Практическая работа
по теме: «Символика сказки В.М. Гаршина «Attalea prinsceps»
(учебник «Литература 6 класс»; авторы: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова, М., Вентана – Граф, 2013 г.)
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: развивать потребность к самовыражению; развивать уважительное отношение к родному языку, родной литературе;
- метапредметные: развивать умение формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в их исполнение, проводить наблюдение, понимать переносный смысл тропов и фигур;
- предметные: формировать умение анализировать и сопоставлять художественные тексты.
Форма деятельности: индивидуальная
Оборудование: лист А4 с изображением главных героев скзки (у каждого ученика), карандаши цветные, учебник «Литература 6 класс».
Ход работы
1 Организация класса, определение темы и цели работы.
2. Подготовка к восприятию темы.
- Вспомните, что такое аллегория. В каких жанрах она чаще всего встречается? С какой целью писатели прибегают к аллегории.
Аллегория – иносказание, с помощью которого писатели изображают картины – образы и выражают свои мысли и чувства. Аллегория относится к изобразительно-выразительным средствам. Аллегоричны образы животных в баснях и сказках
- Какие еще изобразительно – выразительные средства вам известны? Какова их роль в произведении?
3. Практическая работа.
Задние №1. Найдите названия растений, выпишите их. Попробуйте каждому из них дать описание – характер.
Например:
Саговая пальма – капризная, заносчивая; кактус – самовлюбленный толстяк: корица – приспособленка; папоротник - вредина ; цикада – завистница ; главная героиня горда, свободолюбива
- Почему герои сказки же в самом начале различаются по своему виду, силе , стремлениям? Запишите свой ответ.
Растения похожи на людей (аллегорию использует автор), одинаковых людей нет, нет в данном обществе единомышленников, союзников, каждый сам по себе.
Задание№2. Дружба пальмы и травки. Как автор описывает травку и пальму? Выпишите цитаты, разделив лист на две части
Пальма |
Травка |
«…выше всех и красивее всех» (стр.116) |
«Самая жалкая и презренная травка…», «…маленькая, вялая…» Травка: «Если я, ничтожная, вялая травка, так страдаю, без своего серенького неба…»(стр.119 до конца абзаца) «…Я – маленькая травка и никогда не доберусь до свободы… Вы…выйдете на свет божий» |
О чем мечтают пальма и травка? Изобразите в соответствующей графе |
|
«…помнила свое родное небо и больше всех тосковала о нем…» «Я хочу увидеть небо и солнце…» |
свобода |
Что любят герои? |
|
Воздух и свободу |
Воздух и свободу
|
Судьба героев |
|
Спилить! |
Вырвать эту дрянь и выбросить… |
Почему именно слабая травка становится союзником пальмы?
3. Творческая работа
1)Письменный ответ на вопрос:
А) «Могла ли пальма предугадать свою судьбу? Если бы могла, то поменяла бы свои планы?»
Б) «Можем ли мы считать пальму победительницей?»
2) Придумайте образ – символ оранжереи, в которой жили герои. Нарисуйте его.
4. Подведение итогов за урок
5.Определение домашнего задания. Прочитать сказку «Легкие шаги» В. Каверина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.