Практическая готовность к педагогической деятельности.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. К организаторским умениям как общепедагогическим А.И. Щербаков относит мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.
Иконка файла материала Практическая готовность к педагогической деятельности.doc
Практическая готовность к педагогической деятельности. Практическая   готовность   педагога   в   структуре   его   профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях ­ умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.  Организаторская   деятельность   педагога   обеспечивает   включение   учащихся   в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое значение организаторская   деятельность   приобретает   в   воспитательной   работе.   А.С.   Макаренко подчеркивал,   что   воспитательная   работа   есть   прежде   всего   работа   организатора.   К   общепедагогическим   А.И.   Щербаков   относит организаторским   умениям   как   мобилизационные,   информационные,   развивающие   и   ориентационные.   Мобилизационные умения. Они связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях   и   вооружением   учащихся   навыками   учебной   работы   и   основами   научной организации учебного труда; актуализацией знаний и жизненного опыта воспитанников с целью   формирования   у   них   творческого   отношения   к   окружающему   миру;   созданием специальных   ситуаций   для   проявления   воспитанниками   нравственных   поступков; разумным   использованием   методов   стимулирования,   созданием   атмосферы   совместного переживания   и   т.п.   Информационные   умения.   Обычно   их   связывают   только   с непосредственным изложением учебной информации, в то время, как они имеют место и в способах   ее   получения.   Это   умения   и   навыки   работы   с   печатными   и   компьютерными источниками,   умения   дидактически   ее   преобразовывать,   т.е.   интерпретировать   и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. В   процессе   непосредственного   общения   с   учащимися   информационные   умения проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно   строить   и   вести   конкретный   рассказ,   объяснение,   беседу,   проблемное изложение;   органично   сочетать   использование   индуктивного   и   дедуктивного   путей изложения   материала;   формулировать   вопросы   в   доступной   форме,   кратко,   четко   и выразительно;   применять   технические   средства,   электронно­вычислительную   технику   и средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.Развивающие умения Такие   умения   предполагают   определение   "зоны   ближайшего   развития"   (Л.С. Выготский)   отдельных   учащихся   и   класса   в   целом;   создание   проблемных   ситуаций   и других   условий   для   развития   познавательных   процессов   чувств   и   воли   воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в   установлении   логических   (частного   к   общему,   вида   к   роду,   посылки   к   следствию, конкретного   к   абстрактному)   и   функциональных   (причины­следствия,   цели­средства, качества­количества,   действия­результата)   отношений;   формулирование   и   постановку вопросов,   требующих   применения   усвоенных     знаний,   сравнений   н   самостоятельных умозаключений;   создание   условий   для   развития   индивидуальных   особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся. Ориентационные умения Они направлены на формирование морально­ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других   мотивов   поведения;   привитие   устойчивого   интереса   к   учебной   деятельности   и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности. Организаторские   умения   учителя­воспитателя   неразрывно   связаны   с коммуникативными,   от   которых   зависит   установление   педагогически   целесообразных взаимоотношении   педагога   с   учащимся,   педагогами­коллегами,   родителями,   Одна   из особенностей деятельности педагога в том и состоит, что решение педагогических задач происходит   на   фоне   непрерывно   осуществляющегося   педагогического   общения.   Такое общение — есть система приемов социально­психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,   организация   взаимоотношений   с   помощью   коммуникативных   средств. Причем, педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В процессе   общения   педагога   и   ученика   не   только   реализуются   функции   обучения   и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи. Коммуникативные   умения   педагога   структурно   могут   быть   представлены   как взаимосвязанные   группы   перцептивных   умений,   собственно   умений   общения   и педагогической техники.