок, наносить
на схемы и сравнивать их с первоначальными данными.
Обнаруженные
большие расхождения должны получить объяснение.
2. Обслуживание пневмотранспортных установок
Правильная
эксплуатация и обслуживание пневмотранспортного оборудования обеспечивают
бесперебойную работу пневмотранспортных установок и ритмичную работу
предприятия без технических простоев при минимальном расходе электроэнергии.
2.1. В связи с тем, что пневмотранспортное оборудование работает совместно с
технологическим по трехсменному режиму без остановок, ежедневный осмотр
проводят во время его работы и только контрольную проверку и текущий ремонт
проводят во время декадных остановок предприятия.
2.2. Основное внимание при осмотре работающего пневмотранспортного оборудования
уделяют:
воздуходувным
машинам, выявляя несвойственный шум рабочего колеса и подшипников, а также
нагрев подшипников выше нормы;
механизму привода
продувания и встряхивания рукавов фильтров, шнеков и шлюзовых затворов, выводу
продуктов;
батарейным
циклонам, задержанным относам и качеству очистки воздуха;
соединительным
муфтам привода шлюзовых затворов разгрузителей;
выявлению мест
нарушения герметичности и подсоса воздуха.
2.3. Объем работ по текущему ремонту на декадную остановку определяют на основе
записей в журналах обслуживания установок.
2.4. Капитальный ремонт, требующий длительной остановки, проводят во время
годового капитального ремонта предприятия.
2.5. На каждую пневмотранспортную установку должна быть заведена ремонтная карта, в которой указывают вид ремонта (текущий или капитальный), даты начала и окончания работ, содержание проведенного ремонта и оценки качества выполненных работ.
5.3. Обслуживание воздуходувных машин
3.1.
Состояние и монтаж воздуходувных машин должны соответствовать требованиям
завода-изготовителя и прилагаемой к паспорту инструкции по монтажу и
эксплуатации.
5.3.2. При монтаже воздуходувных машин,
работающих на одной оси с электродвигателем, центровку их валов производят по
индикаторам с отклонением по соосности и перелому осей вращения 0,05 мм.
3.3. Для уменьшения аэродинамического шума и передачи вибраций:
станину
воздуходувной машины с электродвигателем устанавливают на амортизаторах таким
образом, чтобы они не имели прямого соединения с фундаментом или перекрытием;
воздуховоды на
всасывающей и нагнетательной стороне соединяют с воздуходувной машиной
герметичными эластичными вставками.
3.4. Перед пуском воздуходувной машины проверяют:
надежность
крепления машины с электродвигателем к амортизаторам и фундаменту (перекрытию);
затяжку всех болтов
и гаек, особенно крепление подшипников;
качество сальников
и маслоотражателей, отсутствие течи и разброса масла; особенно нежелательна
течь масла по валу на рабочее колесо;
наличие смазки в
подшипниках;
работу змеевика
охлаждения масла подшипников, вода должна видимой струей протекать в сливную
воронку;
наличие ограждения
и его крепление.
3.5. При пуске воздуходувной машины проверяют:
направление
вращения рабочего колеса;
частоту вращения
рабочего колеса, которое должно работать с окружной скоростью не выше
допускаемой в паспорте;
величину вибрации,
воздуходувная машина должна работать спокойно и устойчиво;
вибрацию
воздуховодов, у машины воздуховоды не должны вибрировать.
3.6. Для поддержания устойчивой работы воздуходувных машин необходимо:
менять подшипники
воздуходувных машин после отработки установленных ресурсов, независимо от их
состояния;
осматривать и
очищать рабочее колесо от налипшего продукта и масла ежегодно во время
капитального ремонта.
5.3.7. Воздуходувные машины проходят текущий
ремонт в декадные остановки и капитальный ремонт во время годовой остановки.
3.8. Объем работ при текущем и капитальном ремонтах:
Текущий ремонт |
Капитальный ремонт |
Зачистка шеек вала от масла и пыли, промывка подшипников, заправка свежей смазкой. Ремонт ограждения. Частичное восстановление окраски |
Ремонт или замена вала, подшипников, рабочего колеса. Балансировка рабочего колеса и вала. Замена ограждения. Опробование на холостом ходу. Полная окраска |
4. Обслуживание фильтров и батарейных циклонов
4.1.
Состояние и монтаж всасывающих высоковакуумных фильтров типа ФВВ (Г4-2БФМ)
должны соответствовать требованиям завода-изготовителя и прилагаемой к паспорту
инструкции по монтажу и эксплуатации.
4.2. Фильтры, а также батарейные циклоны для вывода пыли должны иметь шлюзовые
затворы типа Шу-6 или Шу-15.
4.3. Перед пуском всасывающего фильтра проверяют:
крепление всех
узлов и деталей;
плотность
прилегания крышек смотровых и монтажных люков;
наличие смазки в
подшипниках и редукторах;
надежность крепления
кулачков и шарниров;
прочность и
плотность крепления рукавов к патрубкам днищ и степень их натяжения.
Рукава фильтра в
каждой секции натягивают равномерно, так, чтобы при встряхивании они
натягивались, но не рвались и не срывались с патрубков крепления.
4.4. Запрещается работа фильтра с поврежденными рукавами или неполным их
комплектом, без ограждений или их слабым креплением.
Нагрузка на
фильтры должна соответствовать проектным нормам, для батарейных циклонов типа
4БЦш скорость воздуха во входном патрубке должна быть 16-18 м/с и для типа УЦ
1012 м/с.
