Практическая работа специальности 15.02.05. «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании»

  • docx
  • 26.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.docx

практическое занятие № 3

 

«Приобретение навыков в эксплуатации лифтов»

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить принцип действия, устройство и обслуживание грузового лифта.

 

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Научиться эксплуатировать грузовые лифты и проводить их техническое обслуживание.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 2 часа.

 

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: грузовой лифт, плакаты, схемы, пособия, слесарный инструмент.

 

ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. Все операции при изучении, осмотре, регулировке и пуске  грузового лифта должны производиться с разрешения преподавателя и под его надзором. Соблюдать дисциплину на рабочих местах. Во избежание поражения электрическим током и попадания частей тела в движущиеся части грузового лифта соблюдать меры безопасности во время его работы, запрещается дотрагиваться до токоведущих частей.

 

общие сведения

 

Грузовые лифты предназначены для вертикального переме­щения грузов и подразделяются на грузовые, работающие с проводником; грузовые, работающие без проводника; малые грузовые грузоподъемностью до 1,5 кН (0,15 т).

Скорость движения кабин грузовых лифтов от 0,15 до 0,5 м/с.

Лифт состоит из машинного отделения 11, шахты 6 с дверями на каждом этаже и кабины 3. На кабине имеются башмаки 9, охватывающие вертикальные направляющие 5. На канатоведущий шкив лебедки 1 наматывается подъемный трос 10, к одному концу которого подвешена кабина 3, к другому — противовес 7. В машинном отделении расположены лебедка, распределительный щит со станцией управления и ограничитель скорости 2, который связан с тросом 4. В нижней части шахты (приямке) расположены амортизаторы 8, предназначенные для смягчения удара кабины в случае перехода ее за нижнее рабочее положение. При переходе кабиной верхнего предельного уровня амортизаторы смягчают удар противовеса.

Двери шахты лифта — одно- и двухстворчатые, запираю­щиеся шпингалетным замком, установленным на правой створ­ке.  Под   действием   пружины концы шпингалета заходят в отверстия ра­мы. Двери можно открыть только тогда, когда гру­зовая платформа нахо­дится на данном этаже и ригельное устройство вы­жимает шпингалет из ра­мы. При этом ролик упи­рается в скобу шахты и, преодолевая усилие пру­жины, перемещает впра­во тягу, воздействующую на шпингалет. Кроме рас­смотренной выше меха­нической блокировки, две­ри имеют электрическую блокировку, которая по­зволяет включать двига­тель при закрытых створ­ках дверей. При закрытой двери кулачок на шпин­галете через рычаг и тол­катель нажимает на пе­реключатель и замыкает его контакт.

При открытых створ­ках толкатель отходит от переключателя, и контак­ты его размыкаются. Цепь управления двига­теля также размыкается, что делает невозможным его включение.

Кабины всех лифтов и подъемников оборудуют ловителями, которые при обрыве троса или превышении ско­рости заклиниваются между направляющими 1 башмаками ка­бины, предупреждая их дальнейшее падение. Ловители клиновые 3, эксцентриковые 4 приводятся в действие от вспомогательного троса, перекинутого через шкив ограничителя скорости.

Если скорость движения превысит допустимую, ограничи­тель скорости  затормаживает шкив 8. Движущаяся вниз кабина поворачивает ось 5 по часовой стрелке, так как неподвижный трос 7 воздействует на рычаг 6. Ось 1 поворачи­вается против часовой стрелки, и вертикальные тяги 2 поднимаются вверх, перемещая клинья 3 по опорным башмакам 4 ка­бины. Затягиванию клиньев способствуют силы трения между ними и направляющими.

На диске 1 шкива 13  укреплены  оси  9,  около которых вращаются фасонные грузы 12. Последние удерживаются пру­жиной 5 с тягой 8. Один конец пружины опирается на скобу 4, укрепленную на шкиве 13, второй — через шайбу 6 на регулиро­вочную гайку 7. Скорости движения шкива ограничителя ско­рости и кабины одинаковые. При возрастании скорости грузы расходятся, приближаясь к упорам 3 кольца 2. В момент, когда скорость кабины превысит предельно допустимую, грузы сцеп­ляются с упорами и останавливают шкив.

При срабатывании ограничителя кольцо 2 поворачивается на некоторый угол, кулачок 10 сходит со штифта переключателя 11 и контакт последнего  размыкает цепь управления двигателя.

Остановка движения кабины на заданном этаже произво­дится этажными переключателями, установленными в шахте на каждом этаже. Этажный переключатель состоит из переключа­теля и поворотного рычага с роликом. Рычаг переключателя под действием кабины может занимать три положения: среднее, правое и левое. При подходе кабины к этажному переключателю его ролик попадает в паз фигурной отводки, закрепленной на кабине, которая поворачивает рычаг из одного положения в другое. При этом подвижный контакт переключателя переме­щается от одного неподвижного контакта к другому. Положение рычага переключателя определяется положением кабины отно­сительно данного переключателя.

По достижении кабиной уровня данного этажа рычаг этаж­ного переключателя переводится в среднее положение и подвиж­ный контакт выходит из соприкосновения с неподвижными. При подъеме кабины вверх рычаг переключателя отводной кабины переводится в правое положение, а при опускании — в левое.

