Занятие № 22
дата |
группа |
__.__.____ |
|
Практическая работа
Тема: Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели
Цель: провести исследование на основе готовой компьютерной модели, изучить на основе готовой программы графические операторы языка QBasic и научиться составлять простейшие программы с использованием графических операторов.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Графические возможности BASIC
Монитор– это электронное устройство, для отображения информации, вводимой в ЭВМ или выводимой из ЭВМ. Мониторы могут работать в двух режимах: текстовом и графическом. Каждый элемент экрана может иметь свой цвет.
Для выполнения графических операций в BASIC имеются специальные операторы, обеспечивающие изображение определенных геометрических фигур или их элементов. В каждом таком операторе описывается вид фигуры и ее параметры: размеры и положение на экране.
Для перехода в графический режим в BASIC необходимо в начале программы указать команду SCREEN 9. вообще этот оператор имеет несколько форматов (0-текстовый режим, 1- с разрешением 320*200, 2- с разрешением 640*200, 9- с разрешением 640*350)
Характеристика экрана
В режиме SCREEN 9 экран представляет собой координатную сетку с началом в левом верхнем углу, вправо от которого увеличивается координата x, а вниз- координата y.
Основные графические операторы языка BASIC
1. COLOR I, F– оператор, задающий цвет, где F-цвет фона (номер), I-цвет изображения (номер).
Таблица цветов
0- черный 1- синий 2- зеленый 3- голубой 4- красный 5- розовый 6- коричневый 7- светло серый |
8- темно-серый 9- темно-синий 10- ярко-зеленый 11- ярко-голубой 12- ярко-красный 13- ярко-розовый 14- желтый 15- белый |
2. PSET (x, y), c– оператор, изображающий точку с координатами (x, y), где c- цвет точки.
3. LINE (х1, у1)-(х2, у2), c–оператор, изображающий отрезок прямой (х1, у1)- начало отрезка (х2 ,y2)- конец отрезка, c- номер цвета.
4. LINE (х1, у1)-(х2, у2), c, B– оператор, изображающий прямоугольник со сторонами, параллельными осями координат. (х1, у1)-координаты левой верхней вершины (х2, у2)- координаты правой нижней, c- номер цвета.
5. LINE (х1, у1)-(х2, у2), c, BF– оператор, изображающий закрашенный прямоугольник, c- номер цвета. Параметры B и BF не принимают никаких значений.
6. CIRCLE (х, у), R, c–оператор, изображающий окружность, где (х, у) - координаты центра окружности, R- радиус окружности, c- номер цвета окружности.
7. CIRCLE (х, у), R, c ,,, k– оператор, изображающий эллипс, где (х,у) -координаты центра окружности, из которой эллипс получается, R- радиус окружности, c- номер цвета окружности, k– значение коэффициента сжатия.
при 0<k<1 эллипс принимает вид: |
при k>0 эллипс принимает вид: |
8. CIRCLE (х, у), R, c, a, b– оператор, изображающий дугу окружности (дуга строится от угла а к углу b), R- радиус окружности, c- номер цвета окружности, углы выражаются в радианах (например, )
9. CIRCLE (х, у), R, c, a, b, k– оператор, изображающий дугу эллипса.
10. PAINT (x, y), c1, c2– оператор, закрашивающий контуры, где (х, у)- координаты любой точки внутри закрашиваемого контура, с1 - цвет, которым закрашивается контур, с2 - цвет самого контура.
11. WINDOW (X1, Y1)- (X2, Y2)– оператор, устанавливающий новую систему координат, где левый нижний угол экрана получает координаты (x1, y1), а правый верхний- (x2, y2).
Так будет расположена система координат на экране после выполнения операторов
WINDOW (0, 0)- (640, 350)
|
WINDOW (-320, -175)- (320, 175) |
Тестирование готовой программы
Задача №1: в центре экрана построить график функции для x, изменяющегося от до с шагом 0,01.
Программа:
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
SCREEN 9 |
Переход в графический режим |
WINDOW (-3.14*6, -6)-( 3.14*6, 6) |
Перемещение начала координат в центр экрана |
LINE (-3.14*6, 0)-( 3.14*6, 0), 3 |
Изображение горизонтальной оси координат |
LINE (0, -6)-(0, +6), 3 |
Изображение вертикальной оси координат |
FOR X=-3.14*6 TO 3.14*6 STEP 0.001 |
Начало цикла изображения точек данной функции, где X=-3.14*6– первая точка графика, X=3.14*6– последняя точка графика |
PSET (X, 2*SIN(X)+3), 5 |
Изображение точек графика данной функции |
NEXT X |
Завершение цикла |
END |
Завершение программы |
Содержание работы:
Вариант №__
Задание №1. Составить программу для построения графика функции для x, изменяющегося от до с шагом 0,001.
Условие задачи:________________________________________________
Программа:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2. Протестировать следующую программу и охарактеризовать каждую команду.
CLS |
|
SCREEN 9 |
|
CIRCLE (320, 175), 150, 7, 0, 180*3.14/180 |
|
CIRCLE (470, 175), 10, 5 |
|
PAINT (470, 175), 5, 5 |
|
LINE (470, 175)-(460, 175), 7 |
|
CIRCLE (400, 145), 10, 5 |
|
PAINT (400, 145), 5, 5 |
|
CIRCLE (170, 212), 50, 7, 90*3.14/180, 240*3.14/180 |
|
END |
|
Задание №3. Протестировать следующую программу:
CLS
SCREEN 9
LINE (470, 175)-(460, 175), 7
LINE (470, 175)-(460, 175), 7
LINE (470, 175)-(460, 175), 7
END
Задание №4. Протестировать следующую программу и охарактеризовать каждую команду:
CLS |
|
SCREEN 9 |
|
COLOR 15 |
|
LINE (100, 175)-(250, 250), 1 |
|
LINE (250, 250)-(400, 175), 5 |
|
LINE (400, 175)-(250, 100), 3 |
|
LINE (250, 100)-(100, 175), 7 |
|
LINE (100, 175)-(400, 175), 2 |
|
LINE (250, 100)-(250, 250), 0 |
|
END |
|
Задание №5. Ответить на вопросы:
1. Какова роль оператора SCREEN 9? |
|
2. Какой оператор служит для построения отрезков прямой линии? |
|
3. Для чего служит оператор PSET? |
|
4. Какой оператор служит для задания цвета фона? |
|
5. Какое максимальное значение принимает координата X в Qbasic, а какое – координата Y? |
|
6. Какие операторы Вы используете в своей программе для построения своего изображения? Перечислите их. |
|
Задание №6. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.