Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. К организаторским умениям как общепедагогическим А.И. Щербаков относит мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.
Практическая готовность к педагогической деятельности.
Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной
компетентности выражается во внешних (предметных) умениях умениях педагогически
действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в
различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое значение
организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. А.С. Макаренко
подчеркивал, что воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. К
общепедагогическим А.И. Щербаков относит
организаторским умениям как
мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные. Мобилизационные
умения. Они связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых
интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формированием потребности в
знаниях и вооружением учащихся навыками учебной работы и основами научной
организации учебного труда; актуализацией знаний и жизненного опыта воспитанников с
целью формирования у них творческого отношения к окружающему миру; созданием
специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков;
разумным использованием методов стимулирования, созданием атмосферы совместного
переживания и т.п. Информационные умения. Обычно их связывают только с
непосредственным изложением учебной информации, в то время, как они имеют место и в
способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными и компьютерными
источниками, умения дидактически ее преобразовывать, т.е. интерпретировать и
адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
В процессе непосредственного общения с учащимися информационные умения
проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику
предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически
правильно строить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное
изложение; органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного путей
изложения материала; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и
выразительно; применять технические средства, электронновычислительную технику и
средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков;
оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с
использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход
изложения материала.Развивающие умения
Такие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л.С.
Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций и
других условий для развития познавательных процессов чувств и воли воспитанников;
стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности
в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию,
конкретного к абстрактному) и функциональных (причиныследствия, целисредства,
качестваколичества, действиярезультата) отношений; формулирование и постановку
вопросов, требующих применения усвоенных знаний, сравнений н самостоятельных
умозаключений; создание условий для развития индивидуальных особенностей,
осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
Ориентационные умения
Они направлены на формирование моральноценностных установок воспитанников и
научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и
других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и
науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и
возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей
целью развитие социально значимых качеств личности.
Организаторские умения учителявоспитателя неразрывно связаны с
коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных
взаимоотношении педагога с учащимся, педагогамиколлегами, родителями, Одна из
особенностей деятельности педагога в том и состоит, что решение педагогических задач
происходит на фоне непрерывно осуществляющегося педагогического общения. Такое
общение — есть система приемов социальнопсихологического взаимодействия педагога и
учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного
воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Причем, педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В
процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и
воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи.
Коммуникативные умения педагога структурно могут быть представлены как
взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и
педагогической техники.