Практическая работа по русскому языку "Лексические и фразеологические словари"
Оценка 4.9
Исследовательские работы +4
doc
русский язык
Взрослым
05.03.2018
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (язы-ковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведче- ской);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Практическое занятие3ря.doc
Практическое занятие3
Тема: Лексические и фразеологические словари. Лексико
фразеологический разбор
Цель: совершенствовать навыки лексикофразеологического разбора, обогащать словарный
запас.
Порядок выполнения работы:
1 задание: Изучить теоретический материал.
1. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологическом словаре русского языка, в
справочнике «Крылатые слова». Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в
толковых словарях. Фразеологизмы в толковых словарях обозначаются знаком О.
Особого внимания требует употребление фразеологических сочетаний. Используя
фразеологизмы следует учитывать их семантику, образный характер, лексикограмматическую
структуру, эмоциональноэкспрессивную и функциональностилевую окраску, а также
сочетаемость с другими словами в составе предложения. Кроме того, в речи распространены
немотивированное изменение составе фразеологизма (брать в свои руки), или структурно
грамматические изменения фразеологизма.
2 задание: Изучить порядок лексикофразеологического разбора
Лексикофразеологический разбор
1 .Дайте толкование выделенных слов.
2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех
значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
3. Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и
переносного значений одногодвух слов.
4. Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы,
просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
6. Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные,
разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически
окрашенные морфемы?
7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску,
подберите к ним синонимы и антонимы.
3 задание: Выписать из упражнения №71,стр.68 фразеологизмы, пояснить их лексическое
значение. Сделать лексикофразеологический разбор 7 фразеологизмов (см.порядок лексико
фразеологический разбора).
Во все лопатки; мало каши ел; лёгкий на подъём; ходить на цыпочках; браться за ум; не по
дням, а по часам; во весь дух.
4 задание: Объясните значение фразеологизмов, включающих архаизмы.
При затруднении проверьте себя, обратившись к фразеологическому словарю.
Бить баклуши; мерить на свой аршин; на сон грядущий; воздать сторицей; быльём
поросло; как зеницу ока; бить челом; типун тебе на язык.
Для справок: баклуши деревянные заготовки для поделок, которые откалывали (били) от
чурбака; аршин русская мера длины (71,12 см); грядущий будущий; сторица
буквально: увеличенное в сто раз; быльё трава; зеница зрачок; око глаз; чело лоб; типун
язва.
Практическая работа по русскому языку "Лексические и фразеологические словари"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.