4.5. Механизм привода продувания и встряхивания рукавов фильтра должен
находиться в исправном состоянии и отрегулирован так, чтобы клапаны продувания
рукавов полностью перекрывали проходные сечения, исключая обтекание клапана в
момент продувания и утечки воздуха к вентилятору.
4.6. При пуске фильтра в эксплуатацию необходимо проверить его работу на
холостом ходу.
4.7. При нормальной работе подсос не должен превышать допускаемого по ГОСТ
7715-70.
4.8. При работе фильтров наблюдают за следующим:
исправностью
рукавов и их креплением, в случае износа или разрыва их немедленно ремонтируют
или заменяют;
прочностью
крепления всех кулачков и шарниров, не допуская нарушения правильного действия
механизма;
работой клапанов
продувания рукавов по секциям; для эффективной регенерации фильтровой ткани
рукавов и стабильной работы пневмотранспортной установки подбирают диаметр
продувочной диафрагмы;
состоянием редукторов
и подшипников, наличием в них смазки. Редукторы и подшипники периодически
промывают, добавляют или меняют смазку; смазывают оси рычагов встряхивания и
роликов на них;
чистотой
фильтра и механизма встряхивания и продувания. Фильтр очищают от пыли, как
снаружи, так и внутри шкафа;
надежностью
ограждения механизма продувания и встряхивания, привода шнеков, шлюзовых
затворов.
4.9. Пыль и другие относы из фильтров и
батарейных циклонов выводят шлюзовыми затворами непрерывно.
4.10. Шнеки в желобе фильтров и у батарейных циклонов типа УЦ должны работать
бесперебойно, не задевая за днище желоба или трубу. Неисправности работы шнеков
устраняют неотложно.
4.11. Для своевременной и быстрой замены рукавов, требующих ремонта или замены
по графику, следует иметь запас в размере 10% от общего количества рукавов.
Рукава фильтра
регулярно во время декадной остановки осматривают и непригодные для дальнейшей
эксплуатации заменяют.
Фильтровальные
рукава один-два раза в год снимают и очищают от налипшей пыли.
4.12. Батарейные циклоны не допускают: вмятин или выступов, сварки стенок
циклонов внахлестку против воздушного потока. Прокладки фланцевых соединений не
должны выступать во внутренние сечения.
4.13. Угол наклона самотечной трубы для передачи относов из фильтров или батарейных циклонов должен обеспечивать бесперебойное перемещение относов.
4.14. Фильтры и батарейные циклоны подвергают текущему ремонту в декадные остановки предприятия и капитальному в период годовой остановки.
4.15. Объем работ по текущему и капитальному ремонту всасывающих высоковакуумных фильтров:
Текущий ремонт с частичной разборкой машин |
Капитальный ремонт с полной разборкой машин |
Ремонт деталей механизма продувания и встряхивания рукавов, редукторов, шеек валов, кулачков, подшипников, клапанов. Ремонт шнеков и цепной передачи, проверка шлюзового затвора. Проверка крепления подвески и состояния рукавов и замена их до 10% от общего количества установленных. Ремонт ограждений. Проверка работы на холостом ходу. Восстановление окраски |
Ремонт и замена деталей механизма продувания и встряхивания рукавов, редукторов, валов, подшипников, кулачков, рычагов, роликов. Замена более 10% рукавов. Замена (или ремонт) шнеков, звездочек, цепей, ограждений. Проверка работы на холостом ходу. Полная окраска |
4.16.
Объем работ по текущему и капитальному ремонту батарейных циклонов:
Текущий ремонт с частичной разборкой машин |
Капитальный ремонт с полной разборкой машин |
Проверка и ремонт присоединений воздуховодов. Уплотнение фланцевых и болтовых соединений. Очистка крестовины входного патрубка от волокнистых отходов. Проверка и заливка масла в редуктор. Ремонт ограждений. Проверка работы на холостом ходу. Восстановление окраски |
Отсоединение воздуховодов, ремонт-заварка неплотных соединений изношенных участков. Очистка крестовины входного патрубка от отходов. Герметизация соединений. Проверка или замена шлюзового затвора и редуктора. Промывка редуктора и подшипников и замена смазки. Проверка работы на холостом ходу. Полная окраска |
5. Обслуживание шлюзовых затворов
5.1.
Шлюзовые затворы должны быть герметичны и вместе с тем свободно вращаться с
частотой вращения 30-35 оборотов в минуту. Затворы, установленные в группу,
должны быть соосны и соединены между собой муфтами, конструкция которых
позволяет замену любого шлюзового затвора без демонтажа остальных.
Шлюзовые затворы в группе должны быть установлены
на жесткой устойчивой станине продувочными пробками в одну сторону.
5.2. При вращении секции крыльчатки затворов должны проходить мимо продувочных пробок без продукта.
5.3. При работе шлюзовых затворов не должно быть подсосов, при существенном подсосе наблюдается подбрасывание продуктов в патрубке из органического стекла между разгрузителем и шлюзовым затвором.
5.4. Шлюзовые затворы с большими подсосами заменяют герметичными.
5.5. Торцовые крышки в корпусе затвора должны быть установлены с тугой посадкой.
5.6. Сальники под торцовыми крышками прижимают к крыльчатке, не затрудняя ее вращения.
5.7. Смазку подшипников вала крыльчатки меняют в годовой капитальный ремонт.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.