ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Оценка 5
Лабораторные работы
doc
информатика +1
Взрослым
15.03.2018
Приведены теоретические сведения по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», а также задания для проведения практической работы.
Предназначено для курсантов обучающихся по специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования»
Также приведены контрольные вопросы для проверки знаний курсантов по данной теме.Приведены теоретические сведения по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», а также задания для проведе-ния практической работы.
Предназначено для курсантов обучающихся по специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектрон-ного оборудования»
Лаба по СС Практическое занятие №1.doc
Омский летнотехнический колледж гражданской авиации имени А.В.
Ляпидевского филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт
гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева»
(ОЛТК ГА – филиал ФГБОУ ВО УИ ГА )
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
по дисциплине «Вычислительная техника»
Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Для специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация
транспортного радиоэлектронного оборудования
0 Омск 2018
1 Разработал:
Пищагина Е.С., преподаватель ОЛТК ГА
Рассмотрено
на заседании ЦМК ЕНД и ОВД
от «_____»__________20__г.
Протокол №_________
Приведены теоретические сведения по теме «Перевод чисел из
одной системы счисления в другую», а также задания для проведения
практической работы.
Предназначено для курсантов обучающихся по специальности
транспортного
«Техническая
эксплуатация
11.02.06
радиоэлектронного оборудования» Практическая работа №1
Представление информации в различных системах счисления
Цель работы. Изучение методов перевода чисел из одной системы
счисления в другую. Изучение способов представления числовой
информации в компьютере
План
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Изучить методы перевода целых чисел из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
системы счисления
Изучить методы перевода правильных дробей из десятичной
системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную системы счисления
Изучить методы перевода вещественных чисел из десятичной
системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную системы счисления
Изучить методы перевода чисел из двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему
счисления
Изучить методы перевода чисел из двоичной системы
счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления и наоборот
Изучить представление целых и вещественных чисел в
компьютере
Ответить на контрольные вопросы
Краткие теоретические сведения
В двоичной системе счисления все числа записываются с
помощью двух цифр 0 или 1, основание (базис) двоичной системы
счисления q=2.
В восьмеричной системе счисления все числа записываются с
помощью восьми цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, основание восьмеричной
системы счисления q=8.
1 В десятичной системе счисления все числа записываются с
помощью десяти цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
В шестнадцатеричной системе счисления все числа
записываются с помощью шестнадцати цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A
(количественный эквивалент числа 10), B (11), C (12), D(13), E (14), F
(15), базис шестнадцатеричной системы счисления q=16. Рассмотрим
соотношение цифр и чисел в различных системах счисления (Таблица
1).
Таблицы чисел в различных системах счисления
Таблица 1
10я
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
2я
8я
0
0
1
1
10
2
11
3
100
4
101
5
110
6
111
7
1000
10
1001
11
1010
12
1011
13
1100
14
1101
15
1110
16
1111
17
10000 20
16я
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
B
C
D
E
F
10
Для того чтобы перевести целую часть числа из десятичной
системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную,
необходимо:
1. Последовательно делить данное число и получаемые при делении
целые частные на основание q новой системы счисления (2, 8 или 16),
2 выражая промежуточный результат цифрами исходной системы, до тех
пор, пока частное не станет равным нулю.
2. Полученные остатки, фактически являющиеся цифровым
выражением числа в новой системе, привести в соответствие с
алфавитом этой системы счисления (имеются в виду системы
счисления с основанием больше 10).
3. Записать число в новой системе счисления, начиная с последнего
остатка.
Пример 1. Перевести число 2310 в двоичную систему счисления.
_23
22
2
_11
10
2
_5
4
2
_2
2
2
_1
0
2
0
ПОЛУЧАЕМ 2310=101112
Для того, чтобы выполнить перевод правильных дробей из
десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную необходимо последовательно умножать
правильную дробь и получаемые дробные части произведений на
основание системы q до тех пор, пока дробная часть произведения не
станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность
представления числа.
Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами
числа в новой системе счисления, привести в соответствие с
алфавитом новой системы счисления. Составить дробную часть числа
в новой системе счисления, начиная с целой части первого
произведения.
3 Пример 2. Перевести число 0,6562510 в восьмеричную систему
счисления.
0,
5,
2,
65625
х 8
25000
х 8
00000
Получаем: 0,6562510 = 0,528
Перевод вещественных чисел, т.е. чисел,
содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа.