Ловители   (ограничители скорости):

о — захватные устройства;   б — схема  работы ловителей;

 в — кинематичес­кая схема лифта; г—ограничитель скорости

 

В электрической цепи лифта предусмотрены следующие элементы

блокировки, обеспечивающие безопасность и защиту: концевые выключатели, предназначенные для отключения электродвигателя лифта при переходе кабиной крайних рабочих положений; выключатель ловителя (ограничителя скорости), предназначенный для отключения электродвигателя лифта при действии ловителей; выключатели дверей кабины и шахты, обеспечивающие пуск лифта только при закрытых дверях ка­бины и шахты.

Лифты выпускаются грузоподъемностью 1,5; 5; 10; 30; 50 кН (0,15; 0,5; 1; 3; 5 т).

 

 

осмотр и текущий ремонт лифта

 

Перед проведением работ по техническому обслуживанию производят санитарную обработку механизмов и отключают электрооборудование от электросети.

При техническом обслуживании и ремонте подъемно-тран­спортного  оборудования   (подъемников,  лифтов)   запрещается:

отключать блокировочные контакты и предохранительные устройства;

включать оборудование путем прямого воздействия на кон­такторы, за исключением случаев, когда платформа или кабина не может быть пущена с помощью аппаратов цепи управления (например, при снятии платформы или кабины с ловителей).

При техническом обслуживании проверяют:

исправность освещения кабины, шахты, машинного отделе­ния и площадок перед дверями шахты;

отсутствие деформаций в ограждениях, фермах, грузовых площадках, рабочих настилах;

действие замков дверей шахты (при отсутствии кабины или платформы на данном этаже двери шахты не должны откры­ваться) ;

работу дверных контактов (при открытых дверях кабины лифт не должен включаться в работу);

точность остановки кабины на этажах, а также работу кноп­ки «Стоп» (при нажатии на последнюю лифт или подъемник должен остановиться в любом положении).

При текущем ремонте проверяют:

состояние электрических аппаратов, установленных на ог­раждениях, фермах, площадках. Контактные поверхности элек­троаппаратов должны быть чистыми и не иметь нагара. При наличии нагара контакты зачищают тонкой шкуркой и проти­рают чистой тканью, смоченной спиртом;

состояние электроизоляции проводки;

работу приводов, которые не должны иметь ударов, вибра­ции и повышенного шума. При этом холостой ход червячных ва­лов редуктора должен составлять не более 7ю оборота, износ подшипников червячных и главных валов редуктора не должен превышать 0,1 мм, износ резиновых втулок муфт допускается до 10% их диаметра, качка на пальцах и в гнездах не должна превышать 3 мм. Не допускаются скрип, а также постукивание в шпоночных и стопорных соединениях;

работу тормозного устройства, колодки которого при тормо­жении должны плотно охватывать полумуфты всей площадью ленты. В открытом положении зазор между тормозной колод­кой и полумуфтой должен быть в пределах 0,8—1,5 мм. Износ ленты должен составлять не более 1/4 ее толщины. Головки заклепок не должны выступать над поверхностью ленты;

уровень масла в редукторе, который не должен превышать рисок масломерной иглы. Масло не должно вытекать из редук­торов в местах соединения крышек с корпусом, а также в местах выхода валов;

работу ловителей. При этом валы ловителей должны сво­бодно вращаться во втулках. При ослаблении вспомогатель­ных тросиков эксцентрики ловителей должны доходить до по­верхности направляющих швеллеров и с усилием прижиматься к ним;

работу шпингалетных замков. Шпингалеты должны свободно ходить в отверстиях дверной рамы. При закрытых дверях отвод­ка толкателей должна замыкать контакты конечного выклю­чателя, а ригель должен обуславливать свободный ход шпингалета при наличии платформы (кабины) на данном этаже.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

1. Прочитайте пособие. Определите составные части конструкции лифта и уясните их назначение.

2. Изучите и начертите схему лифта и на основании этой схемы определите его основные элементы и их назначение.

3. На основании изучения пособия опишите принцип действии лифта и правила его загрузки для безопасной эксплуатации.

4. На основании схемы изучите устройство и принцип действия ловителя лифта.

5. В электрической схеме лифта изучите элементы блокировки, обеспечивающие безопасность его работы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Объясните назначение и область применения грузового лифта.

2. Перечислите основные части лифта и их взаимосвязь при его работе.

3. Какие элементы предусмотрены в конструкции лифта для его безопасной работы?

4. Какие элементы в электрической схеме лифта обеспечивают его безопасность и защиту?

5. Что запрещается при обслуживании и текущем ремонте лифта?

6. Что проверяют при техническом обслуживании лифта?

7. Что проверяют при текущем ремонте лифта?

 

   Задание для отчета

            1.         Начертить схему грузового лифта и обозначить на схеме его основные части.

2.Описать назначение и устройство грузового лифта.

3. Описать назначение электрических приборов грузового лифта.

  4. Описать правила эксплуатации грузового лифта.

  5. Описать работы, проводимые при техническом обслуживании и ремонте грузового лифта.