Отдельно переводится целая часть, отдельно — дробная. В итоговой
записи полученного числа целая часть отделяется от дробной
запятой.
Переводим дробную часть 0,35610 в
шестнадцатеричную систему счисления:
0, 356
х 16
5, 696
х 16
136
х 16
11,
(В)
2, 176…
Получаем: 0,35610 0,5В216.
Пример 3. Перевести
число 156,35610 в
шестнадцатеричную
систему счисления.
Представим число в виде
суммы целой и дробной
части
156,35610=15610+0,35610
Переводим целую часть
15610 в
шестнадцатеричную
систему счисления:
_156
144
12
(С)
Получаем 15610=9С16
16
_9
0
9
16
0
Таким образом, 9С16+0,5В216=9С,5В216. Получаем: 156,35610
9С,5В216
4 При переводе чисел из системы счисления с основанием q в
десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды
целой части справа налево, начиная с нулевого, и дробной части,
начиная с разряда сразу после запятой, слева направо – начальный
номер 1. Затем вычислить сумму произведений соответствующих
значений разрядов на основание q системы счисления в степени,
равной номеру разряда
Пример 4. Перевести число 10110110111,1012 в десятичную
систему счисления
3
9
8
7
4
6
5
2
1
0
3
1 0 1 1 0 1 1 0 1 1
,
2
1
1 0 12=1*29+0*28+1*27+1*26+0*25+1*24
+1*23+0*22+1*21+
+1*20+1*21+0+22+1*23=
=512+0+128+64+0+16+8+0+2+1+0,5+0+0,125=731,62510
Если необходимо перевести число из двоичной системы
счисления в систему счисления, основанием которой является
степень двойки, достаточно объединить цифры двоичного числа в
группы по столько цифр, каков показатель степени. При этом в целой
части числа группировка производится справа налево, а в дробной
слева направо. Если в последней группе недостает цифр,
дописываются нули: в целой части слева, в дробной – справа. Затем
каждая группа заменяется цифрой новой системы счисления (Таблица
1).
При переводе чисел из системы счисления, основанием которой
является степень двойки, в двоичную систему счисления необходимо
каждую цифру заменить группой по столько цифр двоичной системы
счисления, каков показатель степени. Затем записать цифры слева
направо.
5 Пример 5. Перевести число 1011010010111,10112 в восьмеричную
систему счисления
Разбиваем число на тройки цифр и заменяем каждую триаду
восьмеричной цифрой:
001 011 010 010 111,101 1002
1 3 2 2 7 5 4
Получим 1011010010111,1011002=13227,548
Пример 6. Перевести число 801А9Е,3F16 в двоичную систему
счисления
Заменим каждую цифру четверкой двоичных цифр:
8 0 1 А 9 Е, 3 F16
1000 0000 0001 1010 1001 1110 0011 1111
Получим 801А9Е,3F16=100000000001101010011110,001111112
6 Задания к практической работе
Задание 1. (3 балла)
Перевести число из 2й с/с в 10ю с/с, 8ю с/с, 16ю с/с по
вариантам:
№ варианта
P = 2
№ варианта
P = 2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
1001,101
11011,1101
10101,001
10101,0111
1101,100101
101101,101
1100111,101
10010,011
11100101,100
110101111,101
100100,0101
101011,011
110000,10111
101010,0110
1100,0111
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
1101,0011
10110,001
110110,1010
100110,001
10011,0011
1101101,1011
1001001,0011
10101,1110
110110,1101
110110,001
101100,1010
110110,101
1011101,110
111011,1010
1111010,1101
7 Задание 2. (6 баллов)
Перевести число из 10й с/с в 2ю с/с, 8ю с/с, 16ю с/с по
вариантам. Для двоичной системы счисления при переводе дробной
части получить 67 знаков после запятой.
При переводе чисел в 8 с/с и 16 с/с пользоваться правилами
перевода чисел из 10 с/с в любую другую; при переводе дробной части
получить 45 знаков после запятой.
№ варианта
P = 10
№ варианта
P = 10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
8
136,15
213,127
123,64
236,18
147,82
184,38
199,32
132,96
101,56
231,38
177,853
97,456
139,69
153,238
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
178,35
135,123
126,29
162,157
186,64
165,127
146,142
159,33
149,201
155,33
175,391
221,76
123,521
157,25 15.
201,33
30.
198,76
Задание 3. (4 балла)
Перевести числа:
из 8 с/с и 16 с/с в десятичную систему счисления;
из 8 с/с в шестнадцатеричную систему счисления через
двоичную;
из 16 с/с в восьмеричную систему счисления через
двоичную.
№ варианта P = 8
P = 16 № варианта P = 8
P = 16
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
574,03
652,42
374,71
431,34
106,25
227,34
361,17
253,51
327,16
174,43
554,24
710,36
325,64
1A05
931C
2001
FD0
84B
7A3D
946F
160E
18AB
20F
39D1
FF0
A0E
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
147,42
543,35
732,61
621,76
452,34
634,15
721,62
642,71
741,52
246,31
316,64
327,07
561,67
84C
C1F
A10C
AE0
ABC2
1BC4
20FF
BC0
4571
23DE
13CB
AC5D
DF91
9 14.
15.
541,56
371,37
34F1
103D
29.
30.
723,42
173,64
E75A
A01F
4. (8 баллов)
Задание
Выполнить операции сложения, вычитания, умножения и
деления над числами в двоичной системе счисления и операции
сложения и вычитания в восьмеричной и шестнадцатеричной системе
счисления по вариантам.
№ варианта
P = 2
x=1110011
y=1011
x=1000001
x=13147
y=1110
y=37
P = 8
x=7162
y=53
P = 16
x=72ABF
y=B5
x=3CC5
y=2F
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
10
x=10100001
x=26220
x=68E1A
y=111
y=56
y=8A
x=1100011
x=21407
x=8859F
y=1010
x=110011
y=1001
x=1010101
y=10001
x=1100111
y=61
y=C5
x=63616
x=22BC3
y=67
y=23
x=10274
x=529B3
y=52
y=67
x=14630
x=BEC62 y=1101
x=11001001
y=1001
y=32
x=6522
y=37
y=D2
x=50385
y=63
x=1001010
x=32414
x=45FCF
y=101
y=34
y=E7
x=111001
x=23064
x=72D9B
y=110
P = 2
x=1100110
y=11000
x=101010
y=1001
x=101001
y=100
y=24
P = 8
y=E9
P = 16
x=36226
x=4AAD3
y=57
y=7D
x=10770
x=2154E
y=31
y=3B
x=10756
x=78273
y=22
y=95
x=11000101
x=11324
x=A89C0
y=1001
x=1010101
y=10101
y=12
y=C6
x=31567
x=37A50
y=37
y=38
x=11100111
x=22217
x=41FFB
y=1011
y=61
y=53
x=10010101
x=71157
x=ACDE8
y=1101
x=1110001
y=101
y=77
x=4141
y=15
y=B5
x=48A04
y=7C
8.
9.
10.
№ варианта
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
11 x=11011001
x=35430
y=37
x=7111
y=27
x=CEB3
y=5F
x=1D6D8
y=7A
x=32574
x=1593C
y=34
x=5211
y=37
P = 8
y=2D
x=5A858
y=A8
P = 16
19.
20.
21.
22.
y=1011
x=1001101
y=1010
x=1011101
y=10101
x=10001011
y=10001
№ варианта
P = 2
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
x=1001110
x=25154
x=4C3C9
y=100
y=36
y=5F
x=11001100
x=57602
x=4EE2E
y=111
y=62
y=76
x=11001101
x=14335
x=4952A
y=101
x=1110011
y=110
y=23
x=7771
y=57
y=5E
x=CF33C
y=F6
x=10001111
x=55322
x=5D8CC
y=1011
x=1011010
y=110
x=1110011
y=101
y=62
x=5211
y=37
x=7603
y=23
y=8C
x=92365
y=F1
x=CA8EE
y=D6
x=1011011
x=12324
x=55EE7
12 y=111
y=76
y=5F
Критерии оценки:
Оценка «3» 10 – 14 баллов
Оценка «4» 15 – 19 баллов
Оценка «5» 20 – 21 балл
13 Контрольные вопросы
1. Что такое система счисления?
2. В чем отличие позиционных и непозиционных систем
счисления?
3. Что называется основанием системы счисления?
4. Приведите правила перевода чисел из десятичной системы
счисления в двоичную.
5. Приведите правила перевода чисел из восьмеричной системы
счисления в двоичную.
6. Приведите правила перевода чисел из двоичной системы
счисления в шестнадцатеричную.
14
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 по дисциплине «Вычислительная техника» Